ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2024  N7-8(233-234)
НАСЛЕДИЕ
ЭТАЛОНЫ АХАЛТЕКИНСКОГО КОНЕВОДСТВА: ХРАНИТЬ ВЕЧНО
Юлия КУЗНЕЦОВА – ведущий сотрудник Научно-художественного музея коневодства Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии (РГАУ-МСХА) имени К. А. Тимирязева. Кроме того, она вот уже в течение многих лет издает ежегодный альманах «АХАЛ-ТЕКЕ информ», высоко ценимый всеми почитателями ахалтекинской породы лошадей. Юлия – многолетний непременный участник заседаний Международной ассоциации ахалтекинского коневодства. За несомненные заслуги в деле изучения и популяризации ахалтекинцев она была удостоена высокого звания «Заслуженный коневод Туркменистана». По просьбе редакции международного журнала «Туркменистан» она рассказывает об уникальной художественной коллекции музея, в котором работает. Сегодняшняя публикация – окончание материала, начатого в предыдущем номере журнала.

Научно-художественный музей коневодства РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева располагает уникальным собранием произведений искусства конного жанра. Среди них – портрет изабеллового ахалтекинского жеребца, принадлежащий кисти Алексея Глухарева. На самом деле это не портрет конкретного коня, а собирательный образ. Художник поставил своей целью передать необычную масть, вбирающую в себя все рефлексы от окружающего мира, игру света и тени, создающую эффект «цвета утренней зари».
Портрет ахалтекинского жеребца по кличке Пияда выполнен в 2003 году художником Сергеем Постниковым с цветной фотографии. Принадлежавший Президенту Туркменистана гнедой жеребец Пияда родился в 1990 году на бывшем конном заводе «Комсомол». Его отец, победитель Большого ашхабадского приза буланый Пудок – сын успешного производителя, яркого продолжателя линии Перена, знаменитого Полотли. Неоднократный чемпион породы на республиканских выставках, Пияда являлся украшением конюшни Президента, без него не обходился ни один национальный праздник, как правило, сопровождавшийся грандиозными скачками на Ашхабадском ипподроме, где Пияда бессменно выигрывал свою коронную скачку на дистанцию 500 метров.
В 2016 году музей коневодства получил в подарок от художников и меценатов сразу пять портретов ахалтекинских лошадей. Из них две картины выполнены известной супружеской парой, заслуженными деятелями искусств Туркменистана, членами Международной федерации художников ЮНЕСКО Верой Гыллыевой и Владимиром Багдасаряном.
Одну из них можно назвать двойным портретом, на ней изображена я с жеребцом Меле – воплощением моего представления об идеальном ахалтекинце. В жизни мы не могли с ним встретиться ни во времени, ни в пространстве, но встретились на одном холсте. Чемпион породы 1939 года на ВСХВ СССР, Меле родился в Туркмении в 1928 году от основателя линии Эверды-Телеке и Ораз Мухомед Хан. Этот невероятно экзотический, с особым текинским шармом, красивый и гордый золотисто-буланый жеребец вошел во многие учебные пособия по коневодству как эталон породы.
На другой картине изображен двукратный чемпион породы на ВДНХ СССР (1973, 1977), вышеупомянутый Полотли. Буланый сын родоначальника линии Перена и Качкыр родился на конном заводе «Комсомол» ТССР в 1965 году, прожил славную жизнь длиною в 29 лет. Его послужная карьера внушительна: победитель и призер крупных традиционных призов, скакал на ипподромах Ашхабада, Пятигорска, Баку. Из 32 стартов 12 раз был первым, 3 раза вторым, 9 раз – третьим. Прославился он и как выдающийся производитель: за 15 лет использования на родном конном заводе от него получено 76 голов отличного приплода. Под Ашхабадом на высокой колонне стоит его бронзовый памятник работы скульптора Нурмухаммеда Атаева.
Также две работы музей получил от безвременно ушедшего талантливого художника Ярослава Колобаева. Одна из них – экстерьерный портрет основателя самой популярной линии в породе, чемпиона породы на ВДНХ СССР (1964), золотисто-гнедого жеребца Гелишикли, родившегося в 1949 году. В скачках он участвовал редко, но зато отличался особой статью, яркой породностью и стал выдающимся производителем. За девять лет племенного использования от него получена 61 голова приплода, многие его потомки имели успехи в конном спорте, особенно в преодолении препятствий.
«Ахалтекинец» – так назвал Ярослав Колобаев свою вторую работу. На ней изображена не конкретная лошадь, а собирательный образ. В общепринятом смысле это действительно портрет, только не человека, а лошади. Но так же, как и в портрете человека, здесь показаны характер, настроение. В упорно-напряженном выражении морды коня, кажется, прочитывается вся многовековая история суровых испытаний, походов и битв, доставшихся ахалтекинской породе. Трансформированные в национальные украшения боевые доспехи подчеркивают изначальную роль этих лошадей как наилучших для всадника-воина.
Музей давно мечтал о портрете родоначальника всего современного ахалтекинского коннозаводства – Бойноу. И, наконец, получил его вместе с другими вышеупомянутыми работами все в том же 2016 году. Он выполнен по нашей просьбе художником Дмитрием Лучановым по старой дореволюционной черно-белой фотографии. Художник омолодил жеребца и обозначил его масть.
Золотисто-буланый жеребец Бойноу (Буйнав, Буюн) родился в 1885 году от Лелянинг-Чепи и ахалтекинской кобылы. Память туркмен сохранила имена лишь его деда – Карамчи и прадеда – Кутлы Сакара. Собственно, на этих и некоторых других именах и зиждется современная порода. Глубже проникнуть уже невозможно. В молодости Бойноу был непобедим на скачках, имя его гремело на весь Туркменистан. В 1900 году его купили в качестве производителя в Закаспийскую заводскую конюшню, а когда он, оставив блестящее потомство, утратил свои способности, его хотели усыпить. Однако житель села Кеши Мухаммед Кули Хан сумел договориться и отвел престарелого жеребца на свое подворье, где, окруженный заботой и любовью, он прожил еще некоторое время до 1908 года.
Бойноу был удивительно породным, эффектным жеребцом с длинной тонкой шеей и легкой сухой головой, небольшого роста (153 см). Это как раз тот случай, о котором смело можно сказать поговоркой: «Мал золотник, да дорог». Роль Бойноу в породе трудно переоценить – его кровь течет в более чем в 99 процентах всех современных ахалтекинцев.
Портрет жеребца Салыра написан Натальей Соколовой в 2001 году. Так случилось, что нам мало что известно об этой оригинальной художнице. Ее Салыр поражает своим металлическим видом, напоминающим покрытого боевыми доспехами древнего воина. В реальности темно-буланая масть жеребца действительно отливала оттенками старой бронзы, художница увидела и усилила этот эффект.
Салыр родился в 1997 году от родоначальника линии Гайгысыза и Сании, дочери основателя линии Сере. Он стал «Юным чемпионом мира» в 1999 году на I чемпионате мира среди лошадей ахалтекинской породы в Москве (напомню, тогда взрослым чемпионом стал жеребец Янардаг, красующийся сейчас на гербе Туркменистана). В 2000 году Салыр стал чемпионом мира и тогда же выиграл скачку на приз Туркменистана (2000 м) в рамках чемпионата России среди лошадей ахалтекинской породы на Пятигорском ипподроме. Всю свою дальнейшую жизнь Салыр провел в качестве ведущего производителя на конном заводе «Дакор», где оставил многочисленное ценное потомство.
Портрет жеребца Гаухара – подарок замечательного башкирского художника-романтика, члена Союза художников Российской Федерации, участника и лауреата международных выставок Фината Набиуллина. Золотисто-буланый жеребец Гаухар родился 10 марта 1977 года на Луговском конном заводе от Гарема и Меркенки. Он был ярким представителем линии Гелишикли – крупным, величественным, нарядным. Два сезона успешно скакал на Пятигорском ипподроме, имея из девяти стартов девять призовых мест, выиграл крупные традиционные призы. Гаухар оставил 59 потомков, из них 11 жеребцов и 23 кобылы получили заводское назначение. Дети Гаухара унаследовали его высокую скаковую работоспособность: Гектор из девяти стартов имел восемь первых мест и одно второе; Гоар скакал до восьмилетнего возраста и из 37 стартов 25 раз был первым; Гарт за пятилетнюю скаковую карьеру на Ашхабадском ипподроме из 38 стартов приходил первым 31 раз и 5 раз – вторым.
Еще один «двойной портрет» написан художницей из Дагестана Анной Самарской. На картине мы видим двух исторических персонажей: мужчина слева – это выдающийся селекционер, знаток и страстный фанат ахалтекинской лошади Владимир Шамборант (1909–1991), а величественный гнедой жеребец – самая большая его гордость – Юлдуз, ставший на многие годы эталоном породы. Лучший сын Гелишикли и Гуль родился на Терском конном заводе в 1962 году. Юлдуз был крупным жеребцом, отличался неправдоподобно длинными гибкими линиями, всем своим обликом он отвечал хорошо известным строкам стихотворения, написанного питерской поэтессой Ириной Хиенкиной: «Змеи, гепарда и орла единый сплав...» Одной этой фразы настоящим знатокам породы достаточно, чтобы понять, какова эта лошадь. Что касается скаковой карьеры Юлдуза, то и здесь все в порядке: из восьми стартов – победа в традиционном призе «Пробный» и вторые места в призах «Летний» и «Большой летний». Непродолжительная заводская карьера состоялась уже в Дагестане.
И, наконец, последнее, необычное поступ- ление. В феврале 2018 года музей посетили любители ахалтекинских лошадей из Китайской Народной Республики: Зан Ли, владелец конного завода, в составе которого – 30 голов чистокровных ахалтекинцев, и выпускник Тимирязевской академии, доктор Женшан Ван. Они преподнесли в дар музею оригинальную работу известного современного китайского художника Ву Ма. Это изображение одного из самых харизматичных ахалтекинских жеребцов – Гараюсупа, выполненное в классическом китайском стиле черной тушью на бамбуковой бумаге.
Вороной Гараюсуп родился в 2000 году на Ставропольском конном заводе от Мангыта и Оправы, принадлежит активно развивающейся в России линии Посмана. По себе Гараюсуп был безупречен: породный, яркий, гармоничный, крупный. Он получил все почетные звания на выставках-рингах чемпионатов мира и России, неплохо скакал: в шести сезонах на Пятигорском ипподроме стартовал 18 раз, из них четыре раза был первым и по три раза вторым и третьим.
Коллекция ахалтекинцев в музее коневодства представляет безусловную ценность не только в плане учебного процесса, не только в плане художественного достоинства, не только в плане истории породы. Эти произведения, достоверно отображающие типы и формы лучших лошадей прошлого, могут служить современным селекционерам своего рода эталоном, по которому они могут сверять свои усилия, направляемые на сохранение и совершенствование драгоценной ахалтекинской породы лошадей.

Юлия КУЗНЕЦОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005