2022  N7-8(207-208)
КУЛЬТУРА
КАК ОЖИВАЕТ СКАЗКА?
Лето – время отдыха для театральных трупп, но только не для кукольных артистов, которые ждут своих зрителей, прихорашиваясь к новому сезону. Более 300 таких персонажей живут и служат сегодня в Туркменском государственном кукольном театре, и каждый из них отличается своим характером, судьбой и сценической историей.
А проводником в этот кукольный мир стала главный художник театра Наташа (именно так по документам звучит ее имя) Аллакулыевна Кайлыева. Даже в отпуске она не забывает о своих подопечных, многие из которых появились на свет благодаря ее таланту кукольного мастера.
Профессиональный художник-костюмер работает с куклами более 16 лет. После окончания Туркменского государственного художественного училища имени Шота Руставели она занималась кружковой работой, трудилась в детских дошкольных учреждениях, а с открытием кукольного театра пришла в коллектив, в котором к тому времени уже трудились известные в стране кукольные мастера заслуженный деятель искусств Туркменистана Язгельды Мухаметкулиев и Елена Погребняк. Они и сегодня продолжают создавать уникальные кукольные образы.
Наташа признается, что каждая из рожденных ею 115 кукол по-особому дорога и любима ею. «Они словно мои дети, которые ждут добрых слов. Разговаривая с ними, ежедневно здороваясь и прощаясь, заряжаюсь их положительной энергией. В моих куклах – частичка моей души, никому не доверяю реставрацию, пытаясь в точности сохранить их первоначальный облик и черты, из которых складываются образ и характер. Мне хочется, чтобы мои куклы вызывали у людей позитивные эмоции. Делаю их только с хорошим настроением, так как верю, что положительная энергия ручной работы передается людям, приносит им радость».
Вероятно, эта наполненность любовью и позволяет куклам-артистам успешно выполнять свою ответственную миссию – веселить и поучать, воспитывать и приобщать к миру прекрасного детей и взрослых. За годы функционирования изумительное по своей красоте и оригинальности здание театра с позолоченным куполом и цилиндрическими башенками с золотыми маковками, в нишах которых разместились яркие фигурки персонажей туркменских сказок, стало местом притяжения не только для юных туркменистанцев. В театральный репертуар входят спектакли для разных возрастных категорий – от дошколят до убеленных сединами аксакалов.
Кукольная труппа складывалась годами, поэтому в ней есть старожилы сцены, например, Сона-дайза и девушки-танцовщицы – герои самых ранних спектаклей. Девушек сегодня нередко задействуют в фольклорных постановках, а для туркменской тети Соны нашлась работа в спектакле «Кошка и Мышонок».
Прижились в театре и иностранцы – подарки коллег из разных стран. Дружной семьей живут здесь астраханцы – персонажи «Сказки о рыбаке и рыбке», подаренные вместе со сценарием этого известного произведения артистами Астраханского кукольного театра. За время пребывания в Ашхабаде астраханские куклы заговорили на туркменском языке и продолжают радовать зрителей.
Отдельные куклы появились в театре вместе с артистами – выпускниками российских театральных вузов как персонажи их дипломных работ. Так в театре поселился Зайка-зазнайка со своими друзьями – героями сказки «Жил-был Зайка». Забавные Три поросенка и Гусенок родом из Грузии, и тоже неплохо чувствуют себя на туркменской сцене. А подарок немецких кукольников – болванка куклы-марионетки послужила основой для создания многих подобных кукол.
В свою очередь, также в качестве подарков, туркменские куклы попадают в зарубежные театры и даже музеи. К примеру, созданная Наташей Кайлыевой туркменская красавица в яркой национальной одежде вошла в экспозицию Казанского музея кукол, где представлены персонажи самых разных народов мира.
Благодаря развитию международных культурных контактов туркменские куклы стали известны далеко за пределами страны, они не раз участвовали в фестивалях, проводимых в российской Астрахани, в Иране, Казахстане, Таджикистане, Армении, а также встречались со своими зарубежными коллегами на собственной сцене во время проведения международных театральных фестивалей.
Процесс рождения кукол напрямую связан со сценарием спектакля и планами режиссеров. Можно сказать, что их характер формируется еще до рождения, режиссер объясняет, какова роль куклы и что ей предстоит делать на сцене. По его задумке художник создает первоначальные эскизы и зарисовки, которые затем корректируются и обретают черты в пластилиновой болванке. У каждого мастера свои секреты, он должен не просто создать героя с характером, но и сделать его удобным для работы с живым артистом.
Приоткрывая секреты, кукольных дел мастер Наташа подробно демонстрирует этот процесс, показывая, как из пластилина, 8–9 слоев папье-маше и специально сваренного ею по своей особой методе клея складывается голова кукольного персонажа. Затем – шпатлевка, шлифовка, масляная краска, гуашь… На почти готовую форму наносится специальный макияж и обрабатываются детали, в зависимости от типа куклы. Чтобы она была прочной, не деформировалась, надо ждать от одной до двух недель. А для марионеточных необходима еще и обработка дерева.
Миссия, конечно, у кукольных артистов особая. Им прежде всего должен поверить самый требовательный зритель – дети, для которых кукольный театр, как правило, является первым театром в жизни, закладывая в нем главные представления о добре и зле, красоте и уродстве, дружбе и верности.
Моими консультантами в работе, говорит Наташа, были собственные дети, а теперь уже и внук. Прислушиваясь к их мнению, смотрю на куклы глазами детей. Если они одобряют, то образ нравится и нашим юным зрителям.
Создание куклы не только индивидуальная, но и командная работа. Здесь важны все – художники-декораторы, плотник, швеи. С 2005 года – времени открытия театра в Ашхабаде – кукол одевают Курбангуль Ходжамкулиева и Акгозель Апбасова, их филигранная работа весьма ценна в создании оригинального образа. Многие детали костюма кукол – тончайшая ручная работа. К примеру, так создаются атрибуты туркменского национального наряда – миниатюрные вышивки, курте (свадебный халат), джорабы (носки), тахья и тельпек (головные уборы), платки, платья, очень точные и выполненные с большой любовью. В общей сложности процесс создания добротного кукольного персонажа занимает до одного месяца.
Мы застали главного художника за кропотливой работой – созданием Ежика – героя проекта, инициированного директором театра Довраном Адыевым совместно с национальным телевидением. У Ежика очень ответственная миссия – он должен стать сотрудником национального телеканала для юных зрителей, в остроумной и занимательной форме доносить до детей полезную информацию. Каждая иголка Ежика изготавливается вручную, особо продумывается выражение его «лица», которое должно быть не только узнаваемым (медийным), но также внушать любовь и доверие.
На просьбу закончить фразу «Театр кукол – это…» Наташа не задумываясь отвечает: «Это волшебство. А для взрослых – возвращение в детство. И наш театр предоставляет такую возможность».
В последнее время все чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актеров-кукловодов с куклами (актеры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). Для них в мастерской художника создаются специальные маски. В XX веке начало этому взаимодействию положил один из самых известных кукольников – создатель Государственного академического Центрального театра кукол России, режиссер, писатель, художник Сергей Владимирович Образцов. Знаменитые куклы Образцова бывали с гастрольными турами и в Ашхабадском театре.
Для лучшей демонстрации кукольных артистов главный художник выбрала интерьер театрального фойе – одну из ярких достопримечательностей великолепного здания. Оригинальная люстра в виде легендарной птицы Сумруг, словно сотканной из тысяч бусинок цветного горного хрусталя, красочные панно, большие аквариумы с экзотическими рыбками, куклы разных времен, выставленные под стеклом в своеобразных сказочных домиках с позолоченными куполами, миниатюрный восточный дворец с кукольными обитателями – героями народных туркменских сказок создают ощущение пребывания в необычном чудесном мире. Сколько радости, восторга обычно испытывает от этого детвора!
Здесь на диванчиках разместились самые разные артисты. Среди них озорной мальчуган Яртыгулак – самая востребованная и знаменитая кукла представлена сразу в двух вариантах – перчаточном и марионеточном. Яртыгулак появляется в одноименном спектакле. Рядом – Серый козленок и Волк, забавный Ежик, веселые музыканты, туркменские красавицы в национальных нарядах, Маша и Медведь.
К фотосессии подготовили и персонажей спектаклей для взрослых зрителей – веселых Джапаков, героев спектаклей «Аршин мал алан», «Мостик любви», «Самый веселый день» и других. Каждый из них – образ, наделенный своей историей и даже судьбой. Она в их глазах, в выражении лица, в выразительном жесте, словно остановленном рукой их создательницы.
В театре бережно сохраняется все то, что было наработано за годы становления кукольного жанра в Туркменистане. А история, подкрепленная архивными данными, гласит, что первый «официальный» передвижной кукольный театр появился в стране в 1928 году. По замыслу его создателей, театр ставил спектакли на бытовые темы, высмеивающие недостатки, поэтому назвали его именем любимого в народе сатирика, героя веселых рассказов и анекдотов – «Театр Кемине».
Примечательно, что в «Театре Кемине» куклы были изготовлены из дерева, и каждая являла собой определенный типаж: Бай, Пастух, Лекарь, Мулла, Глашатай, Старуха, Бойкая невестка и другие представители общества того времени. Они были героями первого представления, показанного сельчанам Кызылатрекского района. Успех спектакля, в котором были заняты всего два самодеятельных актера по сохранившимся заметкам в печати тех лет, превзошел все ожидания. Он произвел на зрителей потрясающее впечатление. По свидетельству очевидцев, куклы были настолько хороши, что зрители после спектакля часто расспрашивали: живые ли это существа? Если нет, то как они двигаются? И узнав, что это всего-навсего куклы, изумлялись. Кукольный театр черпал свои сюжеты из народных сказаний, произведений классиков туркменской литературы. И эта традиция продолжается.
За 17 лет существования нового кукольного театра, наряду со спектаклями «золотого фонда», здесь ежегодно ставятся новые интересные, зрелищные постановки, где «играют» новые современные куклы. Всего в театральном репертуаре около 50 спектаклей. За последние годы Туркменский государственный кукольный театр превратился в крупный методический центр. Сюда обращаются областные сценические коллективы, культурные и образовательные центры, детские дошкольные учреждения страны.
К началу нового сезона в театре готовятся три новых спектакля, к ним в конце года прибавится новая новогодняя постановка и представление для детей. А значит, коллектив кукольных артистов пополнится новыми яркими персонажами.

Марал КАДЖАРОВА