2023  N7-8(220-221)
ЭКОНОМИКА
БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ
Весной нынешнего года произошло довольно любопытное событие. По инициативе администрации Астраханской области РФ был совершен мотопробег вокруг Каспийского моря под девизом «Каспий – море дружбы». За 11 дней астраханская делегация преодолела 5000 километров вдоль всей береговой линии. Участники пробега побывали в Республике Казахстан, Туркменистане, Исламской Республике Иран, Азербайджанской Республике и Республике Дагестан. Мотопробег стал уникальным международным проектом, нацеленным на укрепление добрососедских отношений с прикаспийскими странами.
Весьма примечательным было то обстоятельство, что всю трассу за рулем мотоцикла преодолел и сам губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. «Нам посчастливилось своими глазами увидеть культуру, быт прикаспийских государств. Везде нас тепло встречали. Благодарю за радушный прием всех руководителей этих стран, дипломатические ведомства – без их личного участия невозможно было бы организовать наш пробег. Мы убедились в том, что Каспий – это действительно море дружбы, а также море совместных проектов, ярких эмоций», – поделился он своими впечатлениями на финише. Губернатор добавил, что после мотопробега партнерам предстоит реализовать договоренности, которых удалось достичь во время встреч с официальными лицами прикаспийских стран.
Как показывает развитие событий в последние годы, прикаспийские страны выказывают все большую заинтересованность в построении долговременных логистических цепочек не только с использованием имеющейся транспортной инфраструктуры, но и с созданием дополнительных маршрутов доставки грузов.
Справедливости ради надо заметить, что такие подходы доминировали далеко не всегда. Помнится, как на международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи в 2015 году автору этих строк довелось побеседовать с тогдашним президентом ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным. В период его президентства подобные форумы для стран, пользующихся железнодорожной колеей с шириной 1520 мм, проводились российской стороной практически ежегодно.
Так вот, на вопрос, насколько интересна для Российской Федерации только-только отстроенная к тому моменту новая железнодорожная ветка, проложенная по территории трех стран вдоль восточного берега Каспия, главный российский железнодорожник ответил неопределенно. «Мы заказали нашим специалистам соответствующие расчеты, – сказал тогда Владимир Якунин, – и они дали прогноз на отсутствие экономической перспективы использования этого маршрута».
Спустя всего восемь лет после неутешительного прогноза, прозвучавшего из уст весьма авторитетного и высокопоставленного чиновника, картина радикально изменилась. Сегодня никому не приходит в голову подвергать сомнению высокую эффективность прикаспийской сети стальных путей. Россия не только приветствует и активно использует Восточный железнодорожный обход Каспия через территории Казахстана и Туркменистана, но и способствует появлению полноценного железнодорожного коридора по западной береговой линии через Дагестан и Азербайджан. А Туркменистан, между тем, начинает пожинать плоды своей дальновидной политики создания мультимодальных маршрутов, как по линии Север – Юг, так и по направлению Восток – Запад.
Не так давно на международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum 2023» в Казани генеральный директор Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете министров Туркменистана рассказал, что его страна в настоящее время ведет работу по процедурам, связанным с присоединением к соглашению о международном транспортном коридоре «Север – Юг».
В подтверждение реальности такого рода намерений уже в мае текущего года произошло знаковое событие для железнодорожной системы, входящей в мультимодальную структуру «Север – Юг». Первый контейнерный поезд отправился со станции Челябинск-Грузовой Южно-Уральской железной дороги. Платформа с контейнерами проследовала через территории Казахстана и Туркменистана в порт Ирана. Далее груз цветных металлов и пищевой продукции был направлен морским путем в Индию. А уже летом первый российский грузовой поезд, направляющийся в Саудовскую Аравию, проследовал в Иран через территорию Туркменистана. Поезд с 42 контейнерами отправился со станции Челябинск-Грузовой Южно-Уральской железной дороги и проследовал по международному транспортному коридору «Север – Юг» через территории Казахстана, Туркменистана и Ирана. Состав перевез энергетическое оборудование и цветные металлы. Стоимость транзита грузов по коридору «Север – Юг» снизилась почти в два раза в результате снижения таможенного тарифа.
Благодаря выгодному географическому положению Туркменистан сегодня играет ключевую роль в развитии глобальной цепочки поставок, и международный транспортный коридор «Север – Юг» является важнейшим звеном этой системы. Стоит напомнить, что за 30 лет независимости страны в Туркменистане были построены железные дороги Теджен – Серахс – Мешхед, Ашхабад – Дашогуз, уже упомянутая ветка Казахстан – Туркменистан – Иран, Туркменабад – Керки, железнодорожные ветки в соседний Афганистан Керки – Имамназар – Акина – Андхой, а также железнодорожные и автомобильные мосты через Амударью.
Глобальная геополитическая обстановка, претерпевшая известные перемены в последние годы, сделала весьма актуальной каспийскую тему в плане развития международного транспортного сотрудничества. Неслучайно на саммите глав прикаспийских государств, прошедшем в Ашхабаде летом 2022 года, особое внимание президенты пяти стран уделили вопросам развития экономического партнерства в регионе, и в частности, транспортно-транзитной сфере. В этой связи было отмечено, что прибрежным странам предстоит серьезная работа по строительству и модернизации портовой инфраструктуры, выстраиванию эффективных логистических схем для превращения Каспийского региона в комфортное и современное пространство для международных потоков товаров и услуг, свободное от политической конъюнктуры.
Как оказалось, Туркменистан, имея на руках тщательно продуманную национальную программу транспортной дипломатии, оказался заранее готовым к участию в принятии коллективных решений по реализации глобальных транспортных задач. В числе важных практических шагов реализации национальной программы транспортной дипломатии Ашхабад подготовил проведение Международной конференции министров транспорта развивающихся стран, не имеющих выхода к морю (РСНВМ). Данное событие стало знаковым с точки зрения совершенствования транзитно-транспортного сотрудничества между странами.
Транспортная конференция позволила выработать рекомендации и определить возможности для улучшения транспортной инфраструктуры в развивающихся странах, не имеющих выхода к морю; расширить международную поддержку в области транспорта; укрепить сотрудничество в области транспортного сообщения в интересах РСНВМ. Важнейшим итогом того форума, организованного правительством Туркменистана под эгидой ООН, стал запуск пилотного проекта Глобального транзитного документа, который позволит при использовании новейших цифровых технологий существенно ускорить и автоматизировать международные грузовые перевозки.
Программой развития туркменской транспортной дипломатии до 2025 года предусмотрены стратегически важные меры, нацеленные на комплексную модернизацию материально-технической базы всех видов транспорта в стране, формирование современной профильной инфраструктуры, дальнейшее укрепление позиций Туркменистана в качестве регионального центра международных транспортно-транзитных коридоров.
Программа включает в себя расширение правовой базы транспортной сферы и международного сотрудничества в этой области, подготовку дорожно-транспортного кодекса Туркменистана, продолжение сотрудничества с ООН, Международной федерацией экспедиторских ассоциаций, Международной ассоциацией воздушного транспорта, Международной организацией гражданской авиации, Международным союзом автомобильного транспорта, Организацией сотрудничества железных дорог, Международной морской организацией.
Неоспоримо велика роль Туркменистана в развитии международных транспортных коридоров. Так, страна поддерживает использование международных транспортно-транзитных коридоров между Ираном, Оманом, Туркменистаном и Узбекистаном, между Афганистаном, Туркменистаном, Турцией и Европой (Lapis Lazuli), маршрута Китай – Казахстан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа, железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран и других.
Повышая свой вклад в развитие этих коридоров, Туркменистан модернизирует и расширяет свою инфраструктуру, строит новые железные и автомобильные дороги, автобаны, мосты, обновляет техническую базу транспортного комплекса. Туркменистан расширяет и сеть международных аэропортов: сегодня они есть в столице страны, а также в городах Туркменбаши, Дашогузе, Мары, Туркменабаде и Керки.
Наряду с расширением пассажирского авиапарка Туркменистан не забывает об эффективности воздушных коммерческих перевозок. Для этой цели в нынешнем году было закуплено два грузовых самолета Airbus A330-200P2F, пополнивших грузовой авиапарк страны. Такие авиалайнеры оптимизированы для перевозки грузов различной конфигурации на большие расстояния. Дальность их полета составляет более 13 тысяч километров, и предназначены они для перевозки до 60 тонн полезной нагрузки. Летчики и специалисты по техническому обслуживанию грузовых самолетов Airbus A330-200P2F прошли подготовку в Сингапуре и Франции.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Туркменистан сработал на опережение глобальной стратегической линии и сегодня готов с максимальной эффективностью использовать выгоды своего географического положения.

Михаил ПЕРЕПЛЕСНИН