ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2022  N7-8(208-209)
ТЕМА НОМЕРА
ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Своеобразным прологом главного политического события туркменского лета стала прошедшая в Ашхабаде двухдневная конференция «Международные транспортно-транзитные коридоры: взаимосвязь и развитие», посвященная диверсификации транспортно-транзитного сотрудничества на Евразийском пространстве. В форуме, организованном Агентством транспорта и коммуникаций при Кабинете министров Туркменистана, приняли участие представители министерств и отраслевых ведомств, эксперты, инвесторы, а также туркменские и зарубежные средства массовой информации.
В числе делегатов – представители зарубежных транспортных и экспедиторских компаний: Vitol, Meno Logistics, Boeing, Dragon Oil, Fly Dubai, Airbus, Cargo Lux; логистических организаций: Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), Международная палата судоходства (ICS), Международный союз автомобильного транспорта (IRU), Программа USAID в Центральной Азии и многие другие. В заседаниях и панельных дискуссиях конференции также приняли участие представители многочисленных международных организаций и финансовых институтов: ООН, ОБСЕ, Всемирного банка, Азиатского банка развития и дипломатических миссий, аккредитованных в Туркменистане.
В приветственном послании к участникам международной конференции Президента Сердара Бердымухамедова подчеркивалось, что создание благоприятных условий для надежности международных транспортных коридоров превращает Туркменистан в важный узел транснациональных маршрутов по континентальным направлениям. Определив в числе приоритетов расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в сфере транспортно-транзитных коридоров, страна выдвигает актуальные предложения глобальной значимости.
Деловая программа конференции, организованной как в традиционном формате, так и в онлайн-режиме, включала пленарную сессию «Постпандемийное восстановление транспортно-логистического сектора: новые вызовы и возможности» и три рабочие сессии: «Цифровизация транспортно-коммуникационного комплекса. Взгляд в будущее», «Экологические аспекты устойчивого транспорта. Роль государственно-частного партнерства в развитии зеленой инфраструктуры», «Роль науки и образования в развитии транспортно-коммуникационного комплекса».
В ходе пленарного заседания с приветственными речами по цифровой связи выступили исполнительный секретарь Международного центра транспортной дипломатии (ICTD) Игорь Рунов, заместитель исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) Дмитрий Марьясин, специалист по экономическим вопросам ЭСКАТО Федор Кормилицын, председатель исполнительного комитета UND Turkey Альпер Озель и другие.
В рамках состоявшегося диалога его участники поднимали такие вопросы, как состояние мирового рынка транспортных услуг, география и динамика грузопотоков, возможности повышения эффективности и конкурентоспособности всех видов транспорта, роль авто- и воздушного транспорта в повышении эффективности транспортно-транзитного потенциала Туркменистана в условиях евразийской интеграции и тренда на диверсификацию географии международных перевозок, контроль рисков и учет логистических затрат.
Были обсуждены возможности активизации традиционного сотрудничества с учетом реализуемых Туркменистаном крупномасштабных национальных программ в транспортно-коммуникационной сфере, по укреплению материально-технической базы железнодорожного, автомобильного, морского транспорта, авиации, а также перспективные планы по расширению действующих и созданию новых транспортных коридоров, открытие которых придаст мощные импульсы углублению региональных и мировых торгово-экономических связей.
Туркменистан имеет стратегическое местоположение для развития собственных транспортных коммуникаций и увеличения грузопотоков по коридору Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА). И его участие в проектах ТРАСЕКА даст возможность последовательно и активно предпринимать дополнительные практические шаги с целью укрепления своего статуса важнейшего транспортного узла региона, а также внедрения новейших технологий в этой области.
Как подчеркивали представители международного экспертного сообщества, стремление зарубежных партнеров к наращиванию сотрудничества в данной сфере обусловлено в первую очередь масштабностью преобразований, реализуемых в транспортно-транзитной системе, а также высоким уровнем взаимодействия с ведущими бизнес-кругами. Вместе с тем отмечалось, что для плодотворной деятельности всех заинтересованных сторон на перспективном туркменском рынке создаются благоприятные правовые, финансово-экономические условия.
Касаясь темы международного сотрудничества, констатировалось, что Туркменистан выдвигает конструктивные инициативы, направленные на развитие широкого международного партнерства и отвечающие коренным интересам стран и народов, а также предпринимает меры по их практической реализации. Формируя свои подходы к обсужденной теме, участники форума исходили прежде всего из видения Центральной Азии как неотъемлемой и важнейшей части современных глобальных процессов развития.
Говоря о значении транспортно-транзитных коридоров, представляющих собой сложную систему, объединяющую транспортные сети разных стран, эксперты отмечали их роль в региональной и международной интеграции, укреплении стабильности и взаимовыгодного сотрудничества. В этой связи подчеркивалась необходимость консолидации усилий в контексте наращивания конструктивного взаимодействия в данном секторе как одного из важных условий экономического прогресса и устойчивого развития. Выступления участников сопровождались наглядными презентациями, что позволило более подробно ознакомиться с прозвучавшими предложениями по диверсификации партнерства в транспортной сфере.
В рамках форума также состоялось третье заседание рабочего комитета «Соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Правительствами Исламской Республики Иран, Государства Катар, Султаната Оман, Туркменистана и Республики Узбекистан» (Ашхабадское соглашение) и первая рабочая встреча Организации экономического сотрудничества (ОЭС) по транспортным коридорам Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран и Таджикистан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция.
В повестку профильной сессии конференции были вынесены вопросы, касающиеся таких важных направлений, как роль науки и образования в развитии транспортно-коммуникационного комплекса, наращивание международного взаимодействия в этих сферах. На полях форума прошла церемония подписания документов, призванных способствовать укреплению продуктивного сотрудничества, выработке его эффективных форм, активизации позитивных региональных и глобальных процессов во имя всеобщего благополучия и прогрессивного развития.
По завершении работы форума для его участников были предусмотрены обзорные экскурсии по автобану – построенному участку Ашхабад – Теджен высокоскоростной автомагистрали Ашхабад – Туркменабад и по Международному аэропорту столицы. Также для зарубежных гостей была подготовлена поездка в город Туркменбаши, в рамках которой они смогли посетить Международный морской порт и наглядно ознакомиться с транспортно-транзитным потенциалом этого современного логистического объекта.

Амангельды НУРМУРАДОВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005