ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2024  N3-4(229-230)
НАСЛЕДИЕ
КРАСКИ СОЛНЦА И НИТИ ЛУННОГО СВЕТА
Горят яркие софиты, звенят в мощных динамиках струны дутара, и на подиуме Ашхабадского дома моды появляются девушки в нарядах народной стилистики. Ритмичная музыка будто бы вплетается в звон серебряных украшений – неизменных аксессуаров национального костюма, сшитого из шелковой ткани «кетени». Коллекции из «кетени» всегда оставались любимыми у многих поколений моделей, ведь когда облачаешься в ткань из натурального шелка, надеваешь массивные серебряные украшения, выходишь на подиум, гордо неся национальный образ, зал неизменно тонет в аплодисментах – настолько колоритен и живописен созданный образ.
История изготовления ткани «кетени» насчитывает не одну сотню лет. Сохранившийся с древних времен, этот способ и сегодня остается модным трендом. Отдавая дань традициям, туркменские модельеры создают потрясающие шелковые коллекции свадебных и вечерних нарядов, где этнические мотивы звучат по-новому, но неизменно торжественно и благородно.
Во все времена люди восхищались любыми изделиями из шелковой ткани. Шелковая нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, что вызывает изысканное переливание цвета и блеск. Такая ткань была запредельно дорогой, и купить ее могли только очень состоятельные люди. Шелк считался эквивалентом золота и приравнивался к международной валюте. И по сей день этот «прозрачный как лед» и «легкий как облако» роскошный материал считается неотъемлемым символом отменного вкуса и богатства. Шелковое волокно настолько разнообразно, что позволяет производить широкий ассортимент тканей – от тончайших шифона и органзы до тяжелого дюпона, тафты и парчи.
Туркменистан считается родиной домотканой шелковой ткани «кетени». Издревле одежду из этой ткани носили и мужчины, и женщины. Но если одежда мужчин из кетени ограничивалась только халатами-«донами», то женщины составляли «шелковый гардероб» из многочисленных платков, накидок и платьев. Обычно края ткани «кетени» обрамляют золотистые полосы, которые при шитье остаются на лицевой стороне изделия, подчеркивая конструктивные линии платья. В старину «кетени» изготавливали в основном двух цветов: зеленого и красного, теперь же цветовая гамма традиционной ткани включает весь спектр оттенков. «Кетени» красного цвета считается самой роскошной. Из нее шили праздничную и свадебную одежду. До сих пор в приданом у невесты должно быть 2–3 платья из такой ткани. Сегодня, как и в прежние времена, выделка «кетени» остается прерогативой ручного труда. И как любой ручной труд, эта работа крайне кропотлива, требует терпения, определенных навыков и уважительного к себе отношения.
По сей день технология изготовления «кетени» не претерпела принципиальных изменений по сравнению с древними временами. Как и сотни лет назад, женщины садятся в свой самодельный ткацкий станок – «тара». Его ширина около 40 см, что определяло всегда ширину полотна и, соответственно, крой платья. Тут нет оговорки: мастерица именно садится внутрь станка, который похож на маленький кораблик, только вместо парусов на его «мачтах» натянуты разноцветные шелковые нити, которые в искусных руках «кормчего» превращаются в прочную ткань, излучающую блеск.
Первоосновой для ткани служит многометровое шелковое волокно цвета слоновой кости, каждую нить которого мастерицы разделяют еще на 6 тончайших нитей. Затем варят эту пряжу в горячем мыльном растворе для смягчения. Представляете, сколько требуется терпения, чтобы распутать потом все нити, покрасить их и намотать на катушки?! Причем окрашивание ниток со времен наших предков производится преимущественно натуральными красителями. Так, для достижения красного цвета, который пользуется наибольшей популярностью среди туркмен, используют растение марену, для оттенков синего – природный краситель, который доставляют из Ирана, теплые коричневые и желтые тона получают с помощью гранатовых корок, листьев и скорлупы грецкого ореха, луковой шелухи, чая. Для закрепления цвета используют квасцы, а для отбеливания – золу от каменного угля. Конечно, сейчас применяют и химические красители, но приоритет покупатели все же отдают ткани, окрашенной натуральными материалами.
Когда долгий процесс подготовки волокна остается позади, длинные шелковые нити натягивают на станок, крепят основу, и начинается волшебство превращения. Ловкие руки мастерицы быстро-быстро перекидывают челнок с ниткой из стороны в сторону, туго закрепляя ее на основе. И так же, как из невзрачного кокона на свет вылетает прекрасная бабочка, так на глазах рождается произведение искусства, отличающееся самобытной техникой, тонким вкусом и устойчивостью традиционных приемов. Но это еще не финал. Готовую ткань, насчитывающую порой десятки метров, снимают с валика и придают ей теперь уже товарный вид. Ее крахмалят, от этого кетени приобретает особый глянец и относительную жесткость, и даже кажется, что шелковый отрез звенит, как только берешь его в руки. Теперь из него можно сшить и деловой костюм для бизнес-леди, и подвенечный наряд для невесты, и обворожительное платье для вечернего выхода...
Кетени пользуется огромной популярностью не только у местных жителей. Многочисленные гости Туркменистана увозят с собой на память всевозможные шарфы, накидки, сумки, отрезы ткани, выражая таким образом неизменный интерес к декоративно-прикладному искусству и культуре туркменского народа. Сегодня, в век технического прогресса, национальные традиции продолжают жить в туркменском народе. Так же, как и много лет назад, изящное мастерство ковроткачества, вышивки, ювелирного дела передается от отца к сыну, от матери к дочери, и образуются профессиональные династии. А востребованность древних народных традиций в наше время является отражением непрерывной связи прошлого с настоящим и будущим.

Александрина ЕВСТИГНЕЕВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005