2023  N7-8(220-221)
ТРАДИЦИИ
СОЮЗ РЕЗЦА И КИСТИ
Творческая биография семьи художников Умаровых из восточного региона Туркменистана насчитывает немногим более трех десятилетий, но вполне заслуживает рассказа о ней как о династии, в которой представители разных поколений и направлений искусства объединены стремлением отразить в своих произведениях полифонию чувств и гармонию человеческих отношений.
Будущий живописец Рахман Умаров и начинающая керамистка Дилбар Гулямова встретились в 1987 году в Ташкенте. Туркменский юноша приехал в столицу Узбекистана, чтобы продолжить обучение в Ташкентском театрально-художественном институте имени А. Островского. Зерна получаемых им знаний ложились в подготовленную почву – за плечами была художественная школа в родном Туркменабаде и Ашхабадское художественное училище имени Шота Руставели, которое он окончил с отличием.
Девушка из древнего узбекского города Самарканда уже была первокурсницей ташкентского вуза. Местом первой встречи молодых людей стал центральный почтамт, где в ожидании телефонных переговоров с родителями завязалось их знакомство, а потом и дружба, незаметно перешедшая в иное, более горячее и крепкое чувство, которое повело их по жизни, сделав союзниками не только в браке, но и в творчестве.
Несмотря на то, что учились они на разных курсах и факультетах, часто встречались в мастерских и на студенческих выставках, обменивались впечатлениями, советовались, делились сюжетами. И эта традиция закрепилась на долгие годы. Свою свадьбу молодые художники откладывать не стали, и хотя до окончания вуза Рахману оставался еще год, туркменский джигит увез узбекскую красавицу на свою родину. В Туркменабаде началась их трудовая деятельность, родились трое детей, унаследовавших талант родителей.
Каждый из членов семьи Умаровых творит в своем собственном художественном направлении и стиле, но всех их объединяют безусловный талант, огромное трудолюбие и тяга к прекрасному. На недавней персональной выставке Рахмана Умарова, состоявшейся в Выставочном центре Союза художников Туркменистана и посвященной 55-летию художника, были представлены его картины разных лет, а также керамические скульптуры малых форм супруги Дилбар, что в очередной раз подчеркнуло гармонию и органичность их творческого тандема. Выставка так и называлась – «Гармония».
Юбилейный вернисаж предоставил каждому из супругов возможность продемонстрировать свой творческий рост, личностное творческое восприятие действительности и себя в ней. Терракотовые композиции Дилбар и разнообразные по жанрам и тематике полотна Рахмана органично соединились в пространстве выставочного зала, словно дополняя эмоциональное художественное повествование, насыщая его тонкими психологическими интонациями.
Перекликаются работы супругов и в тематическом плане, оба они склонны к погружению в историю и народные традиции, увлечены лирическими пейзажам родного края и натюрмортами, а более всего – бытовыми сценам. Сквозная тема творчества художников – сюжеты, связанные с семьей. Тяготеют к этой теме и картины, на которых запечатлен один из постоянных образов художника – кувшин. Этот жизненно необходимый предмет быта туркмен получает оригинальную интерпретацию в творчестве Рахмана Умарова, с годами обрастая все большим философским содержанием.
Своеобразной летописью семьи Умаровых стала картина «Портрет матери», которую художник создал в посвящение своей матери Сеневер-эдже. На картине изображена пожилая женщина, за ее спиной высится стопка изготовленных ею лоскутных национальных матрасов, олицетворяющих прожитые годы, всецело отданные семье и наполненные заботой о счастье детей. Перед женщиной три узелка – букча (приданое для трех дочерей). Портрет матери наполнен знаковыми для семьи деталями.
Особое место в творчестве художника занимают пейзажи, портреты и сюжетные полотна на историческую тему, посвященные родному краю. «У лебапских художников, – поясняет Рахман Умаров, – особое видение пространства и цвета, навеянное гармонией родных просторов и пейзажами Амударьи, свои образы, связанные с историей края».
Рахман Умаров лауреат творческого конкурса Президента Туркменистана «Золотой век туркмен», участник художественных выставок в России, Узбекистане, Франции и Турции, Сингапуре, Китае и многих других странах. Личным творческим достижением последних лет живописец считает участие в международном художественном салоне «Снова вместе», который состоялся в 2018 году в Москве, в Центральном доме художника. «Я представлял Союз художников Туркменистана и очень горжусь доверенной мне почетной миссией. Тогда я привез в Москву 20 своих картин и получил огромный заряд творческой энергии от общения с коллегами», – вспоминает Рахман.
География творческих путешествий Дилбар Умаровой более скромная, чем у супруга, воспитание детей и работа отнимали немало времени. Несмотря на то, что Дилбар всю жизнь занимается керамикой, ее первая персональная выставка состоялась только 15 лет назад. Работы керамистки регулярно выставляются в столице на вернисажах, посвященных творчеству лебапских художников, а также в рамках различных тематических смотров. Для Дилбар всегда было важно не только то, как воспримут ее работы профессионалы, но и что скажут любители искусства. И это важное для художника чувство волнения она не утратила по сей день.
Уже с первой своей выставки керамистка покорила знатоков и любителей изобразительного искусства оригинальными терракотовыми персонажами, словно напитанными ее добрым взглядом на окружающий мир, любовью к людям и тонким юмором.
На первый взгляд, ее миниатюрные композиции предельно и даже подчеркнуто естественны и просты. Автор сознательно не глазирует свои статуэтки, при этом искусно сочетает «натуральные» узоры и объемы в малой пластике. Но в самых обычных вещах или образах она непременно открывает что-то предельно трогательное и мудрое. В ее композициях читается история, философия и эстетика Востока.
«Меня всегда привлекала терракота, которая позволяет мастеру оставить в ней тепло своих рук и доброту сердца», – говорит Дилбар. – Глина для меня – живой материал, важно прочувствовать ее мягкую пластику, и только тогда она станет союзником в передаче состояния души художника, его настроения и понимания окружающего мира».
Оригинальные работы Дилбар Умаровой передают тепло ее рук и безусловный талант. Керамические образы полны национального колорита, в них органично соединяются мотивы древних узбекских городов и орнаментальных туркменских узоров, этнографические детали.
Герои Дилбар трогательны и искренни, можно сказать, что каждый из них подсмотрен в реальной жизни. От профессионального и доброго взгляда художника не уходят характерные движения, взгляды, черты характера и настроения, эмоции людей, с которыми она встречается в действительности. Очень часто терракотовые скульптурки воспроизводят забавные эпизоды из сельской жизни.
Самыми близкими для мастера остаются самобытные народные обычаи и традиции, бытовые сюжеты, в том числе восточный базар с его особой, бурлящей эмоциями атмосферой. Многие из ее авторских работ экспонируются в Историко-краеведческом музее Лебапского велаята и в столичном Музее изобразительных искусств Туркменистана. Дилбар Умарова, так же как и ее супруг, является победителем конкурса «Золотой век туркмен».
Рахман и Дилбар как художники никогда не конкурируют, а удачно дополняют друг друга. Они оба имеют похожий взгляд на вещи, оба черпают сюжеты своих произведений из жизни. Порой делятся ими, и один и тот же сюжет получает оригинальное преломление на картине и в глине.
Каждые пять лет супруги Умаровы устраивают совместные выставки или семейные вернисажи, в которых участвуют их дочери – Хиджран и Джейран. Они пошли по стопам родителей, обе окончили Государственную академию художеств, а в 2022 году стали членами Союза художников Туркменистана.
Старшая Хиджран – живописец. Она преподает в Туркменском государственном педагогическом институте имени Сеитназара Сейди. Джейран – дизайнер, после окончания вуза совершенствует мастерство в Турции. Младшая дочь с детства проявляла интерес к прикладному искусству, а позже великолепно овладела техникой батика.
Работы сестер не раз выставлялись в галерее Академии художеств. А в 2018 году в столичном выставочном центре была развернута персональная выставка живописных и декоративно-прикладных работ всех членов талантливой семьи, каждый из которых отличается своим оригинальным творческим почерком. Не обделен художественным талантом и сын Умаровых Арслан, однако он выбрал для себя направление спортивной медицины.
За свою жизнь в искусстве Рахман Умаров написал около 300 картин, каждую из которых считает по-особому дорогой и важной, при этом отмечая, что главная – еще впереди. В творческих планах Дилбар – создание серии керамических работ на историческую тему, посвященных ее родному старому городу с памятниками архитектуры и, конечно, восточному базару. Есть свои творческие устремления и у представителей молодого поколения семьи.
А это значит, что впереди новые встречи с художниками с берегов Амударьи, дарящими нам свой самобытный талант, заряжающими своим позитивным отношением к жизни.

Лейли АШИРОВА