2025  N1-2(239-240)
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА
ПЛОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ
12 декабря 1995 года юбилейная пятидесятая сессия Генеральной Ассамблеи ООН единогласно приняла резолюцию A/50/80 «Постоянный нейтралитет Туркменистана», являющуюся исторической для Туркменистана. Это событие стало начальной точкой нового летоисчисления в многовековой истории туркменского народа. Выбор постоянного нейтралитета в качестве краеугольного камня своей внешней политики и неразрывно связанной с ней внутренней политики стал естественным отражением многовекового исторического опыта и традиций туркменского народа, присущих ему качеств открытости, миролюбия, восприимчивости ко всему новому, нетерпимости к высокомерию и ксенофобии.
Прошедшие 30 лет дают возможность объективно оценить роль и значение статуса нейтралитета для национальной судьбы Туркменистана, а также для региона Центральной Азии и территорий далеко за его пределами. По роду моей служебной деятельности в Секретариате ООН я имел непосредственное отношение к подготовительной работе, проводившейся в рамках ООН по продвижению вопроса о постоянном нейтралитете Туркменистана, включая написание проекта резолюции Генеральной Ассамблеи и ряда других документов, относящихся к процедуре его продвижения и рассмотрения.
Важным элементом работы был также правильный и прагматичный выбор пункта повестки дня и основного комитета Генеральной Ассамблеи, в котором должен был рассматриваться проект резолюции, предоставленный Туркменистаном и его соавторами. Признание за государством статуса постоянного нейтралитета ООН было беспрецедентным международно-правовым актом и, естественно, это вызывало много вопросов у других государств, а также требовало хорошо продуманных и политически выверенных шагов. В условиях дефицита времени было необходимо провести консультации с десятками постоянных представителей государств-членов и убедить их выступить в качестве коспонсоров резолюции или, как минимум, не препятствовать ее принятию.
С этой сложной и деликатной задачей блестяще справилась постоянный представитель Туркменистана при ООН Аксолтан Атаева. В течение рекордно короткого времени ее настойчивые и целеустремленные усилия нашли положительный отклик у внушительной группы ее коллег – постоянных представителей, которые выразили готовность от имени своих государств поддержать проект резолюции.
Голосование состоялось 12 декабря 1995 года, и все 185 государств – членов ООН (таким было их число в 1995-м году) единодушно поддержали обращение Туркменистана признать за ним статус постоянно нейтрального государства. 27 декабря 1995 года я имел честь зачитать хорошо известный мне текст резолюции Генеральной Ассамблеи А/50/80 с трибуны Халк Маслахаты (Народного Совета) Туркменистана. Среди делегатов царили неподдельные и незабываемые ликование и энтузиазм...
Нейтралитет как институт международного права и особая практика в межгосударственных отношениях имеет довольно давние исторические корни. Однако на протяжении длительного времени нейтралитет был временным, ситуативным явлением в отношениях между государствами и отражал их потребности применительно к конкретным ситуациям. Сроки действия такого нейтралитета и его объем были ограниченными. Политика нейтралитета была избирательной. Одно и то же государство, провозгласив нейтралитет по отношению к какому-либо государству или группе государств, могло в то же время занимать пристрастную или даже враждебную позицию по отношению к другим государствам. Начиная с Венского конгресса 1815 года нейтралитет стал обретать черты международного права, когда конгресс в своей специальной декларации от 20 марта 1815 года признал «вечный» нейтралитет Швейцарии.
Дальнейшее углубление институт нейтралитета получил с принятием в октябре 1907 года Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных государств, в которой были сформулированы четкие юридические нормы, регламентирующие статус нейтралитета. Нейтралитет оказался также востребованным Австрией для обретения ею суверенитета после «аншлюса» фашистской Германией 12 марта 1938 года и последовавшей после ее разгрома оккупации странами-победителями во Второй мировой войне. 20 октября 1955 года австрийский парламент принял конституционный закон о постоянном нейтралитете.
Обретение Туркменистаном статуса постоянного нейтралитета путем принятия Генеральной Ассамблеей ООН консенсусной резолюции 12 декабря 1995 года явилось беспрецедентным событием в новейшей истории. Спустя 20 лет международное сообщество воочию убедилось в твердой приверженности Туркменистана принятым на себя обязательствам, вытекающим из статуса постоянного нейтралитета страны. Этот статус еще раз был подтвержден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН А/69/285 от 3 июня 2015 года.
Буквально с первых дней в качестве нейтральной страны Туркменистан активно включился в урегулирование конфликтов в тесном сотрудничестве с ООН. По роду моей деятельности в Секретариате ООН я был непосредственно вовлечен в течение более четырех лет в урегулирование межтаджикского гражданского конфликта. Он был разрушительным, жестоким и, как все гражданские войны, очень сложным в разрешении. В середине 1995 года после четырех раундов межтаджикских переговоров по эгидой ООН процесс зашел тупик. Правительство Таджикистана и лидеры объединенной таджикской оппозиции спорили по поводу места возобновления переговоров. В это время нарушения соглашения о прекращении огня переросли практически в полномасштабную войну.
В этих сложных условиях туркменское руководство в качестве бескорыстной помощи таджикским сторонам и посредникам ООН предложило провести так называемый «непрерывный раунд» переговоров в столице Туркменистана, Ашхабаде. Туркменские партнеры помогали представителям ООН убедить таджикские стороны возобновить переговорный процесс после шестимесячной паузы, характеризовавшийся эскалацией боевых действий, ростом недоверия и подозрительности. В течение последующих восьми месяцев состоялось три этапа переговоров, в которых нейтральный Туркменистан выступал не только как радушный хозяин, но и как наблюдатель на переговорах в числе других семи государств-наблюдателей.
По различным причинам некоторые из них больше симпатизировали правительству Таджикистана, а другие – оппозиции. В этом раскладе Туркменистан занимал безупречно нейтральную позицию по отношению к обеим сторонам, в то же время активно способствуя миротворческим усилиям ООН. Ашхабадский раунд межтаджикских переговоров стал поворотным пунктом всего мирного процесса. Его обсуждения и наработки в скором времени были превращены в конкретные соглашения. Роль нейтрального Туркменистана не сводилась лишь к политическим усилиям в переговорном процессе. Он предоставил надежду на будущее десяткам тысяч таджикских беженцев.
На протяжении десятилетий нейтральной Туркменистан оказывал и продолжает оказывать бескорыстную гуманитарную и экономическую помощь соседнему Афганистану, не требуя взамен признания, славы или экономических преференций.
К сожалению, афганский и межтаджикский конфликты были не единственными в регионе Центральной Азии. В сентябре 2000 года террористы под предводительством Джумо Намангани вторглись с территории Афганистана в Кыргызстан. В 2001 году террористическая вылазка повторилась на юге Узбекистана. Этим актам террора был дан отпор, но тогда же родилась идея создания Центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. В течение долгих шести лет я занимался реализацией этой идеи. Было много политических и организационных препятствий, которые постепенно преодолевались, но самым трудным оказалось достижение консенсуса пятью центральноазиатскими государствами о месте пребывания центра.
Вопрос оставался в подвешенном состоянии в течение нескольких лет. Он сдвинулся с мертвой точки после деятельного подключения к этой работе Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. В его контактах с лидерами центральноазиатских государств было решено, что местом пребывания Регионального центра ООН будет столица нейтрального Туркменистана – город Ашхабад. Выбор государств региона был поддержан Советом Безопасности ООН, и 10 декабря 2007 года Региональный центр ООН был торжественно открыт и начал свою деятельность, в которой он опирался и продолжает опираться на неизменную и конструктивную поддержку страны пребывания – нейтрального Туркменистана.
С момента признания за Туркменистаном статуса постоянного нейтралитета он последовательно и настойчиво выступал и продолжает выступать с масштабными инициативами в политической, экономической и гуманитарной областях, призванными способствовать позитивной и нонконфронтационной трансформации мира. Предложения Туркменистана, обращенные к международному сообществу, всегда носят конкретный и глубоко продуманный характер.
Хочу обратиться к одному примеру. По инициативе уважаемого Президента Гурбангулы Бердымухамедова начиная с 2007 года началась работа по подготовке и принятию многосторонней международной конвенции, регулирующей надежную и безопасную транспортировку энергоносителей на международные рынки через трубопроводы и другие средства доставки. Уже в декабре 2008 года была принята резолюция Генеральной Ассамблеей ООН 63/210, поддержавшая эту важную инициативу. Туркменской дипломатией была проделана огромная и кропотливая работа, проявлено завидное терпение, но несмотря на определенное продвижение вперед, принятие конвенции затормозилось. Неизвестно, смогла ли бы она предотвратить волну санкционных мер в энергетическом секторе и взрывы «Северных потоков», однако, без сомнения, могла бы стать важным международно-правовым инструментом, регулирующим стратегически важную сферу межгосударственных торгово-экономических отношений.
Впечатляющими, направленными на созидательное будущее являются также такие всеобъемлющие инициативы Туркменистана, как концептуальный документ «Диалог – гарантия мира», сформулированный Национальным лидером туркменского народа, Председателем Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедовым и нашедший широкий положительный отклик в мире. Идеи документа стали концептуальной основой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «2025 год – Международный год мира и доверия», единогласно принятой 78-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. 86 государств выступили в качестве соавторов этой резолюции. Инициатива нейтрального Туркменистана – это проявление искреннего и бескорыстного стремления пригласить государства мира к уважительному диалогу и сотрудничеству, направленному на поиск выхода из нынешней ситуации, в которой человечество идет вниз по спирали, чреватой самоуничтожением.
Усилия Туркменистана являются не просто благими пожеланиями «бороться за все хорошее против всего плохого», а продуманными и конкретными шагами, призванными способствовать созданию новой системы глобальной безопасности. В качестве краеугольного камня в обновленной архитектуре международной безопасности Туркменистан видит укрепление и, по сути, возрождение ООН. Особое место в этих усилиях отводится повышению уважения к нормам международного права, формализовавшихся в течение многих десятилетий и ставших результатом подчас сложных и продолжительных переговоров. Уважение и следование им являются непреложным условием поддержания мира и безопасности. Их игнорирование и попытки подменить так называемыми «правилами» являются неприемлемыми для подавляющего большинства человечества.
Постоянный нейтралитет сам по себе является элементом системы международного права, и попытки подменить его суррогатами подрывают также саму концепцию нейтралитета. Философия и политическая практика нейтралитета стали важным фактором бесконфликтного внутреннего развития Туркменистана и создания обстановки межнационального и межконфессионального согласия, политической стабильности и социального партнерства, последовательной гуманизации всех сторон общественной жизни страны. Туркменистан, идущий к 30-летнему юбилею своего постоянного нейтралитета, последовательно и настойчиво выступает за установление более гуманного, справедливого и созидательного миропорядка, против любых форм дискриминации, изоляции государств по политическим, идеологическим мотивам, за уважение самобытности каждой страны и избранной ею модели общественно-политического развития. Это вызывает неизменное уважение к нейтральному Туркменистану и создает благоприятные предпосылки для его поступательного развития на многие годы вперед.

Владимир ГОРЯЕВ