ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2023  N1-2(214-215)
КУЛЬТУРА
СОКРОВИЩЕ, ХРАНИМОЕ В ВЕКАХ
В духовном наследии туркмен, как и самых разных народов мира, особое место занимает музыка. Согласно популярному утверждению, именно она выступает универсальным, единственным всемирным языком, не требующим перевода, что подчеркивает ее колоссальную созидающую и объединяющую силу.
В глубине веков, на самом раннем этапе развития человеческого общества, зарождалась гармония звуков, черпаемых человеком из окружающего его мира природы. И это во многом объясняет схожесть народных музыкальных инструментов, способов звукоизвлечения и в целом народной музыки всех стран и континентов. И чем больше с ней знакомишься, тем больше убеждаешься в этом.
Разнообразие окружающего мира в совокупности с творческим мышлением позволили туркменам создать 72 музыкальных инструмента, которые в разные времена пользовались широкой популярностью. Некоторые из них дошли до наших дней, другие постепенно вышли из обихода. Особое место среди них занимает дутар – символ национальной музыкальной культуры. Народ по сей день хранит в памяти имена выдающихся исполнителей национальных песен и мелодий, мастерство которых продолжает жить и передаваться благодаря школе наставничества.
В Туркменистане традиционная музыкальная культура рассматривается как великое наследие, хранилище исторической памяти, культурного своеобразия, осознается как неотъемлемая составляющая духовной жизни общества и его дальнейшего прогресса. Так же, как национальная одежда, народные традиции и обычаи, этномузыкальная культура туркмен – явление живое, пронесенное через столетия и сохранившееся практически в первозданном виде. На протяжении веков у туркмен сложились два традиционных типа музыкального искусства, продолжающих активное бытование и в наши дни. Первый из них – собственно музыкальный фольклор (колыбельные, трудовые, обрядово-религиозные песни). Второй – классическое искусство устной традиции, формировавшееся творчеством профессиональных певцов (бахши) и музыкантов-инструменталистов.
Фольклорные мелодии занимают важное место в духовном наследии туркменского народа – не только как памятники, художественное явление прошлого, но и как непосредственные участники современности, до сих пор сохраняя свое значение в национальной музыкальной культуре. Примечательно, что в профессиональных музыкально-учебных заведениях страны наряду с современной системой обучения осуществляется образование молодых музыкантов, основанное на многовековой национальной системе устной передачи знаний и воспитания творческих навыков от наставника к ученику.
Сегодня в обществе все более растет понимание того, что этнокультура – один из главных гуманитарных ресурсов развития общества, позволяющий осуществлять связь поколений, прошлого и настоящего, способствующий налаживанию взаимопонимания между людьми, утверждению общечеловеческих ценностей, принципов согласия и толерантности. Донести память культурного прошлого в первозданном виде и познакомить его со всем миром – одна из приоритетных задач культурной политики и дипломатии Туркменистана.
Отсюда проистекает и стремление к представлению все большего количества культурных ценностей туркменского народа в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, в который уже включены образец древних сказаний – эпос «Героглы» ( 2015 г.), искусство пения и танца куштдепди (2017), ремесло изготовления дутара, исполнительское музыкальное искусство на нем и искусство бахши (2022).
В свете сказанного весьма показателен эффект прошедшего в Ашхабаде в конце минувшего года Международного фестиваля «Национальное песенно-музыкальное искусство в наследии народов мира». Творческий форум собрал самобытных исполнителей – народных певцов и музыкантов, этнографические коллективы и ансамбли национальных инструментов, а также ученых и специалистов, в том числе музыковедов, искусствоведов, культурологов, преподавателей вузов, деятелей культуры из Азербайджана, Турции, Татарстана (Россия), Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Ирана. В фестивале также приняли участие многочисленные представители национального музыкально-песенного искусства Туркменистана – хозяина фестиваля.
Продемонстрировать все богатство музыкальных национальных традиций братских народов коллективы – участники фестиваля смогли в концертах, посвященных открытию и завершению форума на площадках столичных киноконцертных залов и театров. Концертные программы включали уникальные образцы исконно народных музыкально-певческих традиций народов стран – участниц фестиваля. Артисты очаровывали своеобразием, яркостью подачи материала, виртуозностью владения старинными инструментами и оригинальной манерой исполнения народных песен.
Так, богатство своего репертуара блистательно представила в Ашхабаде фольклорно-этнографическая группа «Этно-Ош», сохраняющая бесценное наследие, отражающее народную культуру, мировоззрение, образ жизни, историю и эстетические представления кыргызов. В исполнении ансамбля звучали древние кыргызские песнопения, сказания, мелодии традиционных национальных инструментов.
Вместе с тем, фестивальная программа предоставила зрителям возможность оценить мастерство исполнителей и в современных музыкальных формах. Сочетание аутентичности с современными музыкальными жанрами – весьма популярный исполнительский прием во многих странах мира, зачастую эти сочетания становятся составляющей этнотуризма и рассматриваются в качестве одного из брендов той или иной национальной культуры.
В этой связи показательно творчество группы «Алпар» из столицы Республики Татарстан Российской Федерации. Инструментальный коллектив мастерски использует в своем творчестве различные реконструированные народные инструменты, забытые жанры татарской музыки, наделяемой «Алпар» современным звучанием. Музыканты демонстрировали как оригинальные этнографические мелодии, так и авторскую стилизованную музыку на слова татарских поэтов Средневековья, а также татарскую духовную музыку.
Артисты казахского ансамбля «Акмешит» представили произведения, исполняемые на домбре с особой тональностью и ритмом.
Турецкие народные мелодии и танцы подарили зрителям артисты музыкально-хореографического коллектива этой страны, узбекские макомы – музыканты из Бухарской школы искусства макома. Тепло были встречены зрителями ансамбли народных инструментов из Турции, Узбекистана, Ирана, Азербайджана, а также из Кызылординской областной филармонии (Казахстан), Государственной филармонии Таджикистана имени А. Джураева, Хорезмского музыкально-драматического театра (Узбекистан).
Сохранение истинных, подлинных форм нематериального культурного наследия и его передачи блистательно демонстрировали гостям хозяева фестиваля – туркменские народные музыканты из разных регионов страны, в которых, как известно, присутствуют оригинальные, самобытные творческие и исполнительские традиции.
В многоголосье выступлений музыкантов разных стран очевидно прослеживалась общность истоков народного искусства, а главное – его миротворческой, созидательной основы.
К практической стороне форума можно отнести и встречи коллег, проведение мастер-классов в специальной музыкальной школе-интернате при Туркменской национальной консерватории имени Маи Кулиевой. В гости к преподавателям и учащимся отделения национального музыкального искусства пришли музыканты из Татарстана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Ирана и Турции. Во встрече также приняли участие студенты и преподаватели туркменских профильных творческих вузов.
В ходе этих своеобразных состязаний музыканты с энтузиазмом обменивались секретами мастерства и получали мощный заряд творческой энергии. Участники встречи признавались, что подобные живые контакты очень важны, ведь благодаря им появляется новый взгляд на традиции и осознание единства корней народного искусства.
Об этом шла речь и на научной конференции, проходившей в рамках международного фестиваля и объединившей видных ученых и специалистов, руководителей коллективов и специальных школ народного музыкального творчества из Ирана, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Татарстана (РФ).
Значение этого мероприятия подчеркивалось участием в нем руководителей и представителей государственных структур и международных организаций. С туркменской стороны в конференции приняли участие вице-премьер, курирующая сферу культуры, министр культуры, руководители профильных учреждений, учебных заведений и культурных центров.
В числе зарубежных участников были генеральный секретарь Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) Султан Раев, министр культуры Республики Таджикистан Зульфия Давлатзода, министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова (по видеосвязи).
Прозвучали сообщения, посвященные своеобразию и богатству музыкальных традиций разных народов, сохранению и доведению их до следующих поколений, совершенствованию мастерства исполнителей.
Выступавшие не только рассказывали о традиционных для своих народов музыке и инструментах, но и сопровождали свои сообщения демонстрацией их возможностей. Участники конференции были единодушны во мнении о необходимости установления постоянных творческих контактов между музыкантами и музыкальными деятелями, в том числе на уровнях образовательной системы, творческой – концертно-исполнительской и композиторской, а также научно-исследовательской. Как отмечалось, музыка способствует трансляции духовно-нравственных ценностей нации и общества. Именно музыкально-языковая коммуникация есть способ услышать друг друга, выявить механизмы реализации налаживания добрососедских контактов между народами мира.
Трехдневный ашхабадский фестиваль был полон ярких выступлений и радости от встреч с народным творчеством. А его итоговым мероприятием стал концерт туркменских мастеров искусств. Творческие коллективы, популярные народные музыканты и певцы подарили гостям настоящий праздник дружбы и братства, включивший в свою насыщенную программу произведения разных жанров, старинные и современные мелодии и песни, сопровождаемые выступлениями хореографических ансамблей. Туркменские вокалисты также блистательно исполнили произведения из музыкальных сокровищниц стран – участниц фестиваля азербайджанские, турецкие, иранские, татарские, узбекские, кыргызские, казахские и таджикские мелодии и песни.
Традиционно коронным номером концертной программы стал древний самобытный туркменский танец куштдепди, признанный ценностью общечеловеческого масштаба. Завершила концерт «Песня дружбы», объединившая на сцене всех участников фестиваля, продемонстрировавшего неисчерпаемость мира народного творчества, преемственность художественных традиций разных народов и глубинные корни их общности.

Марал КАДЖАРОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005