ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНИ

Туркменабад – один из старейших городов Туркменистана, с конца XV века называвшийся Чарджуй, затем короткое время – Ленинск, Новый Чарджуй, Чарджоу и, наконец, с 1999 года носящий свое нынешнее название. Но раньше это был Амуль – город-крепость с неприступной цитаделью у самой удобной переправы через Амударью, существовавший с первых веков нашей эры. Здесь был важный пункт Великого Шелкового пути, в котором пересекались сухопутные караванные дороги с Востока на Запад и речная трасса с Юга на Север. Более чем тысячелетняя история Амуля закончилась в 1220 году, когда монгольское нашествие стало причиной гибели этого города. От него остался лишь высокий холм с крутыми склонами площадью около девяти гектаров на южной окраине современного полиса. Там самый настоящий клондайк для археологов, почти не раскопанный, скрывающий в своей толще немало еще не ведомых науке свидетельств далекого прошлого. А в центре исторической части Туркменабада находится старинное здание необычной формы. Это мечеть Хаджи Мялика, построенная на рубеже XIX–ХХ веков. Ее архитектура всегда привлекала внимание жителей и гостей города своим изящным фасадом с тщательно выполненной кирпичной облицовкой. Три полукруглые арки с высоким порталом, увенчанным двумя небольшими башенками с острыми коническими куполами в оттоманском стиле, создают архитектурный образ, не имеющий аналогов в строительной культуре этого региона. С правой стороны фасада возвышался круглый минарет. Его фонарь с металлическим куполом когда-то был самой высокой в Чарджуе точкой обзора. Хаджи Мялик, чьим именем стали называть эту мечеть, был известным в свое время купцом, человеком глубоко верующим и очень уважаемым среди земляков. После паломничества в Мекку он решил построить на свои средства храм для мусульман родного города. Для осуществления замысла он пригласил опытных иранских мастеров. Несложно представить, каким праздником для горожан было открытие этой мечети, ведь такого монументального здания там никогда прежде не было! Но недолго действовал этот храм. После установления советской власти начались гонения на все религии, мечеть была экспроприирована государством, а минарет снесен как слишком узнаваемый признак культового здания. Сначала здание приспособили под общеобразовательную школу, затем переоборудовали в коммунальное жилище. Со временем его обитателей расселили в новые дома, и несколько лет бывшая мечеть пустовала, постепенно ветшая и разрушаясь. В шестидесятые годы прошлого века за сохранение и реставрацию исторического здания выступали такие известные ученые, как Михаил Массон, Галина Пугаченкова, Теркеш Ходжаниязов, Виктор Пилипко. И вот в 1964 году городские власти решили разместить в этом здании историко-краеведческий музей. Его экспозиция была поделена на три раздела: первый – был посвящен истории и этнографии, второй – рассказывал об особенностях природы края, а третий – показывал достижения местной промышленности. Иначе как провинциальным тот музей, конечно, не назовешь: само здание вызывало куда больше интереса, чем размещенные в нем скромные коллекции. В 2010 году Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов предложил построить новый областной музей в административном центре Лебапского велаята (области). Понадобилось чуть больше года на его возведение, и 15 сентября 2011 года, накануне празднования 20-летия независимости Туркменистана, новый музей был открыт. Беломраморное здание стало украшением Туркменабада и архитектурной доминантой привокзальной площади. Взору людей, выходящих из здания железнодорожного вокзала, сразу предстает это массивное сооружение, возведенное в узнаваемом стиле современной туркменской архитектуры. Его как дорогую картину обрамляют каскады фонтанов, благоухающие цветники, композиции из декоративных деревьев и кустарников. Музей стоит на высоком подиуме, к которому с трех сторон ведут широкие гранитные лестницы. Классическая лепнина, мозаика и позолоченный геометрический орнамент в азиатском духе – важные элементы архитектуры этого здания. Экспозиция музея делится на пять разделов. Сначала посетители попадают в центральный атриум, где располагается зал Независимости. В нем широко представлена продукция различных предприятий Лебапского края. Прежде всего это флагман химической промышленности Туркменистана – Гарлыкский калийный завод, производственная мощность которого составляет почти полтора миллиона тонн калийных удобрений в год. Также показателен широкий спектр продукции цехов химического завода им. С. А. Ниязова. Отдельный стенд посвящен нефтеперерабатывающему заводу в городе Сеиди. Нельзя пройти и мимо витрины, где выставлен экстракт солодкового корня, который выпускает «Буян» – старейшее предприятие амударьинского региона, основанное еще в 1906 году. Его продукция экспортируется в Россию, США, Францию, Казахстан, Турцию. В зале археологии главное внимание уделено истории Амуля. В его экспозиции помимо фрагментов архитектурного декора, оставшегося от давно исчезнувших зданий, показаны макеты знаменитых памятников архитектуры Лебапа. Это сельджукский караван-сарай Даяхатын, мавзолеи Дарганата, Аламбердар, комплекс Астана-баба и другие. Хорошо представлены керамические изделия – самый массовый и важный для науки материал, с его помощью с наибольшей достоверностью определяется возраст памятника, устанавливаются периоды его жизни. В большинстве своем это различная бытовая посуда, масляные светильники – чираги, огромные кувшины для хранения зерна – хумы. Среди находок археологов, выставленных в музее, примечательны традиционные чеканные изделия из желтой и красной меди. В прошлые века производство чеканной посуды было очень популярно, и Лебап славился своими искусными мастерами-медниками – мисгарами. Это прежде всего чайник с подставкой в виде перевернутой чаши. Все оформление выполнено на очень высоком художественном уровне, с использованием двух технологических приемов – чеканки и гравировки. Поверхность изделия покрыта тончайшим орнаментом, сочетающим геометрический и растительный мотивы. В зале природы демонстрируются ландшафты Лебапа, минеральные богатства, необычные геологические редкости, разнообразная флора и фауна этого края. Показана работа трех природных парков, которые созданы на территории велаята. Это Амударьинский государственный заповедник, расположен вдоль среднего течения реки, Койтендагский государственный заповедник, занимает один из участков Гиссарского хребта, и Репетекский биосферный песчано-пустынный заповедник, который находится в песках Каракумов. Несколько впечатляющих диорам позволяют живо представить наиболее характерные пейзажи и уникальные особенности природы Лебапа. Это заросшие камышом прибрежные районы Амударьи, пустыня с сыпучими барханами и такырами – покрытыми трещинами глинистыми равнинами, а также тесные ущелья и карстовые пещеры Кугитанга. Застывшие сценки из жизни дикой природы предстают перед посетителями музея. Вот выглядывает из зарослей саксаула барханный кот, надеясь поймать суслика. А вот стоит на краю скалы величественный винторогий козел – мархур. В другой диораме можно увидеть благородного оленя, которого высматривает туранский тигр, спрятавшись среди камышей. Полон тайн подземный мир Кугитанга. Его до конца не исследованные пещеры – это одна из самых знаменитых природных достопримечательностей области. Со сводов этих огромных каменных залов в полной темноте свисают причудливые сталактиты, от основания растут сталагмиты. Туристам туда ход закрыт, но в музее можно увидеть в миниатюре копии этих подземных дворцов, куда отваживаются спускаться лишь хорошо подготовленные спелеологи. А еще в витринах находятся рыбы-эндемики, которые встречаются только в водах Амударьи. Одни из древнейших ее обитателей – большой и малый амударьинские лопатоносы, принадлежащие к отряду осетровых. Когда-то весьма многочисленные, теперь они на грани исчезновения и давно уже занесены в Красную книгу Туркменистана. Еще один редчайший представитель ихтиофауны, обитающий в одном-единственном карстовом провале горного массива Кугитанг, – пещерная рыба слепой голец. Она относится к отряду карпообразных, но не имеет глаз и чешуйчатого покрова. Ра-зумеется, эта фантастическая рыба также краснокнижная. Оказавшись в зале этнографии, посетители сразу попадают на узкие улочки средневекового города, где расположились уютная чайхана и лавки-дуканы азиатского базара. Кажется, что если закрыть глаза, то можно услышать голоса и звуки давно ушедшего времени: звон большого колокольчика на шее огромного верблюда, ведущего очередной караван, непонятную речь чужестранцев и даже ощутить душистые запахи восточных пряностей. На скотном дворе торгуют породистыми верблюдами-дромадерами и прославленными ахалтекинскими конями. Неподалеку виден новый караван с заморскими товарами. А сколько здесь разного народа! Вот китайский торговец беседует с бухарским, там индусы предлагают свои диковинные товары, и даже можно увидеть венецианских купцов, только что купивших туркменский ковер. Доминантой зала этнографии является символ кочевнической жизни, передвижное жилище – туркменская юрта. Удачное решение осмотра юрты придумали дизайнеры экспозиции. Зритель может войти с одной стороны, осмотрев внутреннее убранство, и выйти с другой стороны. В интерьере юрты показано, как в позапрошлом веке туркмены украшали свой быт. Внутреннее убранство состояло из напольных и настенных ковровых изделий, расписных сундуков, керамической и деревянной посуды, развешанной на стене повседневной одежды и оставленной у входа обуви. Кроме того, в этом зале много диорам с различными сценками из сельской жизни. Там показано, как валяют кошму, как получают шелковую нить и ткут ковры. На поле крестьянин с помощью двух быков, запряженных в плуг, пашет землю. Завершает музейную экспозицию зал изобразительного искусства. Он представляет собой постоянную выставку лучших произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства художников Лебапского велаята. Портреты местных жителей чередуются с природными и историческими пейзажами, исторические сюжеты – с современностью. Сегодня Историко-краеведческий музей Лебапского велаята стал подлинным культурным центром. Его активно посещают местные жители и гости города. Великолепное современное здание музея в Туркменабаде – это настоящий храм знаний об этом крае. Символично и то, что прежнее здание старой мечети, откуда переехал музей, после предстоящей реставрации будет использоваться по своему первоначальному назначению.
|