В ПОИСКАХ СОВЕРШЕНСТВА
На целых три недели в разгар минувшего лета экспозиционный центр Союза художников Туркменистана был предоставлен для выставки «Архитектура эпохи Аркадага», организованной Союзом архитекторов страны при поддержке администрации Ашхабада и Министерства строительства и архитектуры Туркменистана. Зодчим было что показать, и в достаточно просторном помещении второго этажа исторического здания в самом центре столицы им явно стало тесно: экспозицию пришлось размещать не только вдоль стен, но и на дополнительных стендах в центре зала. Несмотря на жаркие дни, посещаемость оказалась так высока, что выставку продлили еще на несколько дней. В чем же причина такого интереса и очевидного успеха экспозиции? Вероятно, дело в том, что мало кто из горожан остается равнодушным к тем изменениям, которые постоянно происходят в наших городах. Всем хочется увидеть своими глазами, какие новостройки украсят завтра наши улицы, где вырастут новые жилые районы, как они будут выглядеть и насколько удобными для жизни будут квартиры в домах следующего поколения. Все это было представлено в проектах, макетах и видеопрезентациях ведущих отечественных специалистов в области урбанистики и архитектурного дизайна. Кроме того, в Ашхабаде прошла не просто выставка. Одновременно это был и смотр-конкурс лучших произведений национальной архитектуры и градостроительства, созданных за последние годы. Судя по отзывам посетителей, наибольшее внимание привлекли новые архитектурные проекты для столицы страны и города Аркадага, а также перспективные, футурологические работы и молодых, и зрелых авторов, отражающие их видение построек ближайшего будущего. Задача смотра-конкурса – отбор самых лучших проектов и представление их к строительству по трем номинациям: жилая архитектура; архитектура общественных зданий; градостроительство и дизайн. В общей сложности было выставлено свыше двухсот работ от тридцати пяти авторов и авторских коллективов, так что членам жюри было из чего выбирать. В ходе экспертизы каждый проект оценивался с учетом его актуальности, планировочных решений зданий и сооружений, градостроительных аспектов их размещения, ландшафтного и городского дизайна, а также объема и качества выполненных работ. После обсуждения всех поступивших материалов были выбраны 50 наиболее зрелых и оригинальных работ, которые были допущены к следующему этапу конкурса для присуждения премий. На втором этапе отбора признали заслуживающими высокой оценки и призовых мест двадцать одну работу. Это проекты, направленные на создание удобной жилой среды, отвечающие нынешним и будущим потребностям людей в соответствии с социальными, идеологическими и художественными требованиями общества, а также принципам национальной архитектуры и градостроительства. По итогам голосования были определены проекты-победители в каждой номинации, а их авторы удостоены наград и соответствующих дипломов. Среди них представители старшего поколения архитекторов – Михаил Дорофеев, Сахы Дурдыев, Бердымурад Пемеков, Безирген Шадурдыев, Байрам Шамурадов, а также их молодые коллеги – Дженнет Байрамова, Мурад Баллыев, Керим Курбанлиев, Мердан Мамедов, Довран Маметкулиев. У всех этих авторов есть ощущение эпохи, они чутко улавливают актуальные направления в своей профессии, блестяще владеют самыми современными цифровыми программами моделирования и способами подачи своих работ. Специальными дипломами Союза архитекторов отмечен вклад студентов и преподавателей кафедры архитектуры Туркменского государственного архитектурно-строительного института и кафедры архитектуры Государственной академии художеств Туркменистана. Выставка продемонстрировала максимально широкую панораму творческих поисков наших зодчих. Она привлекла к обсуждению современных тенденций в зодчестве не только профессионалов, но и широкую публику, а также ознакомила с региональным опытом и последними яркими премьерами в области строительной культуры, которые демонстрирует, в частности, новый город Аркадаг. Конечно, с первых лет независимости особое внимание уделяется столице страны. Не только как административному, экономическому и культурному центру, но и как городу, который за короткий исторический период приобрел международный статус и стал символом политической жизни всей страны. Благодаря настойчивому стремлению Национального лидера туркменского народа, Председателя Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедова превратить Ашхабад в образцовый современный город с высокоразвитой инфраструктурой и не уступающей мировым стандартам застройкой, были мобилизованы не только местные ресурсы, но и привлечены значительные иностранные инвестиции. В результате мы видим теперь совершенно неповторимый, растущий город, который даже включен в Книгу рекордов Гиннесса как самый беломраморный в мире. Но это прежде всего говорит о стилистическом единстве современной ашхабадской архитектуры, подчиненной единому художественному замыслу. Не менее существенно, что параллельно решаются важнейшие инфраструктурные задачи: модернизация и расширение транспортных артерий, инженерных сетей и, пожалуй, самое главное для людей – решение жилищной проблемы. И вот что еще важно: сугубо архитектурная выставка состоялась в Ашхабаде впервые за минувшие тридцать два года существования Туркменского государства. Учитывая настоящий строительный бум этого периода, такого рода мероприятие назрело давно, а туркменские архитекторы за эти десятилетия не раз успешно участвовали в архитектурных смотрах на международных площадках – в Москве, Минске, Ереване, Баку, Астане. Теперь пришло время показать достижения национальной архитектуры у себя на родине. Многое из того, что было создано в государственных проектных институтах Ашхабада и в частных мастерских, реализовано за эти годы. С удовлетворением можно отметить, что у нас выросла талантливая молодежь, которая представила абсолютно конкурентоспособные проекты того же класса и уровня, что установились в других странах мира. Для современной архитектуры Туркменистана сегодня характерен широкий градостроительный размах, сочетающий в себе элементы глобальной урбанистики и местных традиций. И на нынешней выставке многочисленные посетители увидели все многообразие подходов к решению профессиональных задач, творческие поиски и достижения туркменских архитекторов. Практическая польза таких выставок бесспорна, особенно для студентов и молодых специалистов, которые внимательно изучают творчество своих коллег и наставников. Это помогает им воспитать в себе вкус, учит глубже понимать архитектуру и создавать собственные произведения, достойные нашего времени. Когда речь идет об архитектурном творчестве, очень важно, в какой ситуации находится мастер: в условиях естественного профессионального поиска или же он стеснен пристрастиями и предпочтениями заказчика. Эта проблема существует с глубокой древности, с тех времен, когда в первых городах и ранних государствах Азии зародилась каста строителей. Многое из того, что мы называем сегодня памятниками архитектуры – это, как правило, плоды содружества, взаимного доверия заказчиков и исполнителей. А еще мастер должен уметь убедить заказчика в своей правоте, и главным инструментом тут становится изображение, образ будущего объекта. Зодчество – это часть культуры, это искусство, говорящее на языке пространства и формы. Одна из непременных задач архитектуры – формировать облик ближайшего будущего и немного заглядывать дальше, поэтому наряду с теми разработками, которые немедленно идут в производство, архитекторы всегда создают и сугубо футуристические проекты, не рассчитанные на скорую реализацию. Они генерируют идеи, определяют контуры грядущего. XXI век становится куда более техногенным, чем минувшее столетие, появляется другое ощущение пространства, новые, немыслимые прежде конструкции, строительные материалы. Иным становится отношение к природе, возникают иные требования к бытовым удобствам, комфорту и безопасности. Вопросы экологии, климатические изменения, нарушение водного баланса превращаются в острейшие проблемы современности, от решения которых зависит благополучие жизни наших детей, внуков и правнуков. Как все это повлияет на облик домов, улиц, районов и целых городов? Именно архитекторам, урбанистам, дизайнерам предстоит ответить на такие вызовы времени и дать новый импульс развитию национальной архитектурной школы. Зодчий всегда футуролог, потому что построенное сегодня служит людям следующих поколений. И зодчий всегда мечтатель, потому что при всей своей поглощенности заботами текущего дня, при всей своей профессиональной рациональности он не может не мечтать об идеале, не видеть в воображении его реальные черты. Без фантазии, без риска остаться невоплощенными новаторские проекты не рождаются. Ведь фантазия может оказаться и пророчеством, и прогнозом. В этом году исполнилось восемьдесят пять лет Союзу архитекторов Туркменистана – старейшей общественной организации страны. За годы существования этого творческого союза мир успел стать совершенно другим. Изменилось очень многое, но неизменными остались три простых правила архитектуры, которые две тысячи лет назад сформулировал древнеримский архитектор Витрувий: это ПОЛЬЗА, ПРОЧНОСТЬ и КРАСОТА. Помнить эти три слова обязаны все причастные к нашей профессии.
|