ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2023  N1-2(214-215)
ПОЛИТИКА
СТРАТЕГИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Состоявшийся государственный визит Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова совпал с десятилетием важнейшего события в истории двусторонних связей – подписанием в сентябре 2013 года Совместной декларации об установлении отношений стратегического партнерства.
Важность этого документа трудно переоценить. По сути, он является опорным каркасом отношений Туркменистана и Китая, определяя их смысл и направленность – во внешней политике, экономике, торгово-гуманитарной сфере, обеспечивая независимость двустороннего сотрудничества от международной конъюнктуры, временных или ситуативных факторов, влияния извне.
Следуя духу Совместной декларации, Туркменистан и Китай достигли взаимопонимания как во взглядах на приоритеты и перспективы двустороннего партнерства, так и на тенденции глобального развития. Важнейшим фактором этого является близость или совпадение подходов двух стран к проблемам обеспечения всеобщей стабильности и безопасности, противодействия политическому, национальному и религиозному экстремизму, сепаратизму, террористическим угрозам. В этом смысле показательной является твердая и неизменная поддержка Туркменистаном единства и территориальной целостности КНР, политики «одного Китая».
Вместе с Китаем Туркменистан выступает за равноправие и справедливость в международных делах, за осуществление целей устойчивого развития, поддерживает предпринимаемые мировым сообществом меры по эффективному ответу на глобальные вызовы.
В ходе переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином Президент Сердар Бердымухамедов особо подчеркнул роль Китая как одного из основных гарантов международной стабильности, чье конструктивное влияние во многом определяет устойчивость всей архитектуры глобальной безопасности, поступательность хода мировых процессов, позитивного развития человеческой цивилизации в ХХI веке. И в этом смысле две страны объединяет близость мировоззрения, целей и задач во внешней политике, позволяющая им успешно взаимодействовать на мировой арене, в рамках крупнейших международных организаций, прежде всего в Организации Объединенных Наций, оказывать друг другу поддержку, координировать политико-дипломатические усилия для продвижения и реализации конструктивных решений.
Показательно в этом смысле подчеркнуто уважительное отношение Китая к нейтральному статусу Туркменистана и основанному на нем внешнеполитическому курсу страны, поддержка международных инициатив Ашхабада по ряду ключевых вопросов глобального развития. Совсем недавний пример – объявление по инициативе Туркменистана Генеральной Ассамблеей ООН 2023 года Международным годом диалога как гарантии мира. Китай не только поддержал проект соответствующей резолюции, но и выступил одним из коспонсоров документа.
Особое внимание в повестке туркменско-китайского диалога занимает обсуждение ситуации в Центральной Азии. Здесь позиции двух стран также близки: Туркменистан и КНР выступают за создание в регионе прочной системы безопасности, основанной на многостороннем балансе интересов и приверженности политико-дипломатическим методам решения возникающих проблем.
Руководители двух стран констатировали углубленное сопряжение инициативы Китая «Один пояс, один путь» со стратегией Туркменистана «Возрождение Шелкового пути». Подчеркивалось, что в современных условиях наличие объективных взаимных интересов позволяет Туркменистану и Китаю успешно наращивать партнерство в контексте реализации этих крупных проектов. Они призваны дать мощный стимул экономическому развитию в Евразии, объединяя огромные пространства от Тихого до Атлантического океана на современных принципах, формируя связанные между собой производственные и технологические циклы и промышленные пояса, содействуя решению многих социальных проблем, повышению качества жизни и благосостояния народов.
В этом контексте большое внимание обе стороны уделяют развитию транспортного сотрудничества. Китай обоснованно рассматривается в Ашхабаде как важнейший партнер в Азиатско-Тихоокеанском регионе, во многом с учетом того, что именно это направление сегодня является стратегическим приоритетом всей внешнеэкономической деятельности Туркменистана. Усилия двух стран, отметил Сердар Бердымухамедов, должны быть направлены на полную реализацию функционала перевозок из Китая через Туркменистан в Европу, на Ближний Восток всеми видами транспорта, включая железные и автодороги, авиасообщение и другие инфраструктурные системы. Эти системы также должны включать логистические терминалы в узловых пунктах, одним из которых может стать порт Туркменбаши на Каспийском море.
Важнейшим приоритетом сотрудничества Туркменистана и КНР является топливно-энергетическая сфера. Воплощением этого стало строительство и ввод в эксплуатацию в конце 2009 года стратегического газопровода Туркменистан – Китай, по которому поставлено уже порядка 350 млрд кубических метров природного газа.
Исторический аспект двусторонних отношений всегда особо выделяется Туркменистаном как прочный фундамент их современного развития. Сердар Бердымухамедов в ходе проведенных встреч с Председателем Си Цзиньпином, другими руководителями Китая подчеркивал, что на протяжении многих веков между двумя народами происходил благотворный процесс взаимного познания, проникновения культур, традиций, мировоззрений. Шелковый путь был мостом не только взаимовыгодного торгового обмена, но и широкого цивилизационного общения. И в этом смысле, оценивая историю взаимоотношений двух народов с позиций сегодняшнего дня, глава Туркменистана отметил, что она сыграла огромную позитивную роль в судьбе туркмен и китайцев, стала той прочной основой, на которой наследники и продолжатели этого уникального опыта в нынешних условиях развивают сотрудничество, углубляют свои связи, обеспечивают их преемственность.
Состояние и перспективы отношений в торгово-экономической сфере стали предметом переговоров Президента Туркменистана с премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном. На них была подчеркнута обоюдная готовность к дальнейшему расширению и углублению партнерства, придание ему инновационного характера, выходу на крупные совместные проекты.
Стратегические сферы – энергетика и транспорт. Сердар Бердымухамедов подтвердил наличие у Туркменистана всех возможностей для увеличения поставок природного газа в Китай, готовность к предметному обсуждению этого вопроса. Речь идет о строительстве четвертой ветки газопровода Туркменистан – Китай.
Была отмечена важность туркменско-китайской кооперации в транспортном сегменте, призванной стать одним из самых перспективных направлений, главным фактором успешной экономической интеграции и партнерства по линиям Север – Юг и Восток – Запад.
С введением в эксплуатацию в 2014 году 677-километровой железнодорожной ветки Север – Юг получил свое развитие железнодорожный маршрут контейнерных перевозок по линии Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран.
Что касается торгово-экономического взаимодействия, то здесь помимо неуклонного роста объемов товарооборота заметно проявляется активность китайских компаний на туркменском рынке. Китай – крупнейший внешнеторговый и инвестиционный партнер Туркменистана. В стране зарегистрировано более 100 проектов и контрактов с участием китайских компаний на многомиллиардные суммы.
Сотрудничество Туркменистана и Китая осуществляется также в таких сферах, как химическая промышленность, текстиль, сельское хозяйство, медицина, высокие технологии. В настоящее время стороны работают над реализацией проектов в области связи, модернизации телекоммуникационной сети, в сфере услуг по запуску спутников связи Туркменистана. Изучаются возможности сотрудничества в области спутников дистанционного зондирования и их применения.
Сегодня Туркменистан вместе с Китаем открывает еще одну область сотрудничества – изучение и использование космического пространства в мирных целях. Идет совместная работа над созданием этой новой для Туркменистана отрасли, которая позволит ему успешно применять современные достижения мировой науки и техники в интересах социально-экономического развития и безопасности страны.
Укрепление межпарламентского сотрудничества также нашло должное место в повестке государственного визита. Нужно сказать, что за последнее время благодаря усилиям председателя Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедова этому направлению уделяется особое внимание. На встрече с руководителем Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу Президент Туркменистана отметил тесное, инициативное взаимодействие законодательных органов Туркменистана и КНР, предложил усилить это направление. В частности, была выдвинута идея создания межпарламентского совета «Центральная Азия – Китай» и проведения совместного форума «Туркменистан – Китай: женщины и молодежь».
Государственной визит Президента Туркменистана в Китай, без преувеличения, стал этапным событием в современной истории двусторонних отношений. Была подтверждена неизменная и твердая обоюдная приверженность всестороннему и комплексному развитию сотрудничества по всем направлениям. Свидетельством тому – подписанный в Пекине солидный пакет документов.
В своей статье, опубликованной накануне визита в авторитетнейшей китайской газете «Жэньминь жибао», Президент Сердар Бердымухамедов подчеркнул уверенность и убежденность Туркменистана в правильности выбора на развитие стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой и решимость «плечом к плечу с этой великой страной» направить его потенциал на благо народов двух государств. Проведенные в Пекине переговоры и их результаты дают для такого утверждения самые веские основания.

Сердар ДУРДЫЕВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005