2024 N11-12(237-238) | ||
КУЛЬТУРА | ||
ПРИРОДА ЧАРУЮЩИХ ЗВУКОВ
![]() Издана книга «Теория туркменской музыки» – энциклопедический труд, автором которого является Сухан Туйлиев – известный композитор, ученый, педагог, более тридцати лет занимающийся изучением теоретических особенностей туркменской народной музыки.
Выход в свет этого масштабного по объему и глубине содержания исследования сравним по своему значению с появлением почти век назад классического двухтомного труда «Туркменская музыка» Виктора Александровича Успенского (1879–1949) и Виктора Михайловича Беляева (1888–1968), изданного спустя годы на туркменском языке под научной редакцией Туйлиева и ставшего настольной книгой нескольких поколений представителей музыкального искусства. В 2024 году в Туркменистане отметили 145-летие со дня рождения народного артиста страны, музыковеда-этнографа Виктора Александровича Успенского, признанного одним из основоположников собирания и изучения традиционной музыки Центральной Азии. В 1918 году судьба забросила русского композитора в этот край, и всю свою жизнь он посвятил сохранению музыкального фольклорного богатства населяющих его народов. С 1925 года Успенский осуществил три музыкально-этнографические экспедиции в различные уголки Туркменистана. В течение четырех лет, порой в очень сложных и опасных для жизни поездках, невзирая на зной и дефицит воды, с проводниками он добирался до самых отдаленных сел. Это было под силу только истинному энтузиасту, каким и был Виктор Александрович. Личное обаяние и интерес к музыке покоряли местных музыкантов, и они с удовольствием оказывали ему всестороннюю помощь. Успенский встречался со знаменитыми бахши, собирал разнообразные сведения о музыкальном искусстве туркменского народа, переложил на ноты более 350 туркменских народных песен и инструментальных мелодий. В память об этом подвиге в мире туркменской народной музыки в 1973 году режиссер Алты Карлиев снял фильм «Тайны мукама». Основная часть переложенных на ноты народных мелодий вошла в монографию «Туркменская музыка», которую Виктор Успенский издал в соавторстве с Виктором Беляевым. Говоря о своих предшественниках в туркменском музыковедении, Сухан Туйлиев отмечает, что этот труд стал памятником туркменской музыке. В первый том книги вошли 115 переложений музыки на ноты и 277 – во второй том. Главное достижение Успенского, отмечает Сухан Аллыевич, в том, что он «расшифровал» народную музыку. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории обладал абсолютным музыкальным слухом, он смог оценить и объяснить нетемперированный строй туркменской музыки. Многие инструментальные мелодии и песни воспринимались как народные, но у них изначально были авторы. Передаваясь поколениями бахши-музыкантов, они становились народными. Успенский привел в своем труде ценные сведения об авторстве этой музыки, и эти сведения – бесценные документы. «Туркменская музыка» явилась первым по широте охвата документальным исследованием всех основных жанров туркменской народной музыки. Систематическое описание и исчерпывающий анализ материалов, собранных Успенским, выполнил Виктор Михайлович Беляев. Ученый-музыковед с мировым именем, он подготовил фундаментальную основу для изучения туркменской музыки и стал ее пропагандистом. Первый том книги был издан в США на английском языке. В XX веке благодаря Успенскому и Беляеву многие композиторы обратились к туркменской музыке, стали создавать на ее основе свои сочинения. Этому способствовал и объявленный в 1930-е годы конкурс на создание академической музыки на материале национальной туркменской. В 1935 году при Московской консерватории была создана туркменская студия, из которой вышла целая плеяда талантливых туркменских композиторов. Первым директором студии был Виктор Михайлович Беляев, оказавший существенную помощь в формировании и развитии туркменской профессиональной музыки. Следует также отметить, что плодотворное влияние на развитие туркменской музыкальной культуры XX века оказали такие видные музыканты и композиторы, как Климентий Корчмарев – основоположник туркменской балетной музыки, Адриан Шапошников, Юлий Мейтус, Борис Шехтер, Александр Зновско-Боровский и другие. «Туркменская музыка» Успенского и Беляева стала настольной книгой для студентов музыкальных училищ и консерваторий, представила всему миру богатство музыкального фольклорного искусства туркмен. Этим известным музыковедам, а также народным музыкантам посвятил свою книгу «Теория туркменской музыки» Сухан Туйлиев – автор учебников и сборников вокальных сочинений, а также более сорока научных и популярных статей. В основу новой книги, выпущенной в Санкт-Петербурге издательством «Планета музыки», положена монография ученого, десятилетие назад выходившая в свет на туркменском языке в качестве учебника. Новое 600-страничное издание, вышедшее на русском языке, значительно дополнено. Поражает его широта и многовекторность раскрытия темы. Уникальность нового исследования как в масштабности, так и в глубине анализа туркменской музыки во всей ее жанрово-стилистической полноте. Книга включает две части, каждая из которых сопровождается богатым справочным материалом, содержащим сведения об исполнителях народной музыки, композиторах и музыковедах. Первая часть «Особенностей туркменской народной музыки» содержит восемь глав, посвященных теоретическим проблемам народной музыки со всем комплексом вопросов онтологии и гносеологии туркменского музыкального искусства. В них рассматриваются специфика фольклорных жанров, программность, использование стихотворных форм в туркменской народной музыке, значение дутара как основы национального мироощущения и масштабный комплекс проблем, укладывающихся в понятие «ладовая структура туркменской музыки». Вторая часть труда – «Влияние народной музыки на композиторское творчество» – включает в себя семь глав, которые дают возможность проследить не только теоретические аспекты влияния фольклора на творчество туркменских композиторов. Всеохватность подхода автора позволяет ему раскрыть тему на ярких примерах из своих сочинений и музыки современных туркменских композиторов разных поколений. В структуру монографии включены нотные образцы (около четырехсот примеров), в том числе развернутые фрагменты музыки фольклорного и народно-профессионального типов и сочинений Вели Мухатова, Дангатара Овезова, Нуры Халмамедова, Чары Нурымова, Реджепа Аллаярова, Реджепа Реджепова. Книга снабжена картой распространения исполнительских направлений в Туркменистане, нотными примерами, схемами, рисунками и таблицами. Карта, по словам автора, дает представление о «музыкальной галактике» Туркменистана, которую составляют «планеты» – специфические музыкальные направления, характерные для регионов и даже отдельных местностей страны. В приложении даны основной нотный материал по народной музыке и большие по объему фрагменты из произведений композиторов. Научным редактором нового издания стала Светлана Николаевна Иванова – педагог Туйлиева, музыковед, старейший преподаватель кафедры теории музыки Туркменской национальной консерватории имени Майи Кулиевой. Новое издание, вышедшее в свет на русском языке и отличающееся доступностью изложения теоретического материала и знанием автором исторических, культурологических, этнографических, филологических источников, значительно расширит аудиторию читателей, как профессионально изучающих историю и теорию туркменской музыки, так и проявляющих любительский интерес к музыкальной культуре туркменского народа. В отзыве на книгу «Теория туркменской музыки» Владимир Гуревич – доктор искусствоведения, профессор, говорит о ней как о труде, значение которого трудно переоценить, ибо «охватывает книга разные стороны одной из самых ярких и самобытных музыкальных культур Центральной Азии – музыки туркменского народа». И что особенно важно, по мысли профессора, есть все основания говорить, что монография Туйлиева знаменует собой начало нового качественного этапа эволюции туркменского музыкознания. Как замечает Гуревич, «поистине энциклопедические знания автора производят сильнейшее впечатление. В поле зрения Туйлиева попали сотни сочинений разных жанров, он знает их изнутри, умеет разглядеть и – главное! – расслышать в них тот внутренний подтекст, который и составляет суть истинного творческого акта. Чувствуется, что исследование это – не просто итог периода научных изысканий, а дело всей жизни ученого». Так оно и есть, композиторская и научная деятельности Сухана Туйлиева взаимно дополняют его творчество, отличающееся высоким профессионализмом и преданностью народным истокам туркменской музыки. | ||