ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2022  N7-8(207-208)
ИСКУССТВО
МАСТЕР НАТЮРМОРТА
Николай Анатольевич Ершов вошел в историю туркменского изобразительного искусства прежде всего как певец красоты родной природы, мастер графики и непревзойденный маэстро натюрморта.
Заслуженный деятель искусств Туркменистана Николай Ершов родился 9 декабря 1932 года в Волгоградской области на берегу реки Медведицы – притока Дона, в селе Нижняя Добринка. Природа здешних мест словно вдохнула доброту в его сердце и душу. В детстве он рисовал везде где придется и чем придется – карандашом на бумаге, мелом и угольком на заборе, на песке и даже на запотевшем окне.
Весной 1939 года, когда семья переехала в Ашхабад, юному живописцу не было и семи лет. Маленький деревенский мальчик впервые увидел поезд и очень испугался грохота колес, ослепительного света и пронзительного свиста паровоза. А через несколько дней пути, проснувшись рано утром, он вдруг увидел яркое солнце, весь мир утопал в золотистых лучах – за окном был Самарканд. И эти ощущения оказались настолько яркими, что он пронес их через всю жизнь, отражая в своих картинах.
Будущий художник учился в школе, когда началась война, и на себе испытал трудности военных лет. Занятия продолжались, хотя детям тех лет больше думалось не об уроках, а о том, что где-то идут бои. Не хватало тетрадей, писали на серой, тонкой бумаге. Но рисовать очень хотелось, и мальчик стал рисовать на обложках и форзацах книг и учебников, имеющихся дома; потом ему стали давать свои книги одноклассники, с нетерпением ожидая, когда он вернет их уже с рисунками – им было очень интересно их рассматривать. Для девочек Коля рисовал сцены из сказок, а для мальчиков – портреты героев, танки и самолеты.
В школьные годы будущий художник познакомился со Станиславом Бабиковым (они учились в одной школе) – сыном известного художника Геннадия Бабикова и в будущем одним из лучших мастеров живописи Туркменистана.
Однажды Стас пригласил своего друга к себе домой и показал картины отца. С восторгом рассматривал Коля Ершов настоящие полотна, написанные маслом. С картин смотрели на него портреты знакомых людей, он узнавал городские пейзажи, дворик своего друга, виноградники в снегу. Его поразили сочные краски, которыми были нарисованы тюльпаны, то, как были выведены на картине каждый цветок, весенняя трава и каждая былинка. Ему казалось, что он ощущает даже дыхание легкого ветерка. Возможно, именно тогда Коле впервые захотелось стать настоящим художником. Ершов вспоминал, как вернувшись с фронта, Геннадий Федорович с головой окунулся в творчество и очень много рисовал. Наблюдая за работой художника, мальчик уже тогда получил первые уроки мастерства.
У Николая Ершова навсегда остался в памяти день 6 октября 1948 года. Он помнил тяжелые дни после разрушительного землетрясения, многие потеряли близких и друзей. Всех учащихся и преподавателей, оставшихся в живых, эвакуировали в Баку, где дети продолжили обучение в художественном училище.
В 1949 году Ершов принял участие в конкурсе, посвященном юбилею А.С. Пушкина. Пером и тушью Николай нарисовал иллюстрацию к трагедии Пушкина «Скупой рыцарь» и в качестве премии за эту работу получил набор кистей и масляных красок – роскошный по тем временам и очень ценный подарок. В те годы Ершов сделал много этюдов и городских пейзажей, рисовал по памяти ставшие родными картины туркменской природы. В огромном промышленном приморском городе ему не хватало зеленых холмов, что простирались за Ашхабадом, просторных степей, родных ашхабадских двориков, утопающих в розах и зелени садов.
После окончания училища Ершов поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Островского на художественный факультет. Он создал ряд панно, в которых выявились его способности и талант мастера монументальной живописи, что передано в работе «Строители». С большим успехом художник занимался оформлением выставок к знаменательным датам. Он пробовал себя во многих жанрах, в том числе писал портреты и делал это с большим мастерством, стремясь передать внутренний мир человека, его настроение. Николай Ершов много ездил по стране, восхищался энтузиазмом и самоотверженным трудом строителей Каракумского канала и Хаузханского водохранилища. Этому посвящена его картина «Хозяин большой воды», где на фоне водной глади рукотворного озера изображен дайханин – труженик, знающий истинную цену живительной влаги для земли-кормилицы.
Натюрморты – одна из прекраснейших страниц в творчестве Николая Ершова. Эти на первый взгляд простые, но очень изящные, тщательно продуманные, чувственные натюрморты являются настоящими шедеврами, дарящими зрителю радость.
Одна из интереснейших работ натюрморт «Персики и виноград». Глядя на спелые плоды винограда, пушистые нежные персики, можно сказать об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает такое количество плодов. Художник с помощью цветовых переходов, тонких градаций тона передает свежесть, нежность, сочность, даже аромат и вкус фруктов.
Солнцем и теплом пропитаны южные фрукты, изображенные в его натюрмортах «Гарры гыз», «Айва», «Абрикосы». Ярким светом пронизаны осенние пейзажи художника, и, хотя на них не изображено само солнце, солнечный свет разлит повсюду, живет и отражается в осенней листве.
Говоря о работах Николая Анатольевича, специалисты отмечают его необыкновенное мастерство в изображении объема предметов, например, фруктов – настолько они осязаемы в его натюрмортах, будто вы держите их на своих ладонях; указывают на его искусство в подборе определенного сочетания красок и создании особого колорита, который вызывает ощущение тепла, рождает особое настроение – доброе и спокойное. Глядя на его натюрморты, сразу определяешь, что это дары туркменской земли, так как они даются на фоне сугубо туркменских предметов быта и их деталей, например, ковра с характерными национальными узорами.
Многие художники отдавали дань сирени, запечатлев ее на полотнах. Цветущая сирень вдохновила и мастера на создание натюрморта «Сирень». Искусство вечно, а жизнь цветов, к сожалению, быстротечна. Мы любуемся сиренью, которая цвела уже в ушедшие годы, но красота которой сохранена художником для потомков.
Благодаря судьбе художник стал свидетелем великих свершений эпохи могущества и счастья, достигнутых туркменским народом. Это дало ему свежее и радостное настроение для работы, которую обычно называют вдохновением. За служение искусству живописи в 2019 году Николай Анатольевич Ершов был удостоен звания лауреата Государственной премии имени Бяшима Нуралиева.
Любовь к жизни, к родной природе, редкостное умение заставить краски сиять, излучать радость – вот основные черты таланта туркменского художника, которого уже нет с нами, но его полотна хранят в себе дыхание яркого и вечно живого мира.

Дженнет КАРАНОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005