2023  N3-4(216-217)
НАСЛЕДИЕ
НА РОДИНЕ БЕЛОЙ ПШЕНИЦЫ
С давних времен туркменская земля привлекала к себе купцов, путешественников, исследователей из других стран Азии, а также Европы и Америки. Кого-то влекла жажда наживы, других манили приключения и экзотика дальних странствий, третьих интересовала полная тайн история, скрытая под толщей земли. К последним относился американский геолог Рафаэль Пампелли. Еще в конце XIX века он почти случайно узнал о том, что неподалеку от Ашхабада есть холм Анау, который в 1886 году частично раскопал русский генерал Александр Комаров, бывший в то время начальником Закаспийской области. Хорошо знавший о раскопках скифских курганов в Европейской части России, он, видимо, рассчитывал найти и здесь богатое «царское» захоронение, но наткнулся на многослойное первобытное поселение. Тем не менее генерал доложил о своих находках в Императорском археологическом комитете в Санкт-Петербурге, а выдержка из его доклада появилась не только в российской прессе, но и в переводе на европейские языки.
Комаров едва ли предполагал, какие последствия будет иметь его сообщение. Самый живой интерес проявил профессор геологии. В 1904 году Пампелли организовал первую в Туркменистане научную археологическую экспедицию. Для осуществления раскопок он пригласил авторитетного немецкого археолога Губерта Шмидта, известного тем, что ранее вместе с Генрихом Шлиманом раскопал легендарную Трою. В Анау Пампелли и Шмидт обнаружили не один, а два холма, содержащих остатки древней земледельческой цивилизации, существовавшей в эпоху энеолита, то есть около шести тысяч лет назад. Среди многочисленных находок той экспедиции оказались зерна злаков, которые благодаря обугленному состоянию хорошо сохранились через столько веков. Их лабораторный анализ в США обернулся мировой сенсацией.
Оказалось, эти самые древние в мире образцы пшеницы вывели далекие предки современных туркмен – жители плодородного оазиса в дельте речки Кельтечинар, из ее муки пекли белый хлеб. Редчайшая находка стала еще одним бесспорным свидетельством древности земледельческой культуры в предгорной полосе Копетдага. Именно этот факт побудил правительство Туркменистана основать музей, получивший название «Ак бугдай» («Белая пшеница») – единственный в своем роде, посвященный хлебу – важнейшему пищевому продукту, который люди научились изготавливать в глубокой древности. Показать весь путь хлеба – от посевов зерновых и уборки урожая до производства муки и выпечки в туркменской традиции – такова идея этого музея.
О выборе места для него сомнений ни у кого не было: такой музей должен стоять, конечно же, в Анау. Когда здание возводилось, в двух километрах от строительной площадки работала совместная туркменско-американская археологическая экспедиция, которую возглавлял археолог Национального географического общества США Фредрик Хиберт. Вместе с коллегами-археологами Какамурадом Курбансахатовым (Туркменистан) и Владимиром Завьяловым (Россия) он начал здесь раскопки с первых лет независимости Туркменистана, продолжив дело своего знаменитого соотечественника. В один из сезонов к ним приехали правнучка Рафаэля Пампелли – художник-ботанист Калифорнийского университета Луиза Пампелли и палеоботаник, профессор Музея археологии Пенсильванского университета Наоми Миллер. При раскопках в слое второго тысячелетия до нашей эры они обнаружили целую горсть зерна, так же, как их предшественники столетием раньше. Используя радиоуглеродный метод анализа органических остатков, ученые смогли уточнить возраст находки.
Национальный музей «Ак бугдай» в Анау был открыт 15 июня 2005 года, в день всенародного праздника урожая. Небольшое здание из белого мрамора, круглое в плане имеет необычную форму и всем своим обликом говорит о своем назначении. Его парапет и крышу венчают два ряда стилизованных позолоченных колосьев, а в центре этой монументальной короны возвышается шпиль в виде огромного золотого колоса. Вокруг здания разбит парк из хвойных деревьев, кустов сирени, с фонтанами и фонарями – также в виде колосьев.
Вся экспозиция связана с историей и производством зерновых культур в Туркменистане. Здесь нет отдельных залов, все внутреннее пространство обоих этажей разделено по кругу на два сектора. Знакомство с музейными ценностями начинается, естественно, с археологии. Первое, что видят посетители, это стеклянные колбы с той самой «белой пшеницей» из раскопок Анау. Зерна, почерневшие от огня, сохранились на века и тысячелетия именно благодаря тому, что не проросли, не сгнили, а превратились в угольки, которые не боятся времени. На соседнем стенде – семейная реликвия, подаренная музею Луизой Пампелли: двухтомное издание книги ее прадеда «Раскопки в Туркестане. Доисторические цивилизации Анау», увидевшее свет в Вашингтоне в 1908 году. Эти фолианты давно стали учебным чтением всех археологов, работавших в Туркменистане на протяжении ХХ века, а теперь имеется и туркменский перевод этого фундаментального труда.
На витринах с археологической коллекцией музея представлены самые разные приспособления для сбора и обработки зерна. Это орудия труда, древние каменные зернотерки, средневековые бронзовые ступки, мельничные жернова с выбитыми на них благопожеланиями. Огромные керамические кувшины (хумы) – тарные сосуды для хранения злаковых – стоят отдельными группами. Один из них выделяется своим необычным оформлением. Верхняя половина его корпуса украшена орнаментальной лепниной и большим количеством круглых глиняных печатей. Посередине хума начертан геометрический орнамент. Что все это значило? Ученые выдвигают разные гипотезы, но в одном не сомневаются: никакие орнаменты в древности не были простыми украшениями, а наделялись определенным смыслом, им приписывалась магическая сила. Хорошо представлены здесь фрагменты и целые экземпляры керамической посуды эпохи энеолита, расписанная крупным геометрическим орнаментом черного и красного цвета. Такие черепки, найденные когда-то генералом Комаровым, и стали ключом к открытию раннеземледельческой культуры Анау.
Среди экспонатов музея много бронзовых изделий: ножи, скребки, различные сельскохозяйственные орудия труда. Особо стоит отметить один бронзовый клинок с черешком длиной больше чем полметра. Изготовленный с немалым мастерством и вкусом, он прекрасно сохранился, несмотря на внушительный возраст – около четырех тысяч лет! Историки спорят: каким видом оружия был этот клинок – наконечником копья или кинжалом? Рядом можно видеть и вовсе редкие изделия: керамические кольца продолговатой формы высотой около метра, которые были звеньями подземного водопровода-кяриза. Плотно уложенные друг за другом в туннеле, прорытом на немалой глубине, они надежно предохраняли галерею от осыпания грунта. В Средневековье по таким подземным каналам вода из горных источников доставлялась на орошаемые поля в пониженных участках Прикопетдагской долины.
Особое внимание в музее уделено жемчужине Анау – культовому ансамблю мечети шейха Джамал-ад-Дина, построенной перед его могилой в середине XV века. Этот архитектурный шедевр эпохи Тимуридов разрушился во время ашхабадского землетрясения 1948 года, и теперь можно видеть только его руины. Исчез его портал, который был украшен декоративным панно с зеркальным изображением двух драконов в китайской художественной манере. Но этот образ, как утверждают исследователи, имеет глубокие местные корни и связан с древним культом воды и плодородия. Панно было изготовлено в технике мозаики. Каждая ее деталь вырезана из разноцветных фаянсовых плиток и закреплена на гипсовой основе.
В 2001 году туркменские археологи и архитекторы-реставраторы осуществили проект реконструкции этого панно. Тысячи мелких и крупных осколков некогда единой картины были найдены в ходе раскопок руин здания и собраны заново как пазлы. Увы, спустя несколько десятилетий после землетрясения сохранилось не более двадцати процентов былой мозаики, но теперь она воссоздана в одном из залов Музея изобразительных искусств Туркменистана. Отсутствующие части мягко прорисованы, а подлинные фрагменты находятся на своих местах. Музей «Ак бугдай» также располагает материалами, связанными с этой легендарной мечетью.
Если археология начинается справа от входа, то этнографическая коллекция этого музея занимает всю его левую сторону и часть нижнего этажа. Там можно увидеть традиционную одежду туркмен, предметы старого быта, старинные сельскохозяйственные орудия труда и различную утварь – продукцию местных ремесленников XIX – начала ХХ веков. Нельзя пройти мимо ступок с пестиками, изготовленных из ствола дерева, ручных каменных жерновов и других инструментов, которые использовались в туркменских семьях для обработки зерновых культур. Настоящим украшением экспозиции является большой бронзовый котел XII века, украшенный гравированным растительным орнаментом, медальонами и арабесками. Особняком выставлен сундучок необычной формы, предназначавшийся для хранения домашних ценностей. Он выточен из цельного куска древесины в виде кувшина с крышкой. Такого артефакта нет ни в одном другом музее Туркменистана.
Есть там и очень редкая бронзовая чаша, специально отведенная для гадания и лечебной магии. Это чилкалит, что означает буквально «сорок ключей». Чаша состоит из полусферы с плоским донцем. На донце находится выступ в виде конуса. На него прикреплялась чаша меньшего диаметра с бортиком, к которому подвешивались 40 подвесок, имитирующих ключи. Внутренняя и наружная поверхности чаши полностью покрыты религиозными текстами на арабском. Анауский чилкалит украшен еще и двенадцатью знаками Зодиака в овальных медальонах, что делает его и вовсе уникальным.
На нижнем этаже музея «Ак бугдай» расположены две экспозиции: одна посвящена сельскому хозяйству XIX–XX веков, другая – нынешней эпохе независимости Туркменистана. Глядя на давно забытые орудия труда и механизмы для обработки земли, посева и уборки урожая, можно представить, какой тяжелой была работа пахаря-земледельца в совсем еще недавнем прошлом. Здесь можно увидеть старинный деревянный плуг с железным наконечником, который использовался туркменами в их исконной традиции. Выставлены также различные прицепы к первым тракторам, появившимся на туркменской земле в двадцатые годы минувшего столетия.
Сегодня на родине белой пшеницы продолжаются селекционные работы с зерновыми культурами, но уже на более высоком технологическом уровне. Нынешние туркменские аграрии не забывают свою древнюю историю, народные традиции, мудрые наставления предков. При этом используют самые передовые мировые достижения науки, а маленький музей в Анау напоминает, с чего все начиналось.

Алланазар СОПИЕВ