ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2025  N1-2(239-240)
ЭКОНОМИКА
СОКРАЩАЯ РАССТОЯНИЯ, СБЛИЖАЯ МНЕНИЯ
Туркменистан, занимающий выгодное географическое положение на пересечении пролегающих через Центральную Азию международных транспортных маршрутов, обладает огромным транзитным потенциалом, который правительство страны, обладающей нейтральным статусом, подтвержденным ООН, стремится реализовать с максимальной отдачей.
Как отметил Президент Сердар Бердымухамедов на расширенном заседании правительства, когда подводились итоги развития страны за прошлый год, Туркменистан осуществляет конструктивное партнерство со странами планеты и региона в политической, торгово-экономической сферах, а также успешно взаимодействует с разными государствами и международными структурами в транспортно-логистическом секторе, топливно-энергетическом комплексе, в других областях.
Это наглядно подтверждает, что статус постоянного нейтралитета Туркменистана, подтвержденный резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, обеспечивает стране возможности налаживания многовекторного сотрудничества со всеми странами Евразийского и других континентов.
Закономерно, что в стратегии внешней политики нейтрального Туркменистана особое место занимает развитие международного сотрудничества в транспортной сфере. Принятая «Программа развития транспортной дипломатии на 2022–2025 годы» свидетельствует о стремлении страны к максимальному использованию своего географического положения для укрепления позиций в этой области. Эта программа, включающая основные направления национальной транспортной политики, предусматривает достижение широкого комплекса стратегических целей и модернизацию материально-технической базы всех видов транспорта. В числе важных задач программы – создание мультимодальных транспортно-транзитных коридоров путем эффективного использования имеющегося потенциала страны.
На 70-м пленарном заседании 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предложению Туркменистана и при единогласной поддержке государств-членов сообщества наций 26 ноября каждого года объявлено Всемирным днем устойчивого транспорта, что стало очередным признанием широкой поддержки выдвигаемых нейтральным Туркменистаном инициатив международного значения.
Генеральная Ассамблея ООН 21 декабря 2023 года единогласно приняла резолюцию «Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития», разработанную по инициативе нейтрального Туркменистана. Данная резолюция призывает государства-члены поддерживать непрерывное функционирование и укрепление транспортной системы и транспортной инфраструктуры во всех соответствующих аспектах, необходимых для устойчивого развития.
Усилия Туркменистана по развитию транспортных сообщений, достижения и инициативы в этой сфере, а также вклад страны в составление «Программы ООН по десятилетию устойчивого транспорта на 2026–2035 годы», были представлены на проведенной в Ашхабаде 16 апреля 2024 года министерской встрече «Группы друзей устойчивого транспорта», созданной по инициативе Туркменского государства. Как подчеркивалось на встрече, в соответствии с предложениями нейтрального Туркменистана ведется большая работа по дальнейшему развитию международного транспортно-транзитного сообщения.
Для решения поставленных перед транспортным комплексом страны задач обеспечивается динамичное наращивание темпов грузовых и пассажирских перевозок, улучшается качество оказываемых услуг. Так, за 2024 год темпы роста выполненных работ транспортным комплексом составили 118,8 процента. Существенно выше прошлогодних обеспечены темпы роста грузоперевозок в автомобильном, железнодорожном, воздушном, морском и речном видах транспорта.
Расширение международных экономических связей Туркменистана диктует необходимость в повышении объемов грузопотоков, в обслуживании которых нарастает роль действующих и новых крупных транспортных узлов страны.
Важным проектом в развитии транспортной сферы страны стало введение в строй 17 апреля 2024 года 109-километрового участка Теджен – Мары высокоскоростной автомагистрали Ашхабад – Туркменабад. Строительство этого автобана общей протяженностью 600 километров ведется с января 2019 года в три этапа. Первый участок Ашхабад – Теджен (203 километра), был введен в строй в октябре 2021 года. Ввод в эксплуатацию автомагистрали Ашхабад – Туркменабад существенно увеличит пропускную способность автотранспортной системы как государственного, так и международного значения в Туркменистане и повысит качество логистических услуг.
Поэтапная модернизация транспортной сферы также предусматривает реализацию проектов в области воздушного транспорта, в том числе по реконструкции и строительству новых аэропортов, обновлению парка авиационной техники. В настоящее время внешнеэкономические связи в гражданской авиации нейтральный Туркменистан осуществляет на основе более 50 международных соглашений и конвенций с рядом зарубежных стран. Страна является членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Совета по авиации и использованию воздушного пространства и Межгосударственного авиационного комитета (МАК), а также сотрудничает с Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA).
В Туркменистане ведется строительство и вводятся в эксплуатацию новые аэропорты. Среди них – Международный аэропорт Ашхабада, международные воздушные гавани в городах Туркменабаде и Керки Лебапского велаята. Важным событием в развитии национальной гражданской авиации стала закладка нового международного аэропорта в городе Джебеле Балканского велаята.
Авиапарк страны регулярно пополняется современными пассажирскими самолетами Boeing и грузовыми Airbus А330-200, что повышает конкурентоспособность национальной авиакомпании на мировом рынке. Только в 2024 году регулярные пассажирские авиарейсы связали Ашхабад с городами Абу-Даби, Куала-Лумпуром, Джиддой, Хошимином, Миланом.
Не менее важная задача по развитию транспортного комплекса нейтрального Туркменистана – повышение пропускной способности железнодорожной системы страны. Модернизация в этой отрасли является одним из приоритетов государства, которое реализует курс на последовательное укрепление и расширение торгово-экономических связей со всеми заинтересованными странами мира. В железнодорожной сфере уже реализован ряд крупных проектов государственного и международного уровней. Это стальные магистрали внутри страны Ашхабад – Дашогуз и Зергер – Керки, а также участки международных железнодорожных линий Узень (Казахстан) – Берекет (Туркменистан) – Горган (Иран), Керки – Ымамназар (Туркменистан) – Акина (Афганистан). Строительство этих железных дорог и подключение их к системе соседних государств способствует увеличению объемов перевозок транзитных грузов.
Как сообщалось на международной конференции «Международные транспортные и транзитные коридоры: связность и развитие», прошедшей в Ашхабаде в ноябре 2024 года, для реализации текущих проектов транспортного комплекса Туркменистана привлечены инвестиции на общую сумму 953,2 миллиона долларов США, из которых освоено 77,5 процента. Для привлечения этих средств Туркменистан сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития, Японским агентством международного сотрудничества, Экспортно-импортным банком Китая, Исламским банком развития, Фондом международного развития ОПЕК, Фондом развития Абу-Даби и другими финансовыми институтами.
Также большую роль в развитии устойчивой транспортной инфраструктуры Туркменистана играют внутренние государственные инвестиции. Благодаря инвестиционным проектам правительства в настоящее время предприятиям транспортного комплекса страны предоставлены кредиты на сумму более 3,6 миллиарда долларов США под государственные гарантии. В частности, правительство осуществило капитальные вложения в развитие проектов транспортных ведомств на сумму, превышающую 4,6 миллиарда долларов США.
Важным этапом в совершенствовании международной транспортной инфраструктуры является участие нейтрального Туркменистана в создании и развитии региональных и транснациональных транспортных коридоров. Среди них – международные транспортные коридоры «Север – Юг», «Восток – Запад» и Южный транспортный коридор.
Туркменистан играет важную роль в развитии транзитного коридора «Ляпис-Лазули», который соединяет Афганистан с Турцией и Европой. В феврале 2018 года была запущена железная дорога Серхетабат – Тургунди, являющаяся частью этого коридора. В сентябре 2024 года состоялось открытие 177-метрового железнодорожного моста Серхетабат – Тургунди и стартовало строительство складского комплекса железнодорожной станции Тургунди, а также участка железной дороги Тургунди – Санабар.
Морские перевозки осуществляются через Международный морской порт Туркменбаши, который стал важным звеном в развитии национального морского флота и увеличении объемов транзитных грузоперевозок. Значительным шагом также стало расширение объемов собственного судостроения на базе судостроительно-ремонтного завода «Balkan».
Нейтральный статус Туркменистана позволяет стране активно участвовать в различных международных союзах и организациях, в рамках которых Ашхабад выдвигает актуальные инициативы по наращиванию сотрудничества, в том числе в транспортной области. Так, в январе 2025 года в Брюсселе были обсуждены возможности развития взаимодействия между Туркменистаном, Европейским союзом и Центральной Азией с особым акцентом на транспортную сферу.
Одновременно Туркменистан расширяет стратегическое партнерство с Россией, в том числе в торгово-экономической и в транспортной сферах. Посол Российской Федерации в Туркменистане Иван Волынкин в декабре 2024 года на пресс-конференции в Ашхабаде подчеркнул, что «Россия по-прежнему является одним из основных торговых партнеров Туркменистана. В настоящее время особое внимание уделяется взаимодействию по линии транспортных ведомств, которые работают на развитие восточной хорды международного транспортного коридора «Север – Юг». Благодаря совместным усилиям кратно увеличен объем экспортных, импортных и транзитных перевозок по железной дороге, внедряются современные технологии управления грузопотоками».
В ноябре 2024 года в Ашхабаде состоялась вторая министерская встреча «Группы друзей устойчивого транспорта», прошедшая в рамках международных конференции и выставки «Международные транспортно-транзитные коридоры: взаимосвязь и развитие – 2024». Ее участники обсудили развитие устойчивых транспортных систем на глобальном и региональном уровнях, а также подчеркнули необходимость консолидации усилий в подготовке к «Десятилетию ООН по устойчивому транспорту на 2026–2035 годы».
В ходе конференции министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов и Генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) Умберто де Претто обсудили на встрече возможности усиления кооперации в 2025 году в рамках председательства Туркменистана в Специальной

Олег ЛУКИН


©Международный журнал "Туркменистан", 2005