ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2024  N5-6(231-232)
ИСКУССТВО
ВЕРШИНА РУКОТВОРНОГО ТВОРЧЕСТВА
История туркменского искусства ковроткачества насчитывает не одно тысячелетие. Ковер в Туркменистане, наверное, самыми прочными нитями связан с жизнью, со всем многообразием ее проявлений. Действительно, с древности и по сей день в аулах, кочевьях, городах жизнь течет на ковре, с ковром и по коврам. Туркменские ковровщицы говорят шутя, что если расстелить все сотканные ими ковры, то они покрыли бы всю страну.
Узоры туркменских ковров – это беседа человека с его предками, это история его народа, это беседа с природой. От природы туркменский ковер взял ее изумительные краски, следуя естественным законам соподчинения и дополнения цветов. Цветение пастбищ пустыни, теплые блики огня домашнего очага и костра пастуха, золото солнца и песков, краски шкур животных и алые оттенки цвета спелых зерен граната вошли в туркменский ковер и слились в мелодию его узора.
Ковровые изделия всегда были неотъемлемой частью быта туркмен. Богатейшие вековые традиции, сложившиеся в национальном ковроделии, бережно хранятся и развиваются. Однако сегодня соотношение пользы и красоты в изделии несколько иное. Яркая примета современности – рождение новых видов народного творчества.
В последнее время все больше художников-ковроделов обращаются к изображению на ковровом полотне пейзажей, сюжетных сцен, портретов. Во многом этому способствуют высокотехнологичное оборудование, с помощью которого можно рассчитать место каждого узелка, цветовую гамму с тончайшими нюансами тона. Ковры-картины выполняются по всем технологическим и художественным канонам туркменского ковроткачества, но вместе с тем они приобретают новые качества, присущие живописной картине – плановость, воздушную и линейную перспективу, светотеневую проработку объема.
Один из основоположников нового направления профессионального ковроткачества – народный художник Туркменистана Ада Гутлыев. Изделия, созданные этим мастером, можно по праву называть ковровой живописью. Опираясь на основы древнего ковроделия и используя новейшие технологии компьютерной графики, художник создает новый вид искусства. Мастер коренным образом изменил мнение о туркменском ковре как о предмете ремесленного производства. Как истинный художник, ищущий новые средства художественной выразительности, он освоил синтез живописи и декоративного искусства. Двумерную плоскость заменило глубокое пространство, составленное из цвета, света и воздуха. Из предмета быта ковер трансформировался в самодостаточное произведение искусства, построенное по принципам живописной картины. Оригинальные образы, композиционная вариативность, тонкое чувство цвета, точность расчета эскизов художника в сочетании с филигранным мастерством туркменских ковровщиц рождают современные шедевры живописного коворового искусства.
«Стремление познать красоту и гармонию окружающего мира, отобразить свои чувства и мысли через образы – отличительная черта творчества художника, – рассказывает искусствовед Азат Аннаев. – Созданные автором ковры-портреты отображают не только внешний облик модели, но и внутренний мир человека. Ада Гутлыев много работает над созданием ковров-пейзажей, где состояние световоздушной среды, переданное с большим мастерством, уводит взгляд зрителя вдаль к горным вершинам и необъятным просторам. Несмотря на проработку мельчайших деталей, ковер-картина не теряет своей цельности. Все решено на тонком сочетании цветовых нюансов».
По мнению специалистов, Ада Гутлыев обладает высоким дизайнерским мастерством в композиционном построении картины, когда все части подчинены главной идее произведения. Часто художник обращается к изображению архитектурных памятников, современных зданий. «Гекдепинская мечеть» – одна из лучших работ в этом жанре, где графическая ясность архитектурных объемов возвышает здание над окружающим пространством.
Если раньше колорит сюжетного ковра зависел от определенного набора цветов, который соответствовал традиционой гамме, то в произведениях этого мастера вся палитра сюжетной части ковра зависит только от живописного мастерства и предпочтений самого автора. Ада Гутлыев – тонкий колорист, который скрупулезно отбирает различные оттенки одного и того же цвета, добиваясь нужного тона шерстяных нитей. Многие произведения художника по качеству исполнения составляют конкуренцию живописным полотнам. И действительно, произведения, созданные Гутлыевым, по своей функции и виду уже не ковры и даже не сувениры, это новый вид живописи, где сам ковер является живописным полотном, а орнаментальные бордюры, обрамляющие центральную часть, служат неотъемлемой рамой, своеобразным багетом, который подчеркивает красоту произведения. Трансформация декоративного, условно-символического начала в изобразительную форму выражения – это и есть жизнеспособность древнего искусства ковроделия.
Опираясь на древние традиции коврового искусства, Ада Гутлыев по-прежнему остается живописцем. Человек трудолюбивый и упорный в достижении цели, он совершенствует технологию производства и двустороннего ковра, являющуюся одной из сложнейших в ковроткачестве. Именно изучение системы древнего ковроделия позволило художнику решить сложную задачу создания двустороннего изображения.
«Ковровое искусство находится в постоянном развитии, – говорит народный художник Туркменистана Ада Гутлыев. – Я поставил перед собой цель, опираясь на древние традиции, создать самостоятельное произведение, построенное по принципам станковой живописи. Мои ковры – это единство живописи и декоративно-прикладного искусства, но в то же время в них сохранены все стандарты ремесла туркменских мастериц. Это высокая плотность узловой вязки, что является гарантией качества, стойкие красители искусственного и природного происхождения. Каждый выбранный мною сюжет связан с культурным наследием туркменского народа, богатейшим источником его философских и духовных воззрений, а многовековая мудрость, сохраненная в старинных ковровых орнаментах, питает мое творчество».
Требовательный к своей работе и постоянно созидающий художник – всегда в процессе исследования и интересных открытий. Вдохновение не покидает мастера, он находится в постоянном творческом поиске. Творческая деятельность мастера получила высокую оценку в Туркменистане, его ковры-картины занимают достойное место в музеях и государственных учреждениях страны.
Идея производства живописных ковровых полотен сейчас воплощается и в промышленном масштабе. «На Ашхабадском экспериментальном предприятии художественного ковроделия достигли большого мастерства при изготовлении сюжетно-тематических ковров – пейзажей из шерсти и шелка, – рассказывает специалист коврового производства Байрам Бяшимов. – Мастерицы этой фабрики выделывают эксклюзивные ковры с разнообразными сюжетами, и этот опыт распространяется по всему Туркменистану. Мастерицами достигнута потрясающая точность и реализм в изготовлении портретов и пейзажей. Работа государственного объединения «Туркменковер» во многом направлена на популяризацию лучших традиций ковроткачества, как старинных, так и современных. Произведения объединения занимают особое место на европейском рынке сбыта высококачественных ковровых изделий, за что и удостаиваются национальных и международных премий».
Осталось добавить, что новые образцы живописного туркменского коврового искусства, как и древние экземпляры, представлены в крупнейших музеях мира, они украшают выставочные залы и галереи частных и государственных коллекций во многих странах, что красноречиво говорит о высоком уровне развития древнего и вечно молодого коврового искусства, для которого нет пределов совершенства.

Александрина ЕВСТИГНЕЕВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005