ГОЛОС ДРУГА В СЕРДЦЕ ОТЗОВЕТСЯ

В туркменской столице в октябре принимали российскую творческую делегацию – участников Дней культуры России в Туркменистане. Подобные акции стали традиционными в гуманитарном диалоге двух дружественных стран. На церемонии открытия форума, состоявшейся во Дворце мукамов Государственного культурного центра, со словами приветствия к участникам и гостям обратились заместитель министра культуры Туркменистана Нурсахет Ширимов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Туркменистане Иван Волынкин. Они подчеркнули значимость акции в укреплении мира и дружбы, взаимообогащении культур двух братских народов, расширении гуманитарного диалога. Нынешние Дни культуры России в Туркменистане также стали свидетельством встречного желания двух народов, связанных общностью истории, духовных ценностей, крепить дружбу и наполнять многоплановый диалог новым содержанием. Показательна в этом отношении и программа творческой акции, включившая в себя выступления Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс», солиста Московской государственной академической филармонии Дмитрия Маслеева, тематические выставки «Лоскутная мозаика России» и «Планета Чайковский», а также мастер-классы, послужившие обмену опытом и установлению взаимополезных контактов представителей культуры двух стран. Центральным событием первого дня творческого форума стал концерт Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс». Прославленный коллектив, известный как в России, так и во многих странах мира, поразил зрителей не только высоким профессионализмом, разнообразной и выразительной хореографической лексикой, грацией и пластикой танцоров, но также особым, трепетным отношением артистов к культуре своего древнего народа, выражавшего в обрядовых адыгских танцах свое отношение к жизни. И все это ощущалось как в хореографической композиции «Молодость Адыгеи», открывшей концертную программу, так и в характерных энергичных кавказских старинных танцах «Исламей», «С кинжалами». Органично вошло в программу выступление музыкантов ансамбля, сыгравших на старинных национальных инструментах попурри из народных мелодий. Зал поддержал ритмичными аплодисментами зажигательные «Кавказские ритмы» барабанщиков. Артисты подарили зрителям яркие эмоции и незабываемые впечатления, получив в ответ дружные аплодисменты и яркие букеты осенних цветов. Искрометное выступление «Нальмэса», представляющего многонациональную Россию, сменила русская музыкальная классика. Главным героем музыкального вечера стал Дмитрий Маслеев – молодой талантливый пианист, победитель XV Международного конкурса имени Петра Чайковского, обладатель главного приза Международного конкурса пианистов Chopin (Рим, Италия), лауреат первой премии Международного конкурса имени Адилии Алиевой в Гайаре (Франция) и Международного конкурса пианистов имени Антонио Наполитано (Салерно, Италия), а также Всероссийского музыкального конкурса. Пианист-виртуоз выбрал для своего выступления в Ашхабаде произведения выдающихся русских композиторов Петра Ильича Чайковского и Сергея Васильевича Рахманинова, составляющих одну из основ его богатого репертуара и являющих собой вечно возобновляемый источник концертной энергии. Со сцены Дворца мукамов прозвучали пьесы для фортепиано, в том числе «Вальс», «Колыбельная», характеристический танец из сюиты балета «Щелкунчик» Чайковского, а также одни из самых известных и популярных произведений Рахманинова – «Прелюдия», «Элегия», «Этюды – картины». Зрители были восхищены мелодической пластикой, интонационной весомостью, трепетностью исполнения русской классики Дмитрием Маслеевым. Во время пребывания в Ашхабаде пианист дал мастер-классы в Туркменской государственной специальной музыкальной школе-интернате при Туркменской национальной консерватории имени Майи Кулиевой для учащихся этого учебного заведения и студентов консерватории. Дмитрий отметил способности и усердность молодых туркменских музыкантов и выразил надежду, что его советы пригодятся им в дальнейшем обучении. В обширный гастрольный список Дмитрия Маслеева Ашхабад вошел впервые. Делясь впечатлениями о пребывании в туркменской столице, он заметил, что за несколько дней успел ознакомиться с музеями Ашхабада, их уникальными экспонатами. Пианист также отметил прекрасную акустику зала Дворца мукамов, на сцене которого состоялся его сольный концерт. «В плане интерьера и акустики концертный зал представляет собой идеальный «храм искусства», – сказал музыкант. В рамках творческой акции мастер-класс для своих туркменских коллег провели и солисты ансамбля «Нальмэс». Гости рассказали туркменским танцорам об особенностях народно-сценической хореографии, а также о методике старинных адыгских танцев, обретшей новое выражение в современных композициях и танцах-спектаклях с увлекательными сюжетами. Большой интерес был проявлен к выставке произведений прикладного искусства «Лоскутная мозаика России», экспозицию которой составили около сорока работ – авторских текстильных произведений современных мастеров, предоставленные Государственным российским домом народного творчества имени Василия Поленова. Как рассказала куратор выставки Лидия Семенова, сегодня лоскутное шитье – не только один из самых популярных видов народного творчества. Развиваясь, оно постоянно меняется и совершенствуется. Направления становятся все более разнообразными, технические приемы исполнения усложняются. При этом наиболее выигрышными и привлекательными оказываются те работы, в которых сохраняются приемы традиционного композиционного построения и колористической гаммы, основанные на принципах природной соразмерности и гармонии. Среди авторов работ, представленных в Ашхабаде, – профессиональные художники и народные мастера, призеры всероссийских фестивалей лоскутного шитья из Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тюмени, Уфы, Ярославля, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Кировской областей и других регионов Российской Федерации. В работах авторов новой волны переплетаются мотивы народного и современного декоративно-прикладного искусства. Они демонстрируют необычные решения, отражающие поиск новых содержательных и формальных концептов в развитии текстиля. Выражается это и в этнически узнаваемых темах, и в образах, и в специфическом характере орнаментации. На выставке также демонстрировались произведения, созданные в сложных авторских техниках, сочетающих традиционное лоскутное шитье, аппликацию, роспись по ткани, вышивку. Кроме того, их авторы использовали достижения современных технологий, таких, как фотопечать на ткани, компьютерная обработка материалов, термообработка. «Каждое из лоскутных полотен – особый мир. Игра с материалом, цветом, фактурой, формой и пространством вдохновляет всех, кто хоть однажды почувствовал в себе творца. Для многих российских мастеров работа с тканями – это возможность художественного самовыражения, творчество, так похожее на игру в лоскутки», – рассказывала Лидия Семенова, выступившая на ашхабадской выставке не только в роли ее куратора, но и автора многих представленных ярких работ. Специалистам и ценителям творчества Петра Ильича Чайковского была интересна выставка «Планета Чайковский», развернутая в фойе Дворца мукамов перед концертом классической музыки. На стендах разместили копии подлинных документов и материалов, предоставленные Российским национальным музеем музыки и Государственным мемориальным музыкальным музеем-заповедником Чайковского (г. Клин). На тематических стендах можно было увидеть фотографии исторических документов, писем, рисунков, личных вещей, а также самого композитора, его коллег, друзей и членов семьи, гравюры, литографии, графику. Среди экспонатов – копии партитуры VI симфонии, оперы «Евгений Онегин» и балета «Щелкунчик». Все эти экспонаты давали возможность зрителям соприкоснуться с подлинными свидетельствами жизни, творчества и педагогической деятельности великого русского композитора. Примечательно, что один из тематических стендов под названием «Музыка Чайковского на туркменской земле» был посвящен оперным и балетным спектаклям, в разные годы поставленным в Туркменистане на музыку композитора. Культура любого народа – познавательная книга истории, каждая страница которой отражает целый пласт накопленного за века духовно-нравственного наследия. И в этом гости из России получили возможность убедиться, посетив достопримечательности туркменской столицы, прикоснувшись к истокам древнейшего национального турк-менского искусства ковроткачества. На экскурсии в Национальном музее туркменского ковра россиянам показали уникальные масштабные ковровые полотна, знаменитые ковровые портреты и даже предоставили возможность «поработать» за станком. Мероприятия Дней культуры России в Туркменистане заняли всего лишь два дня, но их содержательное и эмоциональное наполнение было глубоко и велико, отражало настроенность братских народов, с давних пор и по сей день живущих в мире и согласии, на расширение гуманитарных контактов, устойчивый межкультурный диалог. Во время проведения творческого форума посол России в Туркменистане Иван Волынкин анонсировал следующую гуманитарную акцию, объявив о том, что до конца 2024 года российская сторона намерена передать в дар культурным учреждениям и библиотекам туркменской столицы и города Аркадага более 750 книг художественной и специализированной литературы на русском языке. Ответным жестом стала передача Посольством Туркменистана в России юбилейных экземпляров сборника избранных произведений выдающегося поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в библиотечные фонды ведущих российских научных и образовательных учреждений. Дни культуры России в Туркменистане, как и другие многочисленные совместные мероприятия двух стран, проходящие в 2024 году под знаком юбилея великого поэта-гуманиста Махтумкули Фраги, служат мощным стимулом для развития интеграционных процессов общего гуманитарного пространства Туркменистана и России, создания условий для свободного развития и обмена культурно-образовательными ценностями.
|