2023 N11-12(225-226) | ||
КУЛЬТУРА | ||
МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ!
![]() IV международный фестиваль «Театральное искусство эпохи счастья», объединил в Туркменистане творческие коллективы из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана и Турции.
В традиционном для этого мероприятия формате прошла торжественная церемония открытия творческого форума, показы спектаклей и рабочая встреча театроведов. Организатор творческого форума – Министерство культуры Туркменистана – успешно реализовало заложенные в идею театрального фестиваля цели – дальнейшее расширение международного гуманитарного сотрудничества, профессиональных контактов деятелей культуры разных стран, а также продолжение преемственности лучших традиций театрального искусства. Церемония открытия фестиваля проходила в историческом центре Ашхабада. Ранним утром здесь собрались деятели культуры и многочисленные ашхабадцы, которых привлек яркий праздник. В палитру красок солнечного осеннего утра органично влились яркие костюмы участников праздника, шествовавших под флагами своих государств, великолепное убранство театров, звучавшие повсюду национальные мелодии и песни. В литературно-музыкальной композиции слились воедино история и современность. Этот мини-спектакль был словно соткан из значимых символических образов, подчеркивающих устремленность туркмен к всеобщему миру и согласию. Экскурс в мир национального искусства продолжился в театральном фойе, где была развернута выставка, в экспозицию которой вошли богато иллюстрированные издания, посвященные национальной культуре, аудио- и видеоматериалы с записями выступлений известных бахши-музыкантов, отдельных спектаклей, а также произведения изобразительного искусства, эскизы декораций к спектаклям и театральные костюмы. Завершилось торжество новой песней, посвященной международному фестивалю «Театральное искусство эпохи счастья» и ставшей своеобразным приглашением продолжить праздник на сценах туркменских театров. Первым из них стал Государственный драматический театр имени Амана Гулмаммедова города Аркадага, открывший фестивальную программу постановкой «Слово души», посвященной жизни и творчеству великого туркменского поэта и мыслителя Махтумкули Фраги. Главный герой пьесы во время своего путешествия заинтересовался книгой, которую увидел в руках у грамотного юноши, и захотел во что бы то ни стало приобрести ее и научиться читать. Он обменивает книгу на верблюда, при этом односельчане и его семья не видят в этом смысла и только упрекают его за бездумный поступок. Однако недалек тот час, когда все поймут силу слова. В спектакле звучат стихи Махтумкули, дополняя сюжетную линию повествования. Если определять характерный для четвертого театрального фестиваля общий настрой, то, несомненно, это был его высокий эмоциональный градус. Именно эмоция, радостная и теплая, глубокая и трогательная, объединила не только участников форума, но стала их проводником в аудиторию зрителей, помогая им без перевода понимать спектакли на разных языках. Несмотря на различия в режиссуре, жанре и форме подачи сценического материала, все постановки были обращены к сердцам зрителей, отличались искренностью, самобытностью, приверженностью вечным темам – чести, долгу, любви, дружбе и поиску смысла жизни. Таковым предстал на сцене спектакль «Пришлый» Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала. В его основу легло произведение молодого драматурга Сюмбель Гаффаровой, рассказавшей реальную историю своего родственника, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны. Солдат Накип, побоявшись вернуться из плена на родину, после войны решил начать жизнь с чистого листа. Он женился на девушке Джоанне и устроил в канадской глубинке некое подобие татарской деревни, где он выращивает картошку и вместо Хэллоуина празднует татарский Сабантуй. После падения «железного занавеса» и появившейся возможности вернуться на родину герой оказывается перед серьезным выбором. В спектакле прошлое тесно переплетено с настоящим, что подчеркивает остроту и актуальность темы. «Премьера постановки состоялась в ноябре 2017 года, и на протяжении шести лет интерес к ней не угасает. Зрители выходят из театра переполненные эмоциями, а гастрольный тур «Пришлого» по разным странам мира показывает, что он трогает людей самых разных возрастов и национальностей. Каждый находит в спектакле что-то свое, задумывается о своей судьбе и истории своей Родины», – отметил в интервью художественный руководитель Татарского государственного академического театра, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, лауреат Государственной премии Республики Татарстан и Международной премии им. К.С. Станиславского Фарид Бикчантаев. Своеобразным продолжением темы человека, находящегося по воле судьбы далеко от родных мест, явился спектакль Таджикского государственного молодёжного театра имени Махмуджона Вахидова «Ночь вдали от родины». Он поднимает проблему потерянности и одиночества человека, когда он вынужден оставить родную землю и скитаться в чужих краях. Авангардный характер постановки сочетается с классической таджикской поэзией. Режиссер Нозим Меликов создал его по мотивам произведений таджикского поэта Бозора Собира, эмигрировавшего из Таджикистана. Тепло был встречен зрителями и коллегами по творческому цеху спектакль-драма «Судьба беззащитных» Талдыкорганского казахского драматического театра имени Бикен Римовой, созданный по мотивам одноименного рассказа писателя и драматурга Мухтара Ауэзова. Артисты погрузили зрителя в обстановку казахского аула прошлого века, рассказав непростую историю одной семьи, раскрывшую боль и страдания бедных, беззащитных людей. Постановка поднимает вопросы морали, человечности, добра, жестокости и сострадания. И неслучайно, покидая зал, зрители говорили о поселившихся в их сердцах душевной боли. В фестивальную программу органично вошли постановки, повествующие о трагической любви героев восточных легенд и сказаний. Вечная тема борьбы за свое чувство вопреки непростым обстоятельствам жизни нашла отражение в спектакле «Шасенем и Гариб» Музыкально-драматического театра Хорезмской области Республики Узбекистан – неоднократного участника различных культурных мероприятий, проводимых в Туркменистане. Постановка, выполненная в захватывающей театральной стилистике, наполнена музыкой, а также узбекскими традициями и обычаями. Она тематически перекликается со спектаклем Туркменского национального музыкально-драматического театра имени Махтумкули «Любовь и страдания» о влюбленных Лейли и Меджнуне. Артистам удалось представить зрителям очень трогательные истории, показав, что древние легенды не утеряли своей актуальности в современном мире. Не менее трагическая современная любовная история была рассказана артистами Шушинского государственного музыкально-драматического театра Азербайджанской Республики. В основе представленной лирико-психологической драмы «Эдельвейс, или Ты всегда рядом со мной» – произведение народного писателя Азербайджана Ильяса Эфендиева, повествующее о свободе и силе чувства, которое поднимает человека над всеми житейскими правилами. Зрители сопереживали сценическому повествованию о разных человеческих судьбах и несчастных историях любви. Конфликт интересов, духовно-нравственная составляющая и драматическая подоплека держали зал в напряжении на протяжении всей постановки. В фестивальной афише был представлен и жанр театра теней. На сцене Туркменского государственного кукольного театра был показан спектакль Турецкого театра теней «Гарагез и Хадживат». Его герои – главные персонажи традиционного турецкого искусства теней, которому более 500 лет. Турки создали его задолго до появления кино и фотографии, используя силу света. И сегодня это искусство, объединяющее поколения, ценится в Турции людьми самых разных возрастов. Это же можно сказать и о туркменских зрителях, очарованных персонажами спектакля – плоскими фигурами, наделенными противоположными характерами и оживляемыми игрой света и рукой турецкого актера-аниматора. Туркменский национальный драматический театр имени Алп Арслана подарил коллегам и зрителям классическую драматургию – спектакль «Белый пароход» по одноименной повести Чингиза Айтматова. Туркменские артисты посвятили его 95-летию со дня рождения выдающегося писателя, которое широко отмечается на его родине, в Кыргызстане. Постановка до предела насыщена эмоциями и сложной психологией характеров. Своеобразным алаверды хозяевам фестиваля стал спектакль «Махтумкули Фраги» Баткенского областного музыкально-драматического театра имени Аппаза Жайнакова (Кыргызстан), представленный на сцене Государственного драматического театра имени Амана Гулмаммедова города Аркадага. Киргизский спектакль о жизни знаменитого философа, мыслителя и поэта Востока стал первой зарубежной постановкой в рамках празднования 300-летия со дня рождения Махтумкули Фраги, организованного под эгидой ТЮРКСОЙ, объявившей 2024 год Годом классика туркменской литературы Махтумкули Фраги. Театральная постановка, премьера которой состоялась в апреле 2023 года, инициирована Генеральным секретарем Международной организации тюркской культуры Султанбаем Раевым. Завершил фестивальную программу спектакль Главного академического драматического театра Туркменистана «Махтумкули – птица счастья», созданный на основе пьесы туркменского драматурга Говшутгельды Данатарова. Он символически соединил начало и конец творческого форума. В ходе фестиваля его участники также имели возможность обменяться профессиональным опытом и идеями, обсудить специфические и актуальные проблемы современного театрального искусства. Завершился IV международный фестиваль «Театральное искусство эпохи счастья», ставший важнейшим событием в культурной жизни Туркменистана, праздничным представлением и торжественной церемонией, в ходе которой всем участникам творческого форума были вручены специальные дипломы и кубки. А самым главным подарком для них стали дружные аплодисменты зрителей, для которых и состоялся этот яркий праздник сценического искусства. | ||