САБЛЯ, КИНЖАЛ И ВЕРНЫЙ КОНЬ

В последнее время в Туркменистане все больше внимания уделяется развитию музейного дела. Это чрезвычайно важная задача, поскольку подрастающее поколение не должно забывать о своем прошлом, чтобы не прервалась связь времен. А что может нагляднее показать и рассказать о жизни наших предков, как не музейные экспонаты? И это касается не только предметов старого быта и материальной культуры, но и оружия, которым они отстаивали свою свободу и независимость. Сохранить старинные воинские традиции и наследие материальной культуры – это наш долг перед будущими поколениями. Многие виды холодного оружия, которым когда-то в совершенстве владели туркменские воины, представлены в Государственном музее Туркменистана, Национальном музее «Геокдепинское сражение» и в музее Ашхабадского мемориального комплекса «Народная память». Они являются большой редкостью, подлинными шедеврами оружейного искусства. Туркмены в силу своего кочевого образа жизни в разные времена много мигрировали, и это неизменно приводило к взаимовлиянию культур, в том числе отражаясь и на оружии. Заметное влияние в деле производства и использования холодного оружия на туркмен оказали соседние страны – Персия, Афганистан, Индия, Бухара и Хива. Изогнутые сабли «шемширы» и «тульвары», прямые ножи «карды» и «кайберы», кинжалы «пешкабзы» и «ханджары», боевые топоры «таберзины» – вот неполный перечень холодного оружия, получившего широкое распространение на территории Туркменистана. Холодное оружие, изготовленное туркменскими мастерами, иногда являлось предметом экспорта, его охотно приобретали в соседних государствах. Заезжие путешественники отмечали неплохое качество холодного оружия, произведенного местными мастерами-оружейниками. Холодное оружие, имевшее хождение на территории Туркменистана, было не только предметом импорта и продуктом собственного производства, но и нередко являлось военным трофеем, добытым во время сражений. Качество стали, из которого делали оружие в Туркменистане, было отменным: Туркменистан когда-то являлся частью Хорасана, одного из центров производства булатной стали, а булат – это идеальный исходный материал для изготовления всех видов холодного оружия. Изделия из булата – ножи, сабли, кинжалы туркмены называют «джовхер», что означает бриллиант. Так высоко ценили эту сталь. Туркменские мастера в прошлом были знакомы с металлургией, кузнечным делом и широко использовали булатную сталь в изготовлении холодного оружия. В каждом селении имелись кузнечные мастерские. В Туркменистане, в районе горы Душак-Эрекдаг, сохранился небольшой рудник со следами деятельности древних рудокопов. Неподалеку от него – остатки плавильной печи, куски тиглей и шлака. Уголь для печей жгли, используя бревна арчи, – признаки рубки леса сохранились до сих пор. По данным химического анализа содержание железа в руде достигало 50–70 процентов. Основным видом холодного оружия туркмен всегда служила сабля. Саблей туркмен защищал свою семью и добывал свободу. Сабля на боку у джигита означала, что он «нукер», то есть принадлежит к военному сословию. Сабля в ножнах занимала почетное место в юрте – жилище кочевников, украшала ее и висела на стене по направлению к священному городу Мекка. Хорошая сабля была предметом разговоров и являлась гордостью хозяина. Трогать саблю без надобности и разрешения владельца никто не имел права. Снять саблю со стены и подать ее гостям для осмотра мог только сам хозяин. При этом он лишь слегка вынимал клинок из ножен для демонстрации качества стали и клейм. Холодное оружие, клинки которого были изготовлены из высококачественной стали, у туркмен всегда имело значение оберега. В художественном оформлении клинков кинжалов и сабель применялись технологии, известные в те времена. Используя нехитрый инструмент, мастера-граверы в тесных мастерских создавали шедевры. На лезвия наносили затейливую, тончайшую гравировку. Рукоятки и ножны сабель обильно декорировались полудрагоценными камнями, серебром и золотом. Подобным способом оформлялось самое дорогое подарочное оружие для шахов, султанов и ханов. Самыми распространенными приемами в оформлении клинков холодного оружия являются каллиграфически исполненные тексты в арабской графике. Содержание текстов составляли обычно цитаты из Корана, религиозные формулы, а также стихи. Кроме этого, в оформлении использовались растительные орнаменты, мифологические сюжеты и сценки из царской жизни. Применялись также изображения различных животных и птиц. Например, довольно часто встречается сюжет, как хищник пожирает лань. Сцены поедания одним животным другого в персидской мифологии являются символом обновления в природе. Ножны, помимо их функциональной задачи, служили этномаркирующим элементом. В разных районах Туркменистана их по-своему оформляли и носили. Именно по ножнам туркмены легко определяли в соотечественнике принадлежность к тому или иному региону. В каждой местности оформление ножен происходило по своим канонам и представлениям о красоте. Ножны обтягивали кожей или обкладывали тонким листовым металлом. Поверхность ножен нередко украшалась гравировкой и позолотой, полудрагоценными камнями. Самый популярный камень, используемый в оформлении туркменского холодного оружия, – сердолик. Наиболее высоким по качеству считается сердолик темно-красного цвета, называемый «хакык». Сердолик был любимым камнем пророка Мухаммеда, который носил перстень с сердоликом на мизинце правой руки. По народным поверьям сердолик охраняет здоровье и служит оберегом от сглаза, а также отводит молнии и защищает от укусов скорпионов. Второй по популярности камень – бирюза, что в переводе с персидского означает «победа». Его часто использовали в виде обрамления мелкими камушками вокруг крупного сердолика. Бирюза считалась камнем, предотвращающим падение с коня и помогающим воину добиться успеха в бою. На ножнах туркменских сабель имелось хитрое приспособление, называемое «редже». Это небольшой тонкий ремешок, один конец которого одевался на перекрестие сабли. Его задача состояла в том, чтобы на скаку, при тряске, не дать сабле выпасть из ножен. Другое предназначение было чисто психологического свойства: чтобы горячие головы в момент ссоры, гнева, словесной баталии, когда рука сама тянется к сабле, не смогли ее сразу выхватить из ножен. Согласно нормам этикета, для воина-мужчины вынимать и вкладывать саблю обратно, не применяя ее, считалось позором. Самые роскошные ножны носили хивинские (хорезмские) туркмены, жившие в Хиве на правах военного сословия. Ножны были целиком обрамлены драгоценным листовым золотом, обтянуты бархатом малинового, бордового или зеленого цвета, украшены бирюзой. Способов ношения сабли у туркмен было два. В первом случае ремень портупеи перебрасывался через правое плечо, во втором варианте проходил по поясу. В обоих случаях сабля висела на левом боку, лезвием вперед. Чаще всего применялся второй способ. Заказывая или покупая саблю, каждый мужчина выбирал оружие под свой рост и размер рук. Средние и более длинные сабли позволяли вести бой верхом на коне, а короткие, наоборот, предназначались для ведения ближнего боя в пешем строю. Идеально заточенные, острые сабли назывались «сам-сам». Никогда туркмены не пользовались прямыми русскими или кавказкими шашками, предназначенными для колющих и рубящих ударов. Круто изогнутая туркменская сабля рассчитана для ведения боя на коне. Туркменский воин прежних времен – это лихой всадник с саблей в руках. Традиционным элементом туркменской мужской одежды служил шелковый пояс –гушак. Пояс оборачивался два-три раза вокруг талии и завязывался особым способом. За пояс неизменно был заложен нож в ножнах. Качество лезвия, обильный декор ножен и рукояти ножа говорили о богатстве владельца и подчеркивали его социальный статус. Ножи из дамасской или булатной стали были обязательными предметами в доме туркмена, им придавался особый мистический смысл. Как и сабля, нож считался оберегом. Туркмены верили, что нож охраняет дом, его клали больным под подушку. Нож переходил по наследству от отца к сыну. При передаче ножа из рук в руки он обязательно подавался острием к себе. При кровной мести использовались ножи только из булатной стали. В памяти народа существует немало пословиц о ноже. Вот некоторые из них. «Каким бы острым ни было лезвие, свою рукоятку оно строгать не станет», «Два ножа в одних ножнах не уместятся», «Тупой нож руку порежет», «Нож свои ножны не режет», «Лизать нож – войны хотеть». Форма лезвия и рукоятки ножей среди туркменских племен также служат этномаркирующими элементами. Непреложный конструктивный элемент ножа – металлическая втулка. Она зачастую являлась объектом для оформления, покрывалась гравировкой и золотой насечкой. Наличие втулки на туркменских ножах имеет сакральное значение. Если она отсутствует, то нож считается нечистым и его нельзя использовать при закалывании животных. Мясо такого животного признается запретным и не пригодным в пищу. После того, как животное закололи, кровь тщательно смывается, ни одной капли не должно остаться, поскольку остатки крови на ноже считаются плохой приметой. Материалом для рукояти ножей служила слоновая кость, моржовый клык, оленьи рога, а также рога горного барана архара. В восточной части Туркменистана, в Лебапе, использовали необычные ножи. Это комплект ножей разных размеров, как правило, пара, редко три. У каждого из них было свое предназначение: нож большего размера служил для закалывания животных, маленький – для разделки и снятия шкур. Носились они в кожаных ножнах на ремешках, прикрепленных к широкому замшевому или шелковому ремню, украшенному вышивкой из бисера. К ремешкам добавлялись декоративные кисточки с бусинками из бирюзы. Иногда в комплект входил рог серны, которым развязывали узлы веревок. Туркменские охотники использовали также в своей практике складные ножи. В быту у туркмен применялся оригинальный складной нож, который помимо лезвия имел еще одно приспособление – маленькую ложку с зазубринами для выбирания мякоти плодов бахчевых культур. Ложка и нож складывались на одной рукоятке, получался некий прообраз современных ножей туристов и путешественников. Были и ножи, закамуфлированные под плетку. В верхней части рукоятки скрывалось небольшое лезвие. Оружие это – тайное, даже в раскрытом состоянии лезвие прикрывалось густой кожаной бахромой. Большая редкость – бронебойные ножи –карды. На кончике лезвия таких ножей имеется небольшое утолщение, что позволяет им пробивать кольчугу. Туркмены практически никогда не пользовались холодным оружием с двухсторонней заточкой. Оно имело хождение на территории Туркменистана, но не пользовалось особой популярностью. Если хотели обвинить человека в двуличности, сравнивали его с двухлезвийным кинжалом. Тем не менее, иногда на старых фотографиях встречаются туркменские ханы с кавказскими кинжалами. Это было либо уставное оружие военнослужащих, либо наградное. Были и подарочные кинжалы – их туркменским ханам и сердарам царское правительство дарило на официальных встречах. Рукояти и ножны таких кинжалов изготавливались целиком из слоновой кости с позолотой. Это было очень красивое парадное оружие. Еще одним из видов холодного оружия, которое использовали туркмены, является топор. Кроме топоров бытового назначения существовали и чисто боевые топоры типа секиры. Форма полотна у них была в виде полумесяца, отсюда и название «айпалта» – «луна-топор». Рукоять такого топора нередко переходила в пику. У других видов топоров лезвие более короткое, но рукоять большего размера, что давало возможность вести бой на более длинной дистанции. Иногда в нижней части полотна устанавливался ножевой клинок. Лук и стрелы – наиболее распространенный вид оружия у туркменских охотников и воинов до появления огнестрельного оружия. Лук для туркмен имеет символическое значение. В народе сохранилось много рассказов и легенд, связанных с ним. Во времена Огуз-хана праздники сопровождались соревнованиями по стрельбе из лука. На высокие шесты надевали тыквы, и джигиты на полном скаку старались попасть в них. Победители соревнований щедро одаривались хозяином праздника. Большими мастерами по изготовлению луков и стрел были представители туркменского племени салор. Туркмены пользовались азиатским типом лука. Размером он был меньше, чем европейский, и это позволяло всадникам свободно стрелять на полном скаку. Под сильным прессом мастера склеивали слоями упругое дерево, используя вареные шейные сухожилия оленя и рога джейрана. После грубой обработки лук сушили в течение нескольких лет. Для защиты от сырости его обклеивали кожей. В состоянии покоя, без натянутой тетивы, дуга туркменских луков находилась изогнутой в обратную сторону. Это придавало луку дополнительную упругость. Чтобы привести лук в боевое положение, требовалось согнуть его в противоположном направлении и надеть тетиву. Древко стрел изготавливали в основном из белого тополя, иногда из березы. Оперение для стрел делали из перьев крупных хищных птиц. Стрелы хранились завернутыми в ткань для предохранения от сырости и вместе с луком укладывались в колчан. Наконечники стрел были плоскими и трехгранными. Такие стрелы пробивали кольчугу и извлекались с большим трудом, так как имели обратные зазубрины. В старые времена для усиления поражающей силы стрел применялся яд, который получали из останков гниющих змей или жаб. Малейшая царапина от такой стрелы приводила к смертельному исходу. Во второй половине XIX века луки уже исчезли из арсенала туркменских воинов и охотников. Пика применялась туркменами в боевых действиях наравне с саблей. Длина пики доходила порой до 2,5 метра, древко состояло из двух частей и было разъемным. При нанесении удара верхняя часть пики оставалась в теле противника, а нижняя – в руках воина-всадника, который при необходимости снова ее надставлял. Запас верхних частей пик находился у всадника или транспортировался на верблюде. Помимо этого, верхняя часть могла использоваться и в качестве метательного оружия – дротика. Туркменская пика – оружие многократного использования, что выгодно отличало ее от европейского копья, которое нередко застревало в доспехах, конской сбруе, ломалось, вышибалось из рук или просто бросалось на поле боя. Воткнутая возле кибитки в землю пика означала готовность идти в боевой поход. Таким образом хозяин пики оповещал, что объявляет военные сборы. Каждый джигит, становившийся членом отряда, подъезжал на коне и втыкал рядом свою пику. В кавалерии туркменские воины использовали вид оружия внешне похожий на багор. Оружие предназначалось для сбрасывания вражеского всадника с коня во время боя. Прямым шипом производился укол, а шипом в виде крюка захват противника и его опрокидывание. Защитная амуниция, которой пользовались туркмены, состояла в первую очередь из кольчуги. Под кольчугу надевалась толстая простеганная одежда, для амортизации ударов. Также были рубашки, сшитые из толстой кожи. Один из самых распространенных видов доспехов состоял из четырех стальных прямоугольных пластин и назывался «чарай-на», что переводится как «четыре зеркала». Обычно пластины изготавливались из высококачественного булата и оформлялись золотой насечкой. Доспех состоит из прямоугольных пластин, одна из которых прикрывает живот, другая – спину, а еще две – бока. Для погашения силы удара с внутренней стороны пластин крепились мягкие стеганые подушки с наполнителем из ваты. Конечности воинов также имели свои защитные элементы. Руки, например, предохраняли с помощью металлических наручей. Обычно использовался один наруч: пеший воин надевал его на правую руку, всадник – на левую. Объяснялось это тем, что пеший воин в левой руке держал щит, а в правой – саблю, и эту руку следовало защищать особо. Всаднику же необходимо было предохранять левую руку, которая держала уздечку. Ноги защищали поножи, а голову предохранял полусферический шлем. Вот таким было холодное оружие, которое находилось в арсенале туркмен – они всегда были отличными воинами, а сабля, кинжал и хороший конь – их неизменными спутниками.
|