ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2023  N5-6(218-219)
СОТРУДНИЧЕСТВО
С ЧЕТЫРЕХ СТОРОН СВЕТА
Туркменистан располагает большим и пока еще далеко не полностью реализованным потенциалом развития транспортно-логистического сектора экономики. Это обусловлено выгодным геостратегическим расположением страны, которое дает возможность стать связующим звеном между государствами западного и восточного, а также северного и южного регионов Евразийского континента.
Растущую востребованность выгодно задействовать туркменский участок в международных транспортных маршрутах продемонстрировала вторая международная конференция «Международные транспортно-транзитные коридоры: взаимосвязанность и развитие – 2023» (ITTC – 2023), проведенная 3–4 мая в Ашхабаде.
Организатором этого форума стало Агентство транспорта и коммуникаций при Кабинете министров Туркменистана в партнерстве с компанией «Туркмен форум». В фокус его программы вошли инфраструктурные возможности транспортного комплекса, включая автобаны, морские порты, аэропорты, железные дороги, которые уже вовлечены или могут быть вовлечены в евразийские грузопотоки в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг».
В этом году Ашхабадский транспортный форум собрал более 800 участников, представляющих около 300 компаний и организаций из 45 стран, что вдвое превышает число делегатов первой транспортной конференции, проведенной в столице Туркменистана в 2022 году. Именно стремление зарубежных участников прошлогоднего форума развивать диалог с Туркменистаном стало залогом новой встречи в Ашхабаде. Это говорит об актуальности развития международных транспортно-транзитных коридоров в постковидный период, характеризующийся ростом национальных экономик большинства стран, в том числе региона Юго-Восточной Азии.
В транспортном форуме приняли участие представители отраслевых министерств и ведомств Туркменистана, главы зарубежных делегаций, руководители международных организаций, национальных и международных транспортно-логистических компаний, крупных международных финансовых институтов, авторитетные эксперты в области транспорта.
Обширная география участников форума включала Россию, Беларусь, Азербайджан, Великобританию, США, страны Евросоюза, Армению, Казахстан, Грузию, Кыргызстан, Индию, Китай, Республику Корея, Нигерию, Афганистан, Узбекистан, Пакистан, Таджикистан, Турцию, Украину, Японию, Израиль, Канаду, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Таиланд и другие страны.
На конференции были рассмотрены вопросы, связанные с мультимодальным транзитным хабом Туркменистана, трансформацией рынка транспортно-логистических услуг в условиях цифровизации экономики, взаимосвязью Центральной Азии с глобальными цепочками рынка, ролью государственно-частного партнерства.
О растущей востребованности международного транспортного коридора «Север – Юг» красноречиво говорят цифры, характеризующие возросшие объемы грузоперевозок. Так, на конференции было озвучено, что «Российские железные дороги» (РЖД) за первый квартал 2023 года увеличили объем перевозки грузов в Туркменистан на 73 процента, а транзит грузов через Туркменистан – в 3,5 раза.
Важность транспортного коридора «Север – Юг», который пролегает от России через Туркменистан и Иран в Индию, за последнее время неимоверно возросла. Международные эксперты оценивают потенциал этого коридора, являющегося совокупностью железнодорожных, автомобильных и морских перевозок, в 20 миллионов контейнеров в год.
По словам выступившего на форуме первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Павлова, за 2022 год внешнеторговые перевозки РФ по коридору «Север – Юг» выросли на 62 процента, а за первый квартал 2023 года – на 70 процентов.
Обозначив на Ашхабадском форуме направления двустороннего партнерства, Павлов в качестве примера назвал пилотный проект модернизации вагоноремонтного завода в Туркменистане, который позволит в несколько раз увеличить мощность этого предприятия. Также РЖД предлагает проекты по электрификации, развитию регионального пассажирского железнодорожного экспресс-сообщения, прорабатываются предложения по автоматизации всех бизнес-процессов и цифровизации туркменских железных дорог.
Учитывая резкий рост грузоперевозок как в двустороннем сообщении, так и в транзите через Туркменистан по коридору «Север – Юг» в Иран и далее в страны Южной Азии и Персидского залива, РЖД планируют открыть свое представительство в Ашхабаде, а в Москве – представительство «Туркменских железных дорог».
Это решение также обусловлено и планами участия России в модернизации и электрификации железных дорог Туркменистана, которые были обсуждены в марте этого года на встрече Президента Сердара Бердымухамедова с председателем правления ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозеровым. Этот транспортный коридор позволит Туркменистану увеличить взаимный товарооборот не только с Россией, но и с такими странами, как Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Китай, Иран, Пакистан, Индия, Бангладеш и другими.
С учетом растущих объемов международных грузоперевозок повышается значимость Туркменбашинского международного морского порта, который является «морскими воротами», соединяющими Среднюю Азию и Европу морским, автомобильным и железнодорожным транспортом, и служит крупнейшим транзитным узлом в регионе. В этом порту имеются оснащенные мощной техникой крупные погрузочно-разгрузочные терминалы, которые позволяют оказывать качественные услуги по погрузке и разгрузке, а также хранению грузов.
Туркменбашинский порт получил от ОБСЕ сертификат EcoPort, который предусматривает создание цифровой платформы для облегчения обмена информацией между портами Туркменистана, Азербайджана и Казахстана. Данная система, в свою очередь, будет подключаться к крупным портам Европы. Получение этого сертификата придаст Туркменбашинскому порту статус «зеленого» порта, интегрированного в транспортную систему Европы. Это откроет новые возможности для туркменской морской гавани, позволит повысить эффективность и скорость грузоперевозок через территорию Туркменистана.
Возможности передачи терминалов морского порта в Туркменбаши в доверительное управление были обсуждены в марте 2023 года между представителями Агентства морского и речного транспорта Туркменистана и международной компании KPMG Tax and Advisory LLC. Кроме того, эмиратская компания AD Ports Group заявила о своей заинтересованности в получении в доверительное управление на долгосрочных условиях контейнерного терминала Туркменбашинского морского порта.
Морской порт площадью 152 гектара и протяженностью береговой линии 1800 метров включает в себя паромный, пассажирский и грузовые терминалы и одновременно может обслуживать 17 судов. Грузовые терминалы оснащены подъемными кранами и судами грузоподъемностью до 5 тысяч тонн, и рассчитаны на ежегодную перевалку 17 миллионов тонн грузов, прибывающих железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. Порт также предусматривает обслуживание до 300 тысяч пассажиров, 75 тысяч единиц грузового транспорта и отправку 400 тысяч контейнеров в год.
В ходе конференции было озвучено приглашение Туркменистану со стороны Организации тюркских государств (ОТГ) присоединиться к механизму «родственных портов». Заявляя об этом, заместитель генерального секретаря ОТГ Мирвохид Азимов отметил, что для усиления координации между транспортными операторами создана система Sister ports, куда входят Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция и Узбекистан, а в качестве наблюдателя – Венгрия. Присоединившись к этой сети, Туркменистан сможет использовать опыт и ресурсы других портов, а также вносить в нее свои знания и возможности. Азимов также добавил, что строительство железнодорожного коридора Китай – Кыргызстан – Узбекистан откроет дополнительные возможности для Туркменистана как транзитного узла между Европой и Азией.
О важности международного взаимодействия в области транспорта говорит и тот факт, что для участия в конференции в Ашхабад прибыл исполнительный секретарь Международного центра транспортной дипломатии при ООН (МЦТД) Игорь Рунов. На встрече с ним в МИД Туркменистана была отмечена активная деятельность Туркменистана по развитию важных транспортно-логистических маршрутов по направлениям «Север – Юг» и «Восток – Запад», в частности, проекта «Lapis-Lazuli» (транзитного коридора между Турцией, Грузией, Азербайджаном, Туркменистаном и Афганистаном), «Казахстан – Иран – Туркменистан», «Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман», «Каспийское море – Черное море» и других межрегиональных транспортных артерий. Также отмечалось, что значимую роль играет развитие международного транспортного коридора «Европа – Кавказ – Азия» (ТРАСЕКА), заметно повысившего возможности морских грузоперевозок и привлекательность морского транспорта Туркменистана.
Во время встречи было подчеркнуто, что в соответствии с программой развития транспортной дипломатии Туркменистана на 2022–2025 годы предусмотрены меры по комплексной модернизации материально-технической базы всех видов транспортной инфраструктуры страны.
В качестве практических шагов в этом направлении на конференции было объявлено, что китайская компания CRRC Ziyang доставила в мае два тепловоза для грузовых железнодорожных перевозок железнодорожному оператору Туркменистана. А в целом в рамках контрактов, подписанных в феврале 2022 года, Туркменистан получит 15 единиц двухсекционных грузовых магистральных тепловозов на сумму более 50 миллионов долларов США. В результате количество локомотивов компании CRRC Ziyang, с учетом ранее поставленных Туркменистану, составит 281 единицу.
Стоит также отметить, что в соответствии с национальной программой развития гражданской авиации Туркменистана на 2012–2030 годы ведется последовательное обновление парка воздушных судов. Так, летом нынешнего года Президент Сердар Бердымухамедов подписал постановление, разрешив агентству «T"urkmenhowa'yollary» («Туркменские воздушные линии») заключить с компанией Boeing (США) контракт на закупку четырех воздушных пассажирских судов Boeing 737-8 и двух пассажирских судов Boeing 777-367ER.
Весной этого года авиакомпания «Туркменистан» пополнила свой авиапарк двумя грузовыми самолетами A330-200P2F в рамках контракта, подписанного в январе 2021 года. Эти лайнеры рассчитаны на перевозку более 60 тонн грузов различной конфигурации на расстояние до 7700 км. К настоящему времени Airbus «Туркменских авиалиний» осуществляют грузовые перевозки из Вьетнама и Республики Корея в страны Европы через территорию Туркменистана.
Причем компания «Туркменские авиалинии» стала первой авиакомпанией в Центральной Азии, в парке которой появился грузовой самолет Airbus A330-200P2F. Для наращивания возможностей транспортной авиации Туркменистан также планирует приобрести грузовой авиалайнер марки Boeing. В целом парк «Туркменских авиалиний» сегодня состоит из трех десятков пассажирских самолетов от лучших мировых производителей авиатехники.
Если говорить о практической пользе транспортной конференции, следует отметить, что на ее полях также состоялось около 100 встреч и переговоров руководителей транспортных ведомств Туркменистана с представителями зарубежных компаний и организаций. По их результатам было подписано 26 двусторонних и многосторонних документов, предусматривающих развитие сотрудничества в сфере транспорта.
Профильное партнерство со многими странами мира расширяет для Туркменистана возможности наращивания объемов грузоперевозок, позволяет модернизировать существующие и задействовать новые международные мультимодальные маршруты, что в конечном счете сказывается на росте доходов и экономического потенциала страны.

Залила РОЗЫЕВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005