ПОВЕСТКА ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Прошедшая в Астане консультативная встреча глав государств Центральной Азии стала шестой по счету. Что само по себе говорит о том, что их проведение не просто подтверждает свою востребованность, но и приобретает системность и последовательность. И конечно, в данном контексте важно сохранить первоначальный смысл такого формата общения – а именно, их консультативный характер и региональное измерение. Именно это имел в виду Президент Туркменистана, страны-инициатора проведения консультативных встреч, когда говорил на Астанинском саммите о них как о платформе для политического общения без жестко регламентированных правил и процедур. Такой подход оправдывает себя, позволяет иметь более объективное, широкое, «панорамное» представление о ходе взаимодействия, вносить предложения и коррективы, высказывать мысли и оценки в режиме свободного обмена. И потому создание в рамках этого формата каких-то многосторонних структур и институций нецелесообразно. «Мы прекрасно понимаем друг друга, каждая наша встреча завершается ясным итоговым документом, на основе которого мы работаем дальше. Полагаем, что и с политической, и с практической точек зрения нет нужды обременять созданный формат учреж- дением дополнительных надстроек», – заявил Сердар Бердымухамедов. Другим важным элементом консультативных встреч является участие в них только глав государств Центральной Азии. Это обу-словлено в первую очередь сугубо региональной тематикой пятистороннего политического диалога. Безусловно, вопросы, вытекающие из международной повестки дня, всегда были и остаются актуальными для центральноазиатских лидеров с точки зрения их обсуждения и выработки консолидированных позиций по межрегиональным, континентальным и глобальным проблемам. Но все же главное содержательное свойство пятистороннего общения – это концентрация на вопросах сотрудничества, касающихся только пяти государств Центральной Азии. Главный среди них – сохранение в регионе мира, согласия и стабильности. «Мы едины в том, – подчеркнул Президент Туркменистана, что хотим видеть наш регион процветающим, высокоразвитым и глубоко интегрированным в современные глобальные связи, сохраняющим при этом свою самобытность, самостоятельность и право выбора внутренней и внешней модели развития. Убежден, что только при таких условиях наши государства и народы смогут обеспечить себе достойное и уверенное будущее». Очевидно, что непременным условием сохранения безопасности региона являются стабильность и спокойствие по периметру его внешних границ. И здесь первоочередную значимость приобретает взаимодействие на афганском направлении. Туркменистан имеет свои принципиальные и четко заявленные подходы ко всему комплексу проблематики Афганистана. При этом, с уважением относясь к позиции, которую имеет отдельно каждая из стран региона, Ашхабад считает, что как соседям Афганистана им нужно использовать открывающиеся возможности и признаки стабилизации для выработки общей позитивной, конструктивной и реалистичной линии в отношении действующей афганской администрации. Во главу угла должны ставиться интересы и чаяния афганского народа, его стремление к прочному миру и созидательной общенациональной работе по восстановлению экономики и социальной сферы. Очевидно, что роль стран Центральной Азии в этом процессе является ключевой. Только в кооперации с ними можно в прак-тических терминах говорить об интеграции Афганистана в международное экономическое сообщество, о реализации инфраструктурных и логистических проектов. Нельзя игнорировать и глубокие исторические, духовные, родственные связи между государствами Центральной Азии и Афганистаном. «Использовать их для помощи в создании нового, мирного, стабильного Афганистана – наш общий долг и ответственность», – отметил Президент Туркменистана. Другой определяющий фактор региональной стабильности – согласованность действий государств Центральной Азии в политико-дипломатической, правоохранительной и специальной сферах. Важная роль в этом отводится работе внешнеполитических ведомств центральноазиатских государств по выработке консолидированных подходов к вопросам противодействия новым угрозам и дестабилизации региона, защиты информационного пространства, предупреждения и нейтрализации попыток проникновения радикальных и экстремистских элементов. Говоря об экономическом сотрудничестве, Сердар Бердымухамедов отдельно остановился на транспорте и коммуникациях, призвав вовремя и эффективно встроить регион в процессы формирования коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг», используя географические, логистические и другие преимущества центральноазиатских государств. Речь прежде всего идет о маршрутах через Центральную Азию из Китая в Европу и на Ближний Восток, усилении транспортной взаимосвязанности между Азией и Европой. Это предполагает создание на территориях стран региона со-временной логистики, гармонизацию законодательства, взаимное предоставление таможенных, тарифных и иных преференций. Здесь есть над чем работать, и Туркменистан предлагает приступить к практическому решению перечисленных задач в самое ближайшее время. Еще одна стратегическая цель в контексте глобальной геоэкономики – обеспечение растущих энергетических потребностей государств Центральной Азии с учетом наличия и появления в будущем новых промышленных и сельскохозяйственных мощностей, объектов инфраструктуры, а также запуска совместных производственных проектов. Туркменистан неоднократно заявлял о готовности к совместной работе с центральноазиатскими странами в сфере энергетики. Такое сотрудничество должно уберечь Центральную Азию от возможных негативных сценариев на мировом энергетическом рынке, минимизировать их последствия, создать необходимый запас прочности национальных энергосистем на случай непредвиденных обстоятельств техногенного и природного характера. Разумеется, в этой работе определяющим критериями должны быть взаимная выгода, учет интересов друг друга, строгое выполнение достигнутых договоренностей. Не остались в стороне и вопросы взаимной торговли, партнерство в сфере малого и среднего предпринимательства. Здесь, опираясь на хороший совместный опыт и традиции добрососедства, страны региона способны давать должные стимулы для увеличения товарооборота, создавать и активно использовать новые каналы взаимодействия между бизнес-сообществами, поощрять совместные инвестиции в проекты на территориях государств, развивать приграничную торговлю. Сердар Бердымухамедов проинформировал собравшихся глав государств о проведении в Туркменистане международного форума «Взаимосвязь времен и цивилизаций – основа современного мира и развития», посвященного 300-летию со дня рождения классика туркменской литературы, выдающегося мыслителя Востока Махтумкули Фраги, и пригласил их к участию в этом важном мероприятии. Было подчеркнуто, что в Туркменистане рассматривают его не просто как дань уважения Махтумкули, но и как значимую и своевременную возможность для широкого и уважительного международного диалога, трибуну для изложения конструктивных, созидательных подходов и точек зрения на судьбы мира, состояние нынешних глобальных политических, социо-культурных, геоэкономических и гуманитарных связей, их тенденций и перспектив. Это очень важный посыл. На фоне серьезных процессов, переживаемых миром, Центральная Азия с ее колоссальным ресурсным потенциалом, стратегически важным географическим расположением объективно привлекает к себе внимание как с точки зрения глобальной геополитики, так и вполне объяснимыми экономическими интересами. В этих условиях от государств региона требуется предельная ответственность, взвешенность и дальновидность, опора на богатейший опыт и традиции государственности, взаимоотношений друг с другом и с внешним миром. Прекрасно сказал об этом Президент Туркменистана, обращаясь к участникам саммита: «Нельзя позволить осуществиться попыткам втянуть наш регион в какие-то сферы влияния, тем более в конфликты, дать основания усомниться в самостоятельности и субъектности Центральной Азии как геополитического, экономического, культурно-цивилизационного пространства с тысячелетней историей. У наших народов своя повестка: это – мир, добрососедство, братство и сотрудничество».
|