ЧЕЛОВЕК С АККОРДЕОНОМ
Имя народного артиста Туркменистана, композитора, музыканта и певца Мями Чарыева в 60–90-е годы прошлого века было широко известно как в Туркменистане, так и за его пределами. Он стоял у истоков современной туркменской эстрады и был настоящей звездой. Более десяти лет Мями Чарыев возглавлял Туркменскую государственную филармонию имени Мыллы Тачмырадова, способствуя популяризации национального музыкального искусства. Вместе с тем, с именем Мями Чарыева связана популярность в Туркменистане аккордеона. Именно он ввел в туркменскую музыкальную культуру этот инструмент, ввел по-настоящему громко и оригинально. Играл он на аккордеоне виртуозно, исполняя как национальные песни, так и песни других народов, а также свои сочинения. Можно сказать, что Мями Чарыев вошел в историю туркменского инструментального искусства как первый и непревзойденный аккордеонист. В народе его прозвали «Аккордеонлы айдымчы», «Аккордеонлы бахши» («Певец с аккордеоном»). Можно сказать, что он научил аккордеон звучать по-туркменски. Впервые в 60-е годы ХХ века на аккордеоне в современной обработке зазвучали и произведения туркменских бахши (певцов-музыкантов). Таким образом, благодаря молодому композитору и вокалисту стихия народного мелоса органично соединилась с европейской гармонией. Популярность его выступлений была настолько высока, что многие мальчишки, в том числе будущие известные туркменские музыканты и композиторы, стали активно обучаться игре на аккордеоне. Несмотря на столь яркий творческий путь, сегодня собрать сведения о Мями Чарыеве, отыскать соратников и друзей яркой звезды туркменской эстрады, оказалось непросто. Так бывает: уходят из жизни современники и находится не так много людей, которые могут что-то вспомнить и рассказать. Но остается творческое наследие. Песни Мями Чарыева и сегодня звучат в исполнении многих известных вокалистов. Постепенно, по деталям, из воспоминаний членов большой и дружной семьи Чарыевых складывался портрет композитора, вокалиста, отца семейства, доброго и открытого человека. Большую помощь оказала его супруга – Дуньягозель-эдже. Как и много лет назад, она живет в небольшой ашхабадской квартире, которую семья получила при переезде в конце 1980-х годов из города Мары в туркменскую столицу. Дуньягозель и Мями встретились и поженились в июле 1959 года. Мями редко бывал дома, постоянно гастролировал. Но жена не уступала мужу в трудолюбии. 27 лет она проработала на марыйской швейной фабрике «Победа», была активисткой, передовиком производства, участницей нескольких партийных съездов Туркменистана, побывала в зарубежных странах и неоднократно – в Москве. Дуньягозель-эдже бережно хранит воспоминания и семейный фотоальбом, подробно рассказывая о каждом запечатленном в нем событии, как будто произошло оно только вчера. Мями родился 12 января 1940 года в Байрамалийском районе Марыйской области, в семье чабана. В роду не было музыкально одаренных людей. Детство пришлось на военные и послевоенные годы, когда родителей больше волновало, как накормить детей. Но уже во время обучения в сельской школе у мальчика стал проявляться певческий талант, который не остался незамеченным. Природный дар позволял ему легко запоминать мелодии и песни, а затем воспроизводить их. Помимо школьных уроков пения, мальчика привлекал сельский клуб, где он впервые увидел пианино и аккордеон. С юных лет он стал не только играть на этих инструментах, но и сочинять свои песни. Особенно нравились юноше произведения классиков туркменской поэзии – Махтумкули Фраги, Кемине, – которые легко ложились на музыку. По сохранившимся в семье преданиям, Мями было 16 лет, когда его заметил Данатар Овезов. Выдающийся композитор и педагог возглавлял комиссию, которая выявляла молодые таланты в разных регионах страны. В музыкальной школе города Байрамали состоялось прослушивание коллективов художественной самодеятельности. Талант Мями Чарыева сразу заметили, и юноша был направлен в Ашхабадское музыкальное училище (сейчас Туркменская государственная специальная музыкальная школа им. Данатара Овезова при Туркменской национальной консерватории им. Маи Кулиевой) на дирижерско-хоровое отделение, где он обучался с 1956 по 1960 годы. В Ашхабаде Мями Чарыев начал и трудовую деятельность в средней общеобразовательной школе № 20, преподавал пение и руководил хором, из которого впоследствии вышло немало одаренных артистов и вокалистов. После окончания училища, вернувшись в Мары, Мями начал работать в Доме народного творчества. Лирический тенор, виртуозно аккомпанирующий себе на аккордеоне, был замечен руководством сферы культуры и завоевал многочисленных поклонников, в том числе в творческой среде. Достаточно сказать, что известный туркменский поэт Кара Сейтлиев, восхищаясь талантом певца и его преданностью искусству, посвятил Мями Чарыеву стихотворение, в котором сравнил его с героем старинного туркменского дестана «Неджеп оглан», исцелявшего души людей своим музыкальным даром. В 1960-х годах в составе агитбригад Мями Чарыев побывал в самых отдаленных уголках Туркменистана. Особенно удавалось ему исполнение русских и авторских туркменских частушек. В них отражался характер исполнителя, отличавшегося искрометным юмором и добродушием. С улыбкой вспоминает супруга артиста, как задорно звучали в его исполнении индийские хиты. В это же время он начал активно сочинять собственные эстрадные произведения. Значительную часть из них составили песни для детей. В союзе с молодыми талантливыми артистами Мями Чарыев создал музыкальный коллектив «Мургаб овазлары» («Мургабские голоса») при Государственном драматическом театре имени Кемине Марыйской области. В ансамбле были музыканты, певцы, иллюзионисты, театральные артисты. Одно из отделений концертов коллектива всегда посвящалось национальной музыке, другое – современной эстраде, которая была в новинку и вызывала большой интерес у слушателей. Ансамбль «гремел» на всю область, с гастролями артисты объездили Марыйский регион, а затем и все соседние, выступали в пустыне на стоянках чабанов и нефтяников. Эстрадные песни стали настоящим открытием и для сельчан. Популярность артиста была настолько велика, что его выступления под аккомпанемент аккордеона считались настоящим и долгожданным праздником. Руководители колхозов соревновались в умении пригласить Мями в свои хозяйства на Праздник урожая. Поклонники приглашали артиста на свадьбы, другие торжества. Мями любил своих слушателей. Иногда сценической площадкой становился полевой стан: расчищали от клевера или хлопка небольшой участок – и сцена готова. «Значительное время муж проводил на гастролях или в командировках как руководитель групп туркменских деятелей культуры, выезжавших за границу для участия в творческих акциях или в целях обмена опытом», – вспоминает супруга артиста. Он побывал в Польше, Мали, Алжире, Индии, Йемене, Голландии, выступал в Армении, Азербайджане, России… А когда возвращался домой, праздник был у всей семьи и особенно у детей – двух дочерей и трех сыновей. Мями любил сочинять и исполнять песни для детей, быстро «уходившие в народ». Среди авторских – песни о Родине, работе, любви, красоте природы родного края, наполненные глубоким смыслом и эмоциональным исполнением. Особо популярны были «Марыйский вальс», «Нам нужен мир», «За праздничным дастарханом моего края», «Яркие цветы», «Огни Ашхабада». Песня «Нам нужен мир» ежегодно в День Победы звучит в исполнении хора и духового оркестра Марыйской специальной музыкальной школы имени Еламана Хуммаева. 20 песен артиста под аккомпанемент российского ансамбля народных инструментов в 1979 году были записаны на студии «Мелодия» в Москве. Грампластинка «Мями Чарыев поет свои песни» вышла тиражом в 400 экземпляров, один из которых бережно хранится в семье Чарыевых. В 1970-е годы была создана Марыйская областная филармония, а Мями Чарыев был назначен ее директором и художественным руководителем. Он проработал на этой должности 12 лет. Параллельно с работой и многочисленными гастролями артист в 1970–1974 годах получал заочное образование на дирижерско-хоровом отделении Московского государственного института культуры. В 1987 году в Туркменистане открыли отделение Всесоюзного музыкального общества, и Мями Чарыев был назначен туда заместителем директора. А через два года он возглавил Туркменскую государственную филармонию имени Мыллы Тачмурадова в Ашхабаде, проработав в этой должности до официального закрытия филармонии. В 1993 году Мями Чарыеву было присвоено звание народного артиста Туркменистана. Его многолетняя деятельность в области культуры отмечена медалью «За любовь к Отечеству», почетными грамотами и знаками отличия. Дуньягозель-эдже с теплотой вспоминает о многочисленных друзьях, педагогах и коллегах Мями, посещавших их гостеприимный марыйский дом, их большой двор, где под тенью виноградных беседок, на укрытых коврами топчанах устраивались настоящие творческие встречи, импровизированные концерты. Здесь бывали директор ашхабадского музучилища Алланазар Реджепов, по-отечески относившийся к Мями Чарыеву, с ночевкой приезжали мэтры музыкального искусства Данатар Овезов и Чары Нурымов, поэты Кара Сейтлиев, Чары Курбанклычев, Ата Абдырахманов, Таган Сохбетов, Ата Тязебаев, артисты Аман Кульмамедов и Маргарита Фараджова. Принимали в доме Чарыевых Полада Бюльбюль-оглы, Ирину Аллегрову, других популярных артистов, посещавших Туркменистан с концертами по линии филармонии. Мями Чарыев ушел из жизни в июле 2005 года, оставив светлые воспоминания о себе и большое песенное наследие. Профессиональная деятельность детей артиста также связана с искусством. Сегодня в семействе Чарыевых 11 его внуков и 10 правнуков. Произведения Мями Чарыева сегодня звучат на национальном телевидении и радио, на разных эстрадных площадках страны.
|