2024  N1-2(227-228)
НАСЛЕДИЕ
БЛАГОСЛОВЕННА БУДЬ, ЗЕМЛЯ ПОЭТОВ!
Благословенна земля, рождающая поэтов – хранителей божественного творческого огня, призванных свыше служить правде, красоте, нести высшие, истинные смыслы. Именно смыслы, заложенные в поэтическое Слово, делают его нетленным, а поэтов – выразителями дум и чаяний своих народов, которые сохраняют их имена в веках, а образы – в памятниках.
Об этом особенно легко думается в ашхабадском художественно-парковом комплексе «Ылхам» («Вдохновение»). Парк скульптур, размещенный в историческом центре туркменской столицы, был открыт в 2010 году и связал ее проспекты и скверы, улицы и улочки, названные в честь выдающихся туркменских поэтов и литераторов. В своеобразном историко-художественном музее под открытым небом собрано 46 скульптур, над созданием которых работали около тридцати ведущих скульпторов страны.
В путешествие по этому культурному оазису я пригласила людей, для которых туркменская поэзия стала не только предметом изучения, но и собственной судьбой. Прогулка по аллеям парка с Аллаяром Чуриевым – поэтом, литературоведом, старшим научным сотрудником Института языка, литературы и национальных рукописей Академии наук Туркменистана, а также с Сулейманом Иламановым – поэтом, публицистом, заведующим отделом поэзии газеты «Эдебият ве сунгат» («Литература и искусство»), позволила поразмышлять о значении туркменской поэзии и ее представителях, составивших славу туркменской земли.
Вдоль аллей возвышаются скульптурные композиции, посвященные восточным мудрецам, выдающимся ученым, астрономам, математикам, философам, чье наследие является бесценным национальным достоянием и неотъемлемой частью сокровищницы мировой науки и культуры. Вместе с художниками, создавшими эти образы, можно представить, как выглядели великие ученые и философы, поэты и богословы Мяне баба, Махмуд ал-Кашгари, Абу Али Ибн Сина и Ас-Сарахси, Бируни и Фараби, мастер стихотворного жанра рубаи Омар Хайям и автор всемирно известного произведения «Наука, делающая счастливым», поэт-мыслитель Юсуп Баласагунлы, певцы любви и красоты Несими и Физули...
Под сенью каменной чинары нас приветствует философ Аль Фараби, сам остановившийся здесь для предания любимому делу – игре на таре. С дутаром изображен Алишер Навои – поэт, оставивший большой след в музыкально-песенном искусстве туркмен, юного ученика наставляет великий пир, ученый и поэт Ходжа Ахмет Ясави, вдаль устремлен мечтательный поэтический взгляд Юнуса Эмре.
Где, как не в парке «Вдохновение», можно заглянуть вместе с Бируни в далекие глубины Галактики, принять участие в обсуждении важных вопросов с Неджметдином Куброй и казы Бурханетдином Ахметом, полюбоваться на царственную фигуру восседающего на троне правителя и поэта Джаханша Хакыкы, вспомнить о выдающихся государственных деятелях и талантливых литераторах Байрам-хане и его сыне Абдырахым-хане, оставивших неизгладимый след в истории Туркменистана и Индии, о чем в посвященной им скульптуре напоминает изображение слонов. Одна из композиций символически объединила великого математика Мусу Хорезми, ученого Шамсетдина Мервези и поэта Махмуда Пальвана.
Присутствие всех этих личностей в парке «Вдохновение» подчеркивает глубинную связь науки и искусства, в восточной традиции воспринимаемых как единое целое, как важнейшую составляющую философии созидания, философии творчества.
Нередко именно поэзия служила для выражения мыслей ученых мужей о мироздании, законах Вселенной, науках, музыке... Многие именитые ученые и философы древности слыли прекрасными мастерами слова, обращались к нему для выражения как рационального, так и эмоционального опыта. При этом выдающиеся поэты разных эпох наделялись характеристикой «мыслитель».
Аллаяр Чуриев, указывая на скульптуры, напоминает, что Омар Хяйям был математиком, астрономом, поэтом и философом. Аль-Бируни – ученый-энциклопедист, владевший почти всеми науками Средневековья, слыл замечательным поэтом и знал более шести языков. Выдающиеся полководцы Байрам-хан и султан Санджар отдавали дань поэзии.
– Поэзия в самосознании туркмен всегда занимала особое место, – продолжает его мысль Сулейман Иламанов. – Поэт – пророк, служитель и носитель национального самосознания – характерное явление для туркменской литературы, истоки которой восходят к глубокой древности, к Огузхану Туркмену, Горкут-ата, Героглы.
Говоря об этом, мои спутники упоминают сказителей, живших в древности в регионе Центральной Азии, в том числе и в Туркменистане, включая женщин. И хотя в парке «Вдохновение» представлены исключительны мужские образы, замечают они, туркменская женщина во все времена не только восхищала и вдохновляла мужчин, но и наравне с ними вершила историю своего народа, создавала непревзойденные шедевры искусства. Именно женщинам принадлежат устные сказания, песни, слагавшиеся за занятиями ковроткачеством и рукоделием, а также оригинальные тексты колыбельных, обрядовых и игровых стихотворений и девичьих песен.
Продолжая движение от скульптуры к скульптуре, мы словно перелистываем страницы истории, уводящей нас в глубь веков, проникаемся духом времени. Поэты-сказители и бахши-музыканты считались достоянием народа, духовным богатством. Ни одного тоя, ни одного значимого события, не проходило без их участия... Были среди них были и потомственные сказители. Только на западе страны, в местности, где жил великий туркменский поэт Махтумкули, их было более трехсот. Каждый аул гордился своими поэтами, создавая для их жизни и творчества особые условия.
Характерной национальной поэтической традицией были так называемые «мушайра» (собрания или состязания поэтов). Этот ритуал имел свои правила: обычно под вечер мастера слова собирались за угощениями и знакомили односельчан со своими новыми сочинениями. В роли жюри выступал народ, который давал им свою оценку. В этом ряду можно отметить и поэтические чтения у костра после полуночи («шаманы»).
Широко известен на туркменском поэтическом небосклоне и жанр «айдышик» («переклички»). Это своеобразные литературные состязания, как правило, философского содержания. При этом для поэтического состязания не обязательно было находиться рядом, зачастую для них использовали почтовых голубей. Иными словами, для поэзии не было границ.
Лучшими народ признавал поэтов, передававших в стихотворных строках реальные чувства, события, жизнь. Властители дум народа, выразители его чаяний и стремлений, хранители исторической памяти, туркменские поэты являлись признанными носителями высших нравственных норм, имели огромное влияние на мировоззрение людей и формирование идеалов общества. На благодатной почве народного творчества – фольклора, дестанов, песен, сказаний – выросла туркменская классическая поэзия.
Безусловно, творчество великого туркменского поэта-классика Махтумкули вобрало в себя все лучшее, что было в народной поэтической традиции и в общевосточной культуре. Махтумкули считается основоположником новой туркменской классической поэзии и литературы, одним из первых мастеров слова, в значительной мере изменивших характер туркменского поэтического языка, сблизившего его с народной речью. Поэт-классик жил в трудные для туркмен времена потрясений и разногласий и чувствовал на себе огромную ответственность, данную ему вместе с великим даром – одухотворять, возвышать и объединять людей.
Новаторское творчество Махтумкули Фраги стало своеобразной школой для последующих поэтов, которые привнесли свою лепту в развитие тематического многообразия и языка туркменской литературы.
В период «золотого века» туркменской поэзии погружают скульптурные композиции, запечатлевшие поэтов XVII–XIX веков. В момент философских раздумий изображен отец Махтумкули – поэт-философ Довлетмамед Азади. Неподалеку размещены изваяния неразлучных друзей – Зелили и Сейиди, последний, как и подобает воину, представлен в образе отважного всадника. За сочинением запечатлен Нурмухаммет Андалиб, творческий порыв изображает фигура великого лирика Молланепеса. В ряду блистательных имен, продолживших и развивших славу туркменской поэзии, – поэт-сатирик Кемине и певец любви и красоты Мятаджи.
Именно в период «золотого века» туркменской поэзии на первый план выходит представление о поэте как пророке, служителе и носителе национального самосознания. Неслучайно о своем любимом поэте туркмены говорят: «Махтумкули – предвестник счастья». Важное место в поэзии поэтов-классиков занимали историко-патриотические, любовные, назидательно-дидактические мотивы и темы, развивалась любовная, пейзажная и элегическая медитативная лирика, обогащались сатирические жанры.
Связь поколений и эпох, преемственность высокой духовной культуры туркмен, пронесенной сквозь тысячелетия, подчеркивает третья часть скульптурной трилогии парка «Вдохновение» – аллея, посвященная выдающимся деятелям культуры, поэтам, писателям, переводчикам ХХ века, который может быть по праву назван «серебряным веком» туркменской поэзии.
По обеим сторонам аллеи разместились скульптурные бюсты Нурмурада Сарыханова, Беки Сейтакова, Берды Кербабаева, Амана Кекилова, Аты Говшудова, Керима Гурбаннепесова, Нуры Байрамова, Курбанназара Эзизова, Кара Сейитлиева, Назара Гуллаева, Йылгая Дурдыева, Аширберды Курта, Маммеда Сейидова, Бердыназара Худайназарова, Анналы Бердыева, Аллаберды Хайидова.
Каждого из них, говорят мои собеседники, можно назвать новатором. ХХ век и его реалии привнесли в творчество туркменских поэтов европейскую традицию, находившую отражение как в форме стиха, так и в философском осмыслении новой действительности. Первая половина века проходила в туркменской поэзии под впечатлением и влиянием русской классической литературы, с которой туркменов знакомили переводчики. Благодаря им на туркменском языке заговорили Пушкин и Лермонтов, Есенин и Маяковский.
При этом туркменские поэты ХХ века развивают национальные традиции, замечает Сулейман Иламанов, взять хотя бы «мушараты», которые собирали поэты-писатели Кара Сейитлиев, Берды Кербабаев, Курбанназар Эзизов. Попасть на эти поэтические встречи можно было только признанным талантам. Оценка мастеров была особенно важна для молодых стихотворцев. Говоря об этом, Аллаяр Чуриевич вспоминает, как он был горд, получив хороший отзыв на свое первое лирическое стихотворение от Гурбанназара Эзизова, с которым у него впоследствии сложились дружеские отношения.
В завершение нашей творческой прогулки по парковому комплексу «Вдохновение» я попросила своих спутников рассказать о своих достижениях, поделиться мнением о путях развития новейшей туркменской поэзии и, конечно, почитать свои стихотворения. Аллаяр Чуриев напомнил о поэтических сборниках, изданных им в разные годы: «Голос земли», «Берекет», «Чинар», «Шесть песен о любви» и других. В числе самых свежих – сборник «Тут вдохновение», вышедший в свет в 2023 году, под обложкой которого объединена патриотическая лирика. Недавно автор завершил работу над монографией, посвященной исследователям и первым переводчикам произведений Махтумкули Фраги на языки мира.
В свою очередь поэт, журналист Сулейман Иламанов, создавший значительное количество патриотических стихотворений, в том числе вошедших в сборник 2023 года «Довлети Довран» («Эпоха счастья») и положенных на песни, рассказал о подготовленном к печати новом поэтическом сборнике, посвященном 300-летию со дня рождения Махтумкули Фраги, и работе над научной статьей «Махтумкули и творчество Гете».
Отличительной особенностью современной туркменской поэзии, как и века назад, остается высокое нравственное начало и гуманистический посыл. Современные поэты отдают дань патриотической гражданской лирике. По-новому звучат сегодня характерные для восточной поэзии посвящения одической формы. И, конечно, вечна для поэтов тема любви и красоты.
Парковый комплекс «Вдохновение» – отнюдь не пантеон замерших изваяний, он пронизан живой романтикой и хорош в любое время года. Тянутся ввысь сохранившиеся здесь многолетние деревья и новые вечнозеленые насаждения, переливаются в лучах щедрого туркменского солнца серебряные струи фонтанов.
Здесь проходят литературные чтения, встречи поэтов, новогодние творческие представления. Здесь назначают свидания и признаются в любви, сюда приходят отдохнуть семьями, совершают экскурсии любознательные школьники, резвятся дети. Притягательна эстетика этого места, и тут особенно чувствуется, что поэзия не бывает современной и несовременной, она – вне времени и пространства.

Марал КАДЖАРОВА