ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2024  N1-2(227-228)
ИСТОКИ
К НЕМУ НЕ ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА
Среди современных музеев Туркменистана есть один, отличающийся от других. Второго такого нет нигде. Это музей Махтумкули Фраги в небольшом городке, который раньше назвался Гаррыгала, что в переводе с туркменского означает «Старая крепость». Со временем этот топоним видоизменился в Кара-Кала («Черная крепость»), а в 2005 году городок на реке Сумбар был переименован в Махтумкули, в честь родившегося и жившего в этих местах великого поэта-классика туркменской литературы XVIII века. Его трехсотлетний юбилей включен в список памятных дат ЮНЕСКО, а его поэтическое наследие вошло в международный реестр «Память мира».
Чтобы попасть в Махтумкули, который в 2016 году получил статус города, нужно проехать через горный перевал хребта Копетдаг. Современное шоссе пролегает через так называемые «лунные горы»: это не скалы, а высокие холмы фантастических форм из глинистого песчаника, зеленовато-серой окраски, лишенные всякой растительности, покрытые сплошной паутиной трещин. Во время сильных ливней мельчайшие ручейки стремительно стекают с этих холмов, расширяя старые желобки и образуя новые. Именно потоки дождевой воды создают эти трещины-кракелюры: высыхая, они создают необыкновенный ландшафт.
А дальше открывается цветущая Сумбарская долина. Она тянется зеленым рукавом между горой Хасардаг и хребтом Монджуклы. Это оазис субтропического садоводства, самый теплый в Туркменистане. Его микроклимат смягчен влиянием южной, наиболее теплой и глубокой части Каспийского моря, а Копетдаг защищает этот уголок природы от северных холодных ветров.
Сумбар является одним из притоков более полноводного Этрека, который раньше впадал в Каспий. И где-то в этих местах прошла жизнь Махтумкули. Он появился на свет в местечке Хаджиговшан на Этреке, где в то время жили туркмены рода геркез племени геклен. Имя ему дали в память деда, которого звали Махтумкули Еначи – это прозвище указывает, что он был мастером по изготовлению потников для коней. Отец поэта Довлетмамед Азади сам был известным литератором и религиозным мыслителем. Детство и юность Фраги прошли в долине Этрека, где он еще ребенком пас личный скот односельчан, а потом овладел ремеслом ювелира и всю жизнь зарабатывал свой хлеб как серебряных дел мастер.
На берегу Сумбара, ныне сильно обмелевшего, находится современное село Геркез, чье название служит напоминанием о том, что в этих местах живут потомки геркезов. Именно здесь в 1983 году появился первый музей Махтумкули. Маленькое, но изящное здание – подарок строителей автодороги Гызыларбат – Геркез. Сегодня это филиал большого музея в городе Махтумкули, но его скромная коллекция заслуживает того, чтобы ее посмотреть.
Она была собрана усилиями местных жителей и во многом благодаря энтузиазму знатока творчества Махтумкули, выпускника Ленинградского государственного университета, историка Аширмурада Хасмамедова. В основном это предметы старого быта туркмен, книги Махтумкули и сочинения о нем, изданные в разные годы, редкие рукописи. Но есть в экспозиции два экспоната, которые до сих пор волнуют почитателей таланта стихотворца.
Во-первых, это так называемое кольцо Менгли. Имя возлюбленной поэта, на которой он так и не смог жениться, выгравировано арабским шрифтом на щитке в форме глаза. Сделано кольцо из редкого сплава легированной бронзы с примесью золота и серебра. Это единственное украшение, авторство которого безоговорочно приписывается Махтумкули-ювелиру.
Второй экспонат – китайский фарфоровый чайник с изображением дракона и змеи. Ручкой чайника является хвост, а сливной носик выполнен в виде раскрытой пасти дракона. По преданию, этот чайник поэт привез из путешествия в Индию для своей любимой сестры Зубейды, но это, скорее всего, лишь красивая легенда.
17 октября 2015 года был торжественно открыт новый музей Махтумкули Фраги. Сегодня это самое красивое здание во всем городе, одетое в белый мрамор, с парадным портиком на главном фасаде, к которому ведет широкая лестница. На площади перед зданием на гранитном постаменте возвышается памятник Махтумкули Фраги. Его бронзовая фигура в полный рост чуть наклонена вперед: он словно идет со свитком стихов в руке навстречу ветру, преодолевая жизненные невзгоды.
Памятник установлен на пандусе в форме восьмиконечной звезды Огузхана. Постамент украшают пять ковровых медальонов разных племен, символизируя мечту поэта – единство туркменского народа. Справа от памятника на площади установлена скульптурная композиция, изображающая младших современников Махтумкули и достойных продолжателей его литературной традиции. Это поэт-воин Курбанали Магрупи, сидящий рядом со своим конем, сатирик Мамедвели Кемине и лирик Молланепес. Рядом еще одна группа, изображающая поэтов Курбандурды Зелили, Сеитназара Сеиди и Аннаклыча Мятаджи.
Знакомство с коллекциями этого музея стоит начать с его главного зала, где показан мир Махтумкули в том объеме, насколько это вообще возможно в музейном пространстве. В достаточно камерной, чуть ли не домашней обстановке там выставлены старинные рукописи и литографические издания XIХ – начала ХХ веков, а также поэтические сборники поэта, включая их переводы, и книги о нем, изданные за последние десятилетия на многих языках мира.
На витринах – подлинные бронзовые чернильницы XVIII века «сыядан», светильники – «чирадан», деревянные подставки для письма и тростниковое перо – «калам». Это, кстати, немаловажная деталь для незадачливых художников, которые изображают Махтумкули, да и других героев туркменской истории, с гусиным пером в руке. Им невдомек, что в те времена пишущей принадлежностью народов Азии, в отличие от народов Европы и России, был калам, а вовсе не гусиное перо.
Для удобства чтения использовали «лаух» – деревянный пюпитр, обычно украшенный искусной резьбой. Несколько образцов таких лаухов также стоят в экспозиции. На них выложены редкие манускрипты и книги в кожаных переплетах. На стенах висят бумажные свитки – на них арабским шрифтом на туркменском языке представлены некоторые стихи Махтумкули в исполнении искусных каллиграфов.
Расположенный рядом, на первом этаже музея, небольшой и уютный зал природы в достаточно полном объеме показывает мир животных и растений Юго-Западного Копетдага и, в частности, Сумбарской долины. В диорамах искусно воссоздана натуральная атмосфера гор.
На низком подиуме во всей красе расположилась легендарная мандрагора, которая по-туркменски называется «сельмелек». В 1938 году молодой ботаник-лаборант местной опытной станции Всесоюзного института растениеводства Ольга Мизгирева открыла для науки это редкое и загадочное растение. Когда-то знахари-тебибы использовали его корни для изготовления амулетов, из листьев делали целебные отвары, а также применяли в качестве анестезирующего и снотворного средства. Российский археолог Игорь Хлопин, проводивший в этих местах раскопки поселений древних людей, утверждал, что ритуальный напиток хаома, упомянутый в Авесте, священном писании зороастрийцев, есть не что иное, как отвар плодов мандрагоры. Открытие туркменской мандрагоры стало научной сенсацией. С тех пор прошло много лет, а чудо-растение растет теперь едва ли не в каждом дворе города Махтумкули.
Рядом – образцы богатой и многообразной флоры Сюнт-Хасардагского природного заповедника, который охватывает данный район Копетдага. Из деревьев это прежде всего клен-керкав, арча, чинара, фисташка, местный вид грецкого ореха и эндемичная груша туркменская. Из цветов – удивительное луковичное растение штернбергия, ятрышник обезьяний, необыкновенной красоты орхидея – офрис закаспийский. Все они включены в Красную книгу Туркменистана.
Другую витрину занимают различные окаменелости, удивительные скульптурные творения природы: спиралевидные аммониты и шаровидные конкреции, которые встречаются в этом краю, напоминая о его доисторическом прошлом. Крупная фотография демонстрирует редкий объект палеонтологии, который находится у подножья хребта Гявюрли. Это каменная глыба длиной более шести метров, некогда отколовшаяся от горы. На ровной поверхности камня отпечатались следы ранее неизвестного вида верблюда, жившего более 2,5 миллиона лет назад, а теперь получившего латинское название Camelipeda turcomanica Vialov. И таких окаменелостей следов и костей разных древних животных там немало.
Зал археологии начинается с современной карты Туркменистана, на которой отмечены наиболее известные памятники прошлого, расположенные на территории Балканского велаята. На витринах – находки из некрополя Пархай-депе на окраине города Махтумкули и из других сумбарских могильников эпохи бронзы, которые были обнаружены в ходе многолетней экспедиции под руководством Игоря Хлопина. Прежде всего это серо-черная керамическая посуда с вытянутыми клювообразными носиками, мелкие терракотовые статуэтки, каменный казан, выточенный из цельного огнеупорного камня-стеатита. Нельзя пройти мимо стеклянного сосуда шаровидной формы диаметром 22 сантиметра – таких крупных и совершенно целых экземпляров средневекового стеклоделия в мире сохранилось совсем немного.
И, наконец, этнографический зал завершает музейную экспозицию. В диорамах наглядно показано, каким был в старину труд местных землепашцев и ремесленников. В центре зала находится настоящая юрта с полным комплектом убранства, на стенах развешаны ковровые мешки-чувалы для хранения одежды, многочисленные предметы сельского быта. Все здесь дышит историей, напоминая ту материальную среду, в которой жил и творил великий Махтумкули Фраги.

Алланазар СОПИЕВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005