КАРАВАН ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Интересная палеонтологическая находка была сделана возле поселка Гумдаг, у подножья хребта Гявюрли. На ровной поверхности огромной каменной глыбы, когда-то отколовшейся от горы, четко отпечатались следы древнего верблюда. Этому природному памятнику более двух с половиной миллионов лет. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что туркменская земля была одним из центров разведения верблюдов и их использования в хозяйственной деятельности. Мясо и молоко этих «кораблей пустыни» использовали в пищу, а из шерсти и кожи шили теплую одежду и крепкую обувь. Но в первую очередь люди по достоинству оценили тягловые способности этих выносливых и неприхотливых животных. Как доказал известный археолог Вадим Массон, верблюд использовался в качестве гужевого транспорта уже четыре с половиной тысячи лет назад. Об этом свидетельствуют терракотовые детали моделей повозок, запряженных верблюдами, найденные во время раскопок памятника эпохи энеолита Алтын-депе в Ахалском велаяте. Родиной двугорбого верблюда – бактриана – была древняя Бактрия, северная часть которой находилась на территории современного Туркменистана, в старой дельте реки Мургаб. Согласно зороастрийской Авесте, верблюд – одно из наиболее почитаемых домашних животных. Даже имя легендарного пророка Заратуштры дословно переводится как «Владелец золотых верблюдов». При раскопках другого знаменитого памятника – Гонур-депе в Марыйском велаяте (области) – экспедиция Виктора Сарианиди нашла большое количество предметов с изображением верблюдов: различные печати, булавки, посуду. Особую ценность представляет большой серебряный кубок цилиндрической формы с рельефным изображением двух шагающих друг за другом бактрианов. Поражает анатомическая точность и тонкость проработки деталей. Верблюд обладает поистине универсальными достоинствами. Его использовали как верховое, вьючное и тягловое животное, чья недюжинная сила применялась, чтобы привести в действие громоздкий водоподъемный механизм. Работал он и на кустарной маслобойке, участвовал в распашке земли под посевы зерновых. Верблюд не требует каких-то особых условий содержания, неприхотлив в еде и может долго обходиться без воды. Именно эти качества стали определяющими в выборе верблюдов среди других вьючных животных для транспортировки торговых грузов на дальние расстояния. Неслучайно именно они стали живыми символами караванных дорог Великого Шелкового пути. В пустыне, в самую немыслимую жару неся на себе до двух центнеров груза, употребляя солоноватую воду из местных колодцев, обходясь самым скудным подножным кормом, они неустанно шли от одного караван-сарая до другого. В Туркменистане разводили в основном одногорбых верблюдов породы арвана, а это исключительно сильное и покладистое животное. Еще более мощная порода – инер. Она получалась путем скрещивания арвана с двугорбым производителем. В старину туркмены говорили: «Если в связке есть инер, то твой груз на дороге не останется». Шерсть верблюда считается священной. Из нее не ткут ковры, не валяют кошму и не вяжут носки, то есть не делают того, по чему ступают ногами. Но из нее плетут веревочки-обереги (аладжа), иногда с нанизанными на них амулетами, для ношения от сглаза, потому что верят в магические свойства таких повязок. А изготовленные из верблюжьей шерсти одеяла очень теплые и считаются лечебными, их используют для защиты от простуды и ревматизма. Пожалуй, у всех народов мира самый любимый праздник – свадьба! В прошлом у туркмен, если жених и невеста жили в разных селах, то обязательно снаряжался свадебный караван (гелиналыджи), который состоял из нескольких верблюдов и конного эскорта, формально исполнявшего роль охраны. Всей процессией управлял один из самых уважаемых людей рода. Участвовали в ней и женщины со стороны жениха. Для невесты выбирали самого крупного и красивого верблюда. Предпочитали, чтобы это была верблюдица. Сопровождали караван и маленькие верблюжата. Минувшим летом, в рамках празднования 300-летия со дня рождения Махтумкули Фраги, в Государственном музее Туркменистана была организована выставка, посвященная старинному туркменскому обычаю: праздничному оформлению верблюдов, участвовавших в свадебном караване. Впервые для широкого обозрения были представлены элементы традиционного комплекса верблюжьего наряда XIX–XX веков. Выставка имела невероятный успех у ашхабадцев и гостей столицы. Все экспонаты были подготовлены к экспозиции сотрудниками реставрационной мастерской под руководством Курбанмухаммета Байрамова. В этой работе особо отличилась сотрудница музея Нурсолтан Аширова. Был реконструирован паланкин для невесты, установленный на модели верблюда в натуральную величину. В реальной свадебной процессии безусловной доминантой кортежа была самая красивая и крупная верблюдица – акмайя с верблюжатами, на которую устанавливался празднично украшенный паланкин (кеджебе). Эта легкая деревянная конструкция обшивалась белой тканью и украшалась цветными ленточками. На фасад вешался П-образный занавес, а вершину завершал куполок, украшенный ламбрекенами и перьями совы. В основании обустраивалось место для невесты с символичным названием – йюрек, что означает по-туркменски «сердце». Снаружи кеджебе напоминает шатер или юрту, и это является символом и пожеланием иметь в будущем дом для молодоженов. Едва ли не самое древнее изображение верблюда с кеджебе можно увидеть на рельефе парфянского храма Баала в сирийской Пальмире. Паланкины также использовались Великими Сельджуками в XI–XII веках. На хребте Горган в Западном Копетдаге палеонтолог Аман Нигаров обнаружил наскальные рисунки с богатой сюжетной тематикой. Среди них есть и свадебная процессия с конями и верблюдом с кеджебе. Другим обязательным украшением является дуебашлык – специальная накидка на шею верблюда. Шьется она из домотканой материи. В качестве основы использовался цельный кусок ткани, на которую нашивались кусочки тканей ромбовидной формы в технике лоскутного шитья. Ромб – это основная геометрическая фигура, на которой построен весь дизайн оформления дуебашлыка. К основному полотну с каждой стороны подшивается сетка, которая состоит из сорока ромбов. А цифра 40, как известно, имеет сакральное значение для многих народов Центральной Азии. Иногда места соединения ромбов украшались кусочками заячьей шкурки белого цвета. Это означало желание иметь много детей. Дуебашлык шили к свадебному дню, а после торжества накидка вешалась в новой юрте молодоженов в качестве настенного украшения. Она становилось своего рода семейной летописью: на полотно пришивались косички, которые плелись из волос ребенка после первой стрижки. Там же прикреплялись различные обереги, призванные защищать членов семьи от сглаза, злых духов, охранять их здоровье и способствовать продолжению рода. При оформлении свадебного верблюда использовалось также парное украшение дуехалык, которое вешалось на бока животного. Его внешний контур имеет пяти-, семи- и даже иногда восьмиугольную форму. Наибольшее распространение получил ковровый дуехалык, но встречаются и тканевые, гораздо реже – войлочные. Дуехалык меньшего размера назывался кёшекхалык и предназначался для декорирования верблюжат. А еще делали украшения на круп верблюда – излик, на передние колени – дизлик и на шею – боюнлык. На выставке в Ашхабаде были представлены и различные приспособления для управления верблюдом. Самое простейшее – это бурунлык, который состоит из двух палочек и веревок. Для этого у верблюда прокалывали носовой хрящ. С помощью этого простого изделия верблюд становился более послушным, покладистым и беспрекословно выполнял волю возницы. Но чаще всего верблюдом управляли с помощью недоуздка – ногта. На свадьбах использовался специальный праздничный недоуздок – овсар. Он представляет собой красиво оформленное оголовье с пышными кисточками и плюмажем. Для создания праздничного настроения на шею верблюда обычно подвешивался крупный бронзовый колокольчик (дюнк), за ушами звенели бубенцы (чекгеджанг), выше колен передних ног крепились связки бубенцов (дизджанг). Выступившая на открытии ашхабадской выставки ответственный секретарь Национальной комиссии Туркменистана по делам ЮНЕСКО Чинар Рустемова рассказала о значимой роли верблюдоводства в жизни туркменского народа. Она отметила, что особое место верблюды занимали в свадебных обрядах. В этой связи сегодня предпринимаются активные действия для сохранения этой уникальной традиции. Планируется, в частности, возродить обряд приезда невесты в дом жениха на украшенной верблюдице. «В сотрудничестве с Государственным музеем Туркменистана и экспертами в области этнографии будет проведена работа по дальнейшему изучению и популяризации богатой культуры туркменского народа», – сказала Чинар Рустемова. Возрождение традиции свадебных караванов – это не только романтическое соединение двух влюбленных сердец, рождение новой семьи. Это еще и та невидимая нить, которая крепко связывает историю и современность, прошлое и настоящее.
|