ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2024  N1-2(227-228)
ИСКУССТВО
ОТРАЖЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ЖИВОПИСИ
В течение всей истории туркменского изобразительного искусства образ Махтумкули привлекал внимание ведущих живописцев страны. Все созданные ими картины объединял неподдельный интерес к личности поэта. Его образ нашел отражение в десятках сюжетных композиций. Но только лучшие образцы реализации темы вошли в золотой фонд туркменской живописи и хранятся сегодня в фондах Государственного музея изобразительных искусств.
Это работы Бяшима Нурали «Портрет Махтумкули», Айхана Хаджиева – «Махтумкули», «Махтумкули среди народа», «Махтумкули в ювелирной мастерской», Чары Амангельдыева – «Молодой Махтумкули читает свои произведения отцу Азади», Ивана Ильина – «Махтумкули», Ярлы Байрамова – «Махтумкули Фраги», Тоймамеда Эсенмаммедова – «Махтумкули», Атабалы Кичикулова – «Махтумкули Фраги», Халлы Анначарыева – «Махтукули в Ширгази», Сапармамеда Мередова – «Махтумкули».
Прижизненных изображений Махтумкули остаться не могло по определению. Мастера кисти, бравшиеся за непростую задачу создания образа всеми почитаемого классика, взваливали на свои плечи практически непосильную задачу. И все-таки справлялись с ней.
На протяжении многих лет в одном из залов музея экспонируется портрет Махтумкули, созданный народным художником Туркменистана Айханом Хаджиевым. Этот портрет признан одним из канонических изображений великого поэта. В сознании многих и многих людей образ великого мастера слова остался именно таким. Художнику на момент создания картины было всего лишь 23 года. В 1947 году, когда Айхан Ходжиев учился на третьем курсе Московского художественного института им. Василия Сурикова, в Ашхабаде был объявлен конкурс на создание канонического образа Махтумкули. Участие в нем решил принять и Айхан.
Идея написания портрета Махтумкули возникла у автора задолго до конкурса. Еще будучи студентом художественного училища в Ашхабаде, он вынашивал идею создания образа мастера слова. Он ездил на родину Махтумкули, в горный аул в долине реки Атрек, чтобы познакомится с отдаленными потомками родни поэта. Художник стремился разглядеть в их лицах типические черты, отыскивал оптимальный типаж. Старейшины села пересказывали ему устные предания о внешнем облике, характере и привычках поэта. Айхан Хаджиев изучал также архивные исторические и литературоведческие материалы, советовался с поэтами и писателями.
Наконец, завершенный портрет Махтумкули был признан специальной комиссией как победивший в конкурсе. Художники, литературоведы, другие представители творческой интеллигенции высоко оценили работу молодого автора. Впервые перед зрителем предстал высокохудожественный образ легендарного литературного гения.
Махтумкули запечатлен в момент творческого вдохновения, духовного озарения. Поэт изображен сидящим на темно-красном текинском ковре, за низким восточным столиком. Он словно на миг отвлекся от рукописи и замер в раздумье. Но блеск устремленных вдаль ясных глаз, большой красивый лоб – все говорит о внутренней взволнованности. В самом спокойствии лица, в повороте головы, в неподвижности плеч, в руках таится затаенное переживание. Живописцу удалось отразить то состояние души поэта, когда в ней рождаются прекрасные стихотворные строки, которым суждено пережить века. Раскрытию образа помогает колорит картины, выдержанный в благородных золотисто-терракотовых тонах.
После конкурса портрет был передан на хранение в Туркменский государственный музей изобразительных искусств. Когда в октябре 1948 года произошло землетрясение, основной зал картинной галереи подвергся незначительным разрушениям. У портрета Махтумкули треснула рама, но холст остался невредимым.
И в дальнейшем развитие темы и глубокое осмысление образа Махтумкули давало толчок к появлению новых работ автора. Так появились две картины – «Махтумкули-ювелир» и «Несогбенный». Слово Махтумкули, как волшебный ключик, открывало любое сердце – это видно по первой картине, где в мастерской ювелира Махтумкули словно завороженные сидят его ученики-подмастерья. О чем рассказывает им Махтумкули? Возможно, раскрывает секреты ювелирного мастерства, а, возможно, по просьбе односельчан читает им свои стихотворения. В картине «Несогбенный» отражен трагический момент – один из вражеских набегов на туркменское племя. Враги уничтожили рукописи поэта, но не сломили его духа. Именно поэтому поэт призывал к объединению туркменских племен. Об этом и картина Айхана Хаджиева «В единой семье».
Бяшим Нурали – народный художник, человек, ставший легендой еще при жизни. Он первым из туркмен взял в руки карандаш, кисти и стал рисовать, когда ему было уже около 30 лет. В его творчестве отразились простодушие и искренность, жизнерадостность и непосредственность народа. Одни картины он писал с натуры, а другие – по памяти и воображению. Написанный им портрет Махтумкули отличается тонкостью колорита, несет в себе настрой оптимизма и радости бытия. Портретный образ человека тут наделен чертами народной мелодики. В голову словно сами собой приходят традиционные метафоры классической поэзии Востока, в стиле которой писал и столь любимый Бяшимом Нурали туркменский классик.
Народный художник Туркменистана Ярлы Байрамов – признанный мастер живописи и графики. В его произведениях ожили образы многих исторических личностей туркменского народа. Одним из ярких примеров такого рода стала работа, посвященная Махтумкули. Картина сюжетная, в станковой технике, отображает момент, когда в окружении односельчан Махтумкули Фраги читает свои нетленные строки. Ярлы Байрамов создавал полотна в яркой, самобытной технике с использованием красок, характерных только для колористики туркменской земли, и благодаря этой индивидуальной особенности ему удавалось создавать неповторимо живые, запоминающиеся картины. Внимательному и тонко чувствующему художнику удавалось добиться безошибочной узнаваемости и типичности образов. Его авторское мировоззрение оставило яркий след в национальном изобразительном искусстве Туркменистана.
Чары Амангельдыев – народный художник Туркменистана. Его творчество отличается остросюжетными и ритмичными композициями, но наряду с этим художник стремится передать эмоциональную атмосферу события или явления, настойчиво пытается осмыслить непреходящие ценности народного быта. Картина Чары Амангельгыева «Махтумкули читает свои стихи отцу Азади» свидетельствует о превосходном знании народных традиций и о глубоком проникновении автора в национальные черты туркмен. Сама поэзия помогла автору раскрыть характеры персонажей – сдержанные и мужественные. Эта картина стала первым большим успехом художника, получившего безусловное признание как мастера колорита. Общее цветовое решение картины обусловлено цветами туркменского национального ковра, где присутствуют разные вариации переходов от красных до коричнево-золотистых тонов.
Образ величайшего классика туркменской поэзии Махтумкули воплощен и на полотне, написанном заслуженным деятелем культуры Туркменистана Сапармаммедом Мередовым. Залуженный деятель культуры Туркменистана, живописец Халлы Анначарыев, вдохновленный стихотворением Махтумкули Фраги «Прощай, Ширгази!», написал картину «Махтумкули и Ширгази».
За создание образа Махтумкули брался и заслуженный деятель культуры Туркменистана Иван Ильин – непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая позволяет зрителю окунуться в происходящее на картине. Его полотно потребовало титанических усилий в написании. Художник придавал особое значение прорисовке характеров героев картины. Изучал литературу и исторические источники и так же предельно ответственно относился к подбору типажа каждого персонажа бытовой сцены, где главный герой Махтумкули Фраги – в окружении односельчан, которые заворожено слушают его.
Поэт и философ, учитель, пророк и душа народа – таким сохранился в живописных произведениях и в памяти туркмен Махтумкули Фраги, живший и слагавший стихи в XVIII веке. Новые поколения туркменских художников продолжают неустанные попытки постичь глубину философской мысли Махтумкули. Они вчитываются в лирические, полные переживаний о судьбе народа стихотворные строки великого Фраги. Непреклонная вера поэта в светлое будущее туркмен вдохновляет живописцев на создание новых запоминающихся полотен. И поэзия гения оживает на обрамленных холстах...

Дженнет КАРАНОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005