ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2023  N5-6(218-219)
НАСЛЕДИЕ
НА ЗЕМЛЕ ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА
Современная территория Дашогузского велаята когда-то была частью древней Хорезмской цивилизации, которая возникла в IV–III тысячелетиях до нашей эры и существовала, меняя детали обличья, до XIV века. Там каждая пядь земли дышит историей. Хорезм – это место пересечения торговых дорог Великого Шелкового пути. Там строилиcь и разрушались полчищами захватчиков целые города и сложные ирригационные системы, но зачастую они вновь и вновь возрождались как мифическая птица Феникс. Там жили и творили ремесленники и ученые, поэты и музыканты. Но время безжалостно сметает следы былой жизни, порой не оставляя камня на камне от некогда прекрасных построек и высушивая, засыпая песком плодородные оазисы. И теперь только в современных музеях наглядно, зримо и надежно аккумулируется память о прошлом этого края.
Областной музей в Дашогузе через год отметит полувековой юбилей: он открылся 1 июля 1974 года. Тогда это был небольшой провинциальный краеведческий музей с очень скромной коллекцией, с небольшим штатом, который размещался во временном помещении, приспособленном для выставки экспонатов. Лишь в эпоху независимости руководством страны было принято решение о создании полноценного музея и расширении фондов. Указ о строительстве нового здания Историко-краеведческого музея Дашогузского велаята был подписан Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердимухамедовым 31 июля 2009 года. Ровно через два года обновленный музей было торжественно открыт и принял первых посетителей.
Его трехэтажное беломраморное здание венчает традиционный для средневековой хорезмской архитектуры шатер в виде конуса, заметный издалека. Возведенное на одной из центральных площадей города, за минувшие двенадцать лет это сооружение успело стать одной из наиболее ярких достопримечательностей Дашогуза. Портал главного фасада украшает высокая стрельчатая арка входа. Стены оформлены орнаментальными позолоченными рамами, повторяющими рисунок узорных решеток-панджара, украшавших старинные постройки Хорезма. Монументальный корпус музея окружен парковой зоной и фонтанами, превратившими эту городскую площадь в микрооазис.
Полезная площадь Дашогузского музея составляет две с половиной тысячи квадратных метров – достаточно много, чтобы вместить его нынешние фонды. Здание оснащено современным техническим оборудованием, облегчающим работу научных сотрудников, реставраторов, а также позволяющим проводить видеоконференции, в последние годы ставшие популярными во всем мире.
Войдя в музей, вы попадаете в просторный атриум, откуда широкая гранитная лестница уводит на второй этаж, а с потолка свисает огромная хрустальная люстра. Как это стало общепринятым в туркменских музеях, экскурсия начинается с зала Независимости.
Следующий зал посвящен природным богатствам края. В начале экспозиции установлен электронный стенд с изображением карты животного мира Дашогузского велаята. Некоторые представители здешней фауны внесены в Красную книгу Туркменистана и находятся под защитой государства. В витринах можно увидеть природные богатства края, а это такие полезные ископаемые, как селитра, гипс, известняк, пищевая соль. Лекарственные растения представлены в виде коллекции гербариев.
На стендах зала природы можно прочитать о том, как ведется природоохранная деятельность в Сарыкамышском заказнике, который входит в состав Капланкырского заповедника, созданного в 1979 году. Заповедник был образован прежде всего для охраны и восстановления численности представителей фауны Северного Туркменистана.
Следуя по экскурсионному маршруту, переходим в зал изобразительного искусства. Дашогузский музей обладает тщательно подобранной коллекцией произведений туркменских живописцев, графиков, скульпторов. Среди них полотна таких известных мастеров, как Иззат Клычев, отец и сын Геннадий и Станислав Бабиковы, Дурды Байрамов, Меджек Чарыев и многих других. Едва ли кто-то пройдет мимо изящных керамических изделий Дурсунсолмаз Мухамедовой и малой пластики Мурада Мурадова, не говоря уже о виртуозной резьбе по дереву наследников старых хорезмийских мастеров.
Зал истории начинается со стенда с картой памятников истории и культуры Дашогузского велаята. Преобладают в экспозиции этого зала археологические находки, обнаруженные в середине прошлого века Хорезмской археолого-этнографической экспедицией под руководством профессора Сергея Толстова (1907–1976). На витринах представлены различные керамические изделия, относящиеся к эпохам античности и Средневековья.
Каждое по-своему интересно, но особенно выделяется необычный кувшин из темно-серой глины. Он привлекает внимание не только дизайном, но и технологией изготовления. Вся поверхность кувшина оформлена рельефным орнаментом. Ближе к горловине идет полоса с растительным мотивом, под ним проходит меандр с медальонами, в нижней части – полоса с геометрическим рисунком, а в середине корпуса – ряд прямоугольников с фацетами. Сосуд изготовлен в технике шликерного литья, когда жидкую глину заливают в гипсовую форму, через некоторое время выливают, а часть глины присыхает к стенкам формы. После полного высыхания глины изделие легко отходит от опалубки.
Есть тут и очень древняя детская игрушка в виде глиняного коня. Уникальность ее в том, что на коне изображено так называемое роговое седло, предшествовавшее современному седлу. Скульптура представляет большой научный интерес, потому что таких ранних изображений седла, известных специалистам, в мире совсем немного.
На большой диораме с высоты птичьего полета можно в деталях разглядеть памятники Куняургенчского историко-архитектурного комплекса. На переднем плане находится мавзолей хорезмшаха Аллаэддина Текеша, построенный, как полагают ученые, в начале XIII века. Это его шатровое покрытие имитирует конус над зданием дашогузского музея. Далее в диораме – самый высокий в Средней Азии минарет Кутлуг-Тимура: это все, что осталось от загородной мечети домонгольского Ургенча. Высота минарета достигает 60 метров. Для призыва правоверных к намазу служитель-муэдзин должен был по внутренней винтовой лестнице подняться на 145 ступеней, а затем спуститься – и так пять раз каждый день. Минарет достаточно хорошо сохранился, несмотря на многочисленные войны и стихийные бедствия, что говорит о необычайно высоком уровне мастерства его строителей. Еще дальше виден силуэт едва ли не самого значительного памятника Куня-Ургенча – мавзолея Тюрабек-ханум. Эта постройка XIV века имеет необычную для архитектуры Средней Азии композицию. Мавзолей сохранился не полностью, многое утрачено, в том числе часть мозаики внешней отделки. Но то, что осталось, поражает роскошью декоративной облицовки, сложностью геометрического орнамента и тщательностью исполнения. Мозаичное панно на потолке внутреннего купола над залом мавзолея является настоящим шедевром исламской архитектуры.
Зал этнографии, пожалуй, самый богатый по содержанию. И его коллекции сформировались во многом благодаря деятельности Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Среди ее сотрудников, работавших в Дашогузском велаяте, была москвичка, доктор исторических наук Галина Васильева (1920–2005). Это благодаря ее полевым исследованиям, отразившимся в ряде книг и научных статей, музейщикам удалось полнее показать быт, одежду и традиции своего края. В витринах зала можно увидеть предметы материальной культуры туркмен и их соседей по региону.
В XVIII–XIX веках Хорезм славился мастерами-оружейниками и был крупным центром по изготовлению холодного оружия. Неслучайно в витринах зала представлены различные виды оружия и среди них – уникальный кинжал-ханджар с пламенеющим клинком. Иметь такой у себя в коллекции – мечта многих музеев мира.
Широко процветало в Хорезме искусство деревообработки, а мастера-плотники были известны далеко за пределами региона. Высокие деревянные колоны, их базы и капители, дверные полотна покрывались тончайшим растительным орнаментом в технике глубокой резьбы по дереву, причем делалось это с помощью самых простых столярных инструментов.
Дашогузский край известен своими ковровщицами, чьими руками сотканы прекрасные шерстяные ковры и ковровые изделия: различные торбы и чувалы, ковровые ламбрекены на дверь юрты и переметные сумы на коней. Некоторые из них украшают интерьер и экстерьер специально установленной в музее юрты. В ней же собраны различные предметы традиционного быта и кухонная утварь, а снаружи создана аутентичная обстановка, соответствующая той эпохе.
В зале этнографии, конечно, никак не обойтись без большой коллекции женской праздничной одежды и ювелирных изделий. В отдельной витрине выложена детская одежда: накидки с нашитыми серебряными украшениями и амулетами, а также различные детские головные уборы.
Разумеется, есть в этом зале и несколько диорам с различными сюжетами из прошлой жизни хорезмийских туркмен. На одной из них показано, как работал старинный водоподъемный механизм – чигирь. Огромные деревянные шестеренки приводил в движение верблюд с завязанными глазами, ходивший по кругу. Шестеренки соединялись с большим колесом, по всей длине окружности обвешанным кувшинами. При вращении колеса кувшины черпали снизу воду, поднимали ее и сливали в водовод.
Каким был в начале прошлого века город Дашогуз, или, как раньше писали, Ташауз, можно увидеть на стенде с историческими фотографиями. Его глиняные дома с плоскими крышами и глухими заборами вдоль кривых улочек навсегда ушли в прошлое, и только музей, словно машина времени, позволяет представить, как жили, чем пользовались и во что верили наши предки.

Алланазар СОПИЕВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005