2022  N7-8(207-208)
НАСЛЕДИЕ
СОКРОВИЩНИЦА НАСЛЕДИЯ ПРЕДКОВ
Маргуш, Маргиана, Мерв… Этот район Средней Азии уникален по огромному количеству сохранившихся памятников древней архитектуры. Бесчисленные, ныне почти исчезнувшие крепости, замки, дома неожиданно возникают среди безлюдных высоченных барханов или розовых такыров, словно сходя со страниц книги сказок.
Совершенно сказочным воспринимается и народное прикладное искусство туркмен, творчество народа, создавшего и сохранившего многовековые традиции удивительнейшего искусства вышивки, узорного ткачества, ворсового ковроделия, ювелирного дела, создавшего свои идеалы цветовых соотношений, композиции орнаментов.
А музейные экспонаты напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков.
Историко-краеведческому музею в Мары двадцать пять лет. Много это или мало?! Казалось бы, всего четверть века! По меркам истории срок небольшой, но за этот период марыйский музей стал хранителем десятков тысяч экспонатов, которые могли бы стать драгоценными для ведущих мировых музейных коллекций. И сегодня марыйский музей – это не просто собрание, хранилище артефактов, это коллективное творчество, команда увлеченных своим делом людей, труд ученых, работа художников и реставраторов, вдохновенное слово экскурсовода… И просто память, благодарная память о многих поколениях, живших до нас и оставивших свой след на этой земле
Историко-краеведческий музей Марыйского велаята был создан в 1968 году как Марыйский историко-революционный музей. Тогда музей располагался в небольшом одноэтажном здании. Первая экспозиция музея была открыта в 1974 году. В 1990 году музей переехал в старинное здание, сохранившееся в городе Мары с начала двадцатого века.
Тогда главным музейным объектом стало само здание музея, оно сразу притягивало внимание, так как отличалось от современных построек, а кирпичная кладка сразу «выдавала» происхождение здания. Бывший караван-сарай купца Асадуллаева был построен в 1908 году, в его строительстве традиционные для Средней Азии функции, формы и образы сочетались с европейскими строительными приемами, материалами и техникой.
Через 20 лет, в 2010 году, марыйский музей справил новоселье в великолепном здании общей площадью около 10 тысяч квадратных метров, из которых 4 тысячи отведены под экспозиции. 15 февраля 2010 года состоялось открытие нового здания музея, в котором принимал участие Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
Трехэтажное здание, в виде огромного восьмиугольного кристалла, с центрального и бокового фасадов облицовано белым мрамором, а верхний цокольный этаж отделан цветным гранитом. Первый и второй этажи отведены под экспозиции и выставочные залы. На третьем этаже расположены рабочие офисы, научная библиотека, читальный зал, методические и конференц-залы, фотолаборатория и типография. На цокольном этаже размещены фондохранилища, реставрационные лаборатория, мастерские, склады и технические службы. Сегодня фонд музея составляет более 65 тысяч экспонатов, в том числе археологический фонд около 25 тысяч единиц.
Этот великолепный центр соответствует мировым стандартам, здесь сконцентрирована духовная жизнь общества и здесь бережно хранится бесценное материальное наследие народа. Посетителей музея встречают пять залов с постоянной экспозицией и один зал для проведения временных выставок. В зале Возрождения представлены фотографии и документы, рассказывающие о развитии Туркменистана в период обретения независимости.
Туркменский народ издревле очень бережно относился к богатствам природы. Растительный и животный мир Туркменистана представлен в экспозиции «Природа Туркменистана». Здесь можно узнать о животных и птицах, занесенных в Красную книгу Туркменистана, лекарственных растениях, геологических ресурсах. В зале представлены диорамы, воссоздающие побережье реки Мургаб, пустынный пейзаж, а также вид Бадхызского заповедника, созданного на территории региона в 1941 году.
В зале изобразительного искусства представлены произведения, созданные туркменскими художниками во второй половине ХХ века и начале ХХI века. Тут можно увидеть образцы живописи, керамики, скульптуры, гобеленов, отражающих многовековую историю туркмен, воспевающих красоту родного края.
Туркменский народ, чья история уходит истоками в глубь тысячелетий, является наследником и преемником культур многих этносов, населявших эту огромную территорию. В этом месте возникали и рушились кочевнические и земледельческие цивилизации, смешивались, взаимно обогащая друг друга, различные культуры, религии, политические влияния. Через территорию современного Туркменистана в древности проходил Великий Шелковый путь – мост связи культур и торговых интересов Китая и Рима, Индии и Африки, арабов и Европы, история которого сегодня так занимает востоковедов всего мира.
Археологическая экспозиция раскрывает историю земли туркменской от эпохи мезолита (IX–VII тыс. до н. э.) до XVIII века н. э. Здесь представлены экспонаты по истории страны Маргуш, античного и средневекового Мерва, а также посетители смогут ознакомиться с историей Мерва в период расцвета сельджукской династии. Большую часть археологической экспозиции (около 80 процентов) занимают экспонаты, рассказывающие об уникальной цивилизации бронзового века – Маргиане (стране Маргуш).
В древности Маргианой называли земли, расположенные в дельте реки Мургаб (древнее название Марг). В древнейшем письменном источнике Авесте Маргиана упоминается как Моуру, Моурв. Самое раннее упоминание об этой стране есть и в Бехистунской надписи Ахаменидского царя Дария I (I тыс. до н.э.). Греческие историки, открывшие для себя Центральную Азию во время восточных походов Александра Македонского, эту область стали называть удобным для произношения словом Маргиана. В Средние века под воздействием арабского языка эти земли назвали Мервом, а сейчас это Марыйский велаят Туркменистана.
Последовательные археологические исследования, проводившиеся в нижнем течении реки Мургаб с 1972 года под руководством известного российского ученого Виктора Сарианиди, открыли не известные доселе глубины древней культуры. По мнению многих ученых, наряду с Египтом, Месопотамией, Индией и Китаем это пятый центр мировой цивилизации, относящийся к III–II тысячелетию до н.э.
В результате археологических работ под руководством Сарианиди было обнаружено множество произведений древнего изобразительного искусства, сотни из которых выставлены в экспозициях и хранятся в фондах Историко-краеведческого музея Марыйского велаята. В экспозиции выставлены великолепная мозаика, культовые предметы, изящная тонкостенная керамическая посуда всевозможных форм, которые не только показывают высокий уровень местного искусства, но и дают возможность понять богатый духовный мир жителей этой древней страны.
Произведения искусства Древней Маргианы свидетельствуют о том, что изготовившие их люди были не только умелыми ремесленниками, но и художниками. Это полноценный исторический источник, который может рассказать о древних корнях символизма формы и содержания изделий, она является своего рода пластическим выражением идущих из глубокой древности идеологических представлений предшествующих поколений.
Значительное место в археологической экспозиции занимает коллекция предметов, относящихся к истории Мерва Великих Сельджуков. Это и великолепные образцы штампованной и глазурованной керамики, шахматы из слоновой кости, а также бронзовые светильники Х–ХI вв.
Оригинальность древних произведений искусства предстает перед нами как ярко выраженная художественная система со своими стойкими принципами, обнаружившими себя в преемственности образов и форм, а также связей с другими художественными школами. Выставленные в археологической экспозиции экспонаты рассказывают о духовном развитии, эволюции культов и религиозных обрядов, религиозно магических представлениях и художественно эстетических воззрениях предков туркмен. Тем самым открываются новые страницы в летописи искусства Древнего Туркменистана.
В этнографической экспозиции размещены экспонаты, рассказывающие о богатой материальной и духовной культуре туркменского народа. Посетители могут ознакомиться с декоративно-прикладным искусством туркменских женщин – вышивкой, ковроткачеством, шелкоткачеством, с древними ремеслами резчиков по дереву, ювелиров, богатой коллекцией туркменских серебряных украшений, с замечательными традициями туркмен, связанными со знаменитыми ахалтекинскими конями, рождением ребенка, свадебными обрядами.
Особое место в экспозиции занимают ювелирные украшения из серебра с позолотой. С глубокой древности ювелиры создавали украшения – круглые серебряные кольца, браслеты, серьги, великолепные ажурно-объемные накосные, височные и нагрудные украшения с излюбленными на Востоке камнями – сердоликом и бирюзой. Эти крупные с матовым блеском серебра вещи великолепно оттеняли смуглую кожу и сочетались с кроем, силуэтом и своеобразной пластикой туркменской национальной одежды. С серебром у туркмен были связаны древние магические представления. Они верили, что оно сохраняет чистоту, лишает яды злой силы, что звон серебра отгоняет злых духов. Полудрагоценный камень сердолик, считали туркмены, приносит счастье и здоровье, предохраняет от опасности. Возможно, поэтому серебро и сердолик – наиболее любимые материалы для изготовления туркменских украшений. Представленные украшения разнообразны по форме и стилю изготовления.
Ковер для туркмена – мерило красоты, добра и счастья, в нем история народа, его связь с предками. Коллекция ковров и ковровых изделий, представленных в экспозиции, весьма разнообразна. Основной орнамент туркменских ковров – абстрактный, геометрический, со стилизованными растительными, зооморфными, антропоморфными мотивами.
Национальный туркменский костюм богато украшен вышивкой. Первоначально вышивка имела значение оберега. В связи с этим не случайно расположение вышивок по краю изделий. Считалось, что злой дух, столкнувшись с символами оберега, не мог проникнуть внутрь. Украшением экспозиции является коллекция женских наголовных халатов – чирпы и курте, украшенных стилизованным растительным орнаментом.
В зале временных выставок проходят выставки, посвященные знаменательным датам.
Наследие, сохраняемое музеями, формирует человека, бережет традиции, показывает жизнь народа. Тем более в наше непростое время, когда подрастающему поколению столь необходимы вещественные доказательства уникальности исторического пути, который прошел народ, ощущение гордости принадлежности к этому народу и понимание счастья, что ты живешь здесь и сейчас – в этой прекрасной стране с таким великим прошлым и не менее прекрасным будущим.

Язгуль ТИРКИШОВА