ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2025  N1-2(239-240)
ПОЛИТИКА
ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МИРОТВОРЧЕСТВА
12 декабря 2025 года вместе со всем мировым сообществом Туркменистан отмечает тридцатую годовщину международного признания статуса постоянно нейтрального государства.
Прошедшие три десятилетия показали правильность сделанного выбора в пользу нейтральной модели внешней политики, его полное соответствие подлинным интересам народа Туркменистана, долгосрочным задачам и планам социально-экономического развития страны, целям равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества, региональной повестке Организации Объединенных Наций.
За эти годы Туркменистан добился заслуженного уважения со стороны мирового сообщества, обрел репутацию надежного, ответственного партнера, неукоснительно выполняющего свои обязательства.
Не будет преувеличением сказать, что нейтралитет Туркменистана – это достояние не только туркменского народа, но и всего мирового сообщества. 12 декабря 1995 года Организация Объединенных Наций в лице 185 государств-членов, входивших на тот момент в ее состав, на своей Генеральной Ассамблее единогласно приняла резолюцию за номером 50/80 «Постоянный нейтралитет Туркменистана». Исходя из целей и задач, определенных Уставом ООН, и будучи заинтересованной в утверждении международного мира и стабильности, Генеральная Ассамблея пошла по пути поддержки, признания и обеспечения гарантий нейтралитета Туркменистана. В резолюции подчеркивается, что ООН, «выражая надежду на то, что статус постоянного нейтралитета Туркменистана будет содействовать укреплению мира и безопасности в регионе, признает и поддерживает провозглашенный Туркменистаном статус постоянного нейтралитета».
Спустя несколько дней уже в самом Туркменистане принятием конституционного закона были осуществлены процедуры, придавшие данному решению мирового сообщества внутригосударственный статус. В принятом Меджлисом «Конституционном законе о постоянном нейтралитете Туркменистана» и «Концепции внешней политики Туркменистана как нейтрального государства» от 27 декабря 1995 годы были сформулированы обязательства, добровольно взятые на себя государством во исполнение нейтрального статуса, в том числе:
– не принимать участия в военных блоках и союзах, а также в межгосударственных союзах, предполагающих коллективную ответственность их участников;
– не начинать войны и не вызывать военных конфликтов, не предпринимать шаги, способные так или иначе привести к ним;
– не производить и не распространять оружие массового уничтожения;
– не размещать на своей территории военные базы других государств;
– развивать экономическое сотрудничество с другими странами на основе равноправия, взаимной выгоды и учета интересов партнера, обеспечить открытость своего финансово-экономического пространства;
– содействовать усилиям мирового сообщества в решении экономических проблем;
– не оказывать экономического давления на другие страны и не участвовать в экономических блоках против других государств;
– признавать и уважать основные демократические права и свободы человека и гражданина, принятые мировым сообществом.
Добровольно и суверенно приняв на себя эти обязательства, Туркменистан заявил о том, что они имеют постоянный характер, тем самым раз и навсегда определив для себя четкие и неизменные ориентиры внешней и во многом внутренней политики.
Принятию резолюции Генеральной Ассамблеи предшествовала большая и кропотливая политико-дипломатическая деятельность в различных форматах, многочисленные раунды переговоров.
Впервые Туркменистан заявил на официальном международном уровне о нейтралитете как основе своего внешнеполитического курса и взаимоотношений с другими государствами 10 июля 1992 года в Хельсинки на встрече в верхах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Тогда же были обозначены базовые характеристики, которым намерен следовать Туркменистан при проведении нейтральной внешней политики.
Необходимо отметить, что за несколько месяцев до этого, а именно 16 марта 1992 года, Меджлис Туркменистана принял постановление «Об утверждении политики постоянного позитивного нейтралитета Туркменистана». Тем самым была продемонстрирована воля и неизменная решимость Туркменистана твердо и последовательно проводить нейтральный внешнеполитический курс.
Данная позиция была подтверждена по время визитов первого Президента Туркменистана в Индию, Индонезию, Малайзию, Пакистан, ряд других стран. В ходе переговоров их руководители выразили поддержку нейтральному курсу Туркменистана.
После трех лет следования заявленным обязательствам 15 марта 1995 года в Исламабаде, в итоговой декларации третьей встречи на высшем уровне Организации экономического сотрудничества нейтральная внешняя политика Туркменистана получила свое первое официальное международное признание на региональном уровне.
20 октября 1995 года статус постоянного нейтралитета Туркменистана был поддержан в заключительном документе одиннадцатой Конференции глав государств и правительств стран Движения неприсоединения, состоявшейся в Картахене (Колумбия).
12 декабря 1995 года в Нью-Йорке, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, нейтралитет Туркменистана получил всеобщее признание на основе единогласного принятия вышеупомянутой резолюции, соавторами которой выступили 25 государств. Показательно, что коспонсорами резолюции выступили такие страны, как США, Россия, Индия, Иран, Пакистан, Турция.
27 декабря 1995 года на национальном уровне были приняты Закон «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционный закон Туркменистана «О постоянном нейтралитете Туркменистана» и 12 декабря учрежден в качестве государственного праздника.
11 декабря 1996 года заявление Президента Туркменистана в связи с первой годовщиной принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана» было распространено в качестве официального документа 51-й сессии Генассамблеи, что стало подтверждением неукоснительного и бессрочного соблюдения Туркменистаном всех взятых на себя международных обязательств, вытекающих из нейтрального статуса.
Нейтралитет Туркменистана стал глубоко обоснованным выбором. Он был обусловлен историческими, геополитическими и геоэкономическими причинами, стремлением молодого Туркменского государства обеспечить благоприятные внешние условия для внутреннего развития, убежденностью в том, что появление в важном геополитическом регионе нейтрального, миролюбивого государства станет весомым фактором позитивного развития региональных и международных процессов, отвечающих не только собственным национальным интересам, но и целям достижения и сохранения мира, стабильности и безопасности.
С опорой на нейтралитет, при поддержке и доверии международного сообщества в лице ООН, Туркменистан вносил и продолжает вносить свой важный вклад в создание в Центральной Азии и Каспийском бассейне атмосферы созидательного добрососедства, инициирует формирование действенных механизмов регионального взаимодействия. Такой подход призван обеспечить благоприятные условия для экономического и социального развития региона, его успешной интеграции в современные мирохозяйственные связи, реализации целей устойчивого развития.
Нейтральная политика Туркменистана выступает весомым фактором региональной безопасности как важнейшего элемента глобального стратегического равновесия. Вместе с государствами-соседями, в тесном взаимодействии с ООН Туркменистан работает над созданием механизмов предотвращения спорных ситуаций, утверждения в Центральной Азии атмосферы взаимопонимания, доверия, предсказуемости. Неслучайно территория нейтрального Туркменистана неоднократно избиралась в качестве приемлемого места для проведения переговоров по ряду сложных вопросов региональной повестки.
Как известно, в середине – конце 90-х годов прошлого века нейтральный статус Туркменистана был задействован мировым сообществом в лице ООН для организации переговоров по урегулированию гражданского конфликта в Таджикистане и межафганского мирного диалога. Несколько раундов этих переговоров прошли в Ашхабаде при участии спецпредставителей ООН.
Признанием важной роли Туркменистана в международном миротворчестве, его авторитета и политико-дипломатического потенциала явилось решение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций при поддержке всех государств-соседей об открытии в декабре 2007 года в Ашхабаде Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. Туркменистан воспринял это как большую ответственность и одновременно как свидетельство растущего доверия к себе со стороны ООН.
Знаковым, преисполненным глубокого смысла стало объявление Генеральной Ассамблеей ООН в 2017 году 12 декабря Международным днем нейтралитета. В принятой в этой связи резолюции, в частности, подчеркивается важность политики нейтралитета в укреплении международного мира и безопасности, ее роль в развитии мирных, дружественных и взаимовыгодных отношений между странами мира. Также в тексте документа зафиксировано важное значение превентивной дипломатии, которую последовательно и настойчиво продвигает Туркменистан.
Таким образом, международное сообщество продемонстрировало полную поддержку проводимого под руководством страны внешнеполитического курса, подтвердило безусловную позитивную значимость нейтралитета как важнейшего фактора современной геополитики, конструктивную роль Туркменистана в деле укрепления всеобщего мира, стабильности и безопасности, осуществления целей устойчивого развития.
Очевидно, что эта задача должна решаться на системной основе, иметь опорные правовые и институциональные механизмы. Действуя в этой логике, Президент Туркменистан в 2023 году с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН выдвинул инициативу о разработке стратегии глобальной безопасности.
Предлагается включение в нее ряда направлений деятельности ООН, в частности превентивной дипломатии, как инструмента предотвращения и нейтрализации конфликтов; использование потенциала нейтралитета для мирного, политико-дипломатического урегулирования споров и противоречий; восстановление культуры доверительного диалога. В данной логике Туркменистан вышел с инициативой придания нейтральным странам статуса приоритетного партнерства с ООН в миротворческих усилиях организации.
Туркменистан убежден, что нейтралитет, его принципы, практический инструментарий должны гораздо шире, нежели сейчас, использоваться международным сообществом. Потенциал нейтралитета огромен, он является не только национальной моделью внешней политики для целого ряда государств, принесших им мир, добрососедство и благополучие, но и эффективной платформой для решения возникающих противоречий мирными средствами, за столом переговоров.
Именно в нейтральном качестве Туркменистан готов вместе с партнерами искать новые подходы и пути преодоления вызовов, с которыми столкнулось человечество. Опираясь на стратегическое сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, конструктивные, выверенные, равноправные отношения с другими государствами, Туркменистан прилагает все усилия для достижения этих целей.

Сердар ДУРДЫЕВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005