2022 N5-6(206-207) | ||
ЭКОНОМИКА | ||
НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ПУТЕЙ И МНЕНИЙ
![]() В начале 2022 года Туркменистан принял программу развития транспортной дипломатии до 2025 года, которая предусматривает значительную активизацию международного сотрудничества в транспортной сфере. Цель программы – сделать Туркменистан одним из ключевых участников международных транспортных коридоров не только в регионе Центральной и Южной Азии, но и в целом на евразийском пространстве. Это позволит увеличить прибыль от транзита и будет способствовать укреплению национальной экономики. Другая не менее важная задача – создание оптимальных экономически выгодных логистических маршрутов для национальных экспортеров и импортеров Туркменистана.
В свою очередь, для решения этих задач правительство Туркменистана заложило в программу транспортной дипломатии меры для динамичного развития и наращивания потенциала национальной транспортной отрасли, чтобы приблизить ее функционирование к международному уровню. В числе важных практических шагов реализации транспортной дипломатии Ашхабад подготовил проведение Международной конференции министров транспорта развивающихся стран, не имеющих выхода к морю (РСНВМ). Данное событие является знаковым с точки зрения совершенствования транзитно-транспортного сотрудничества между странами. Транспортная конференция – это эффективная площадка для дальнейшего укрепления транспортно-транзитного сотрудничества между странами, не имеющими выхода к морю. Она позволяет выработать рекомендации и определить возможности для улучшения транспортной инфраструктуры в развивающихся странах, не имеющих выхода к морю; расширить международную поддержку в области транспорта; укрепить сотрудничество в области транспортного сообщения в интересах РСНВМ. Программой развития туркменской транспортной дипломатии до 2025 года предусмотрены стратегически важные меры, нацеленные на комплексную модернизацию материально-технической базы всех видов транспорта в стране, формирование современной профильной инфраструктуры, дальнейшее укрепление позиций Туркменистана в качестве регионального центра международных транспортно-транзитных коридоров. Программа включает расширение правовой базы транспортной сферы и международного сотрудничества в этой области, подготовку дорожно-транспортного кодекса Туркменистана, продолжение сотрудничества с ООН, Международной федерацией экспедиторских ассоциаций, Международной ассоциацией воздушного транспорта, Международной организацией гражданской авиации, Международным союзом автомобильного транспорта, Организацией сотрудничества железных дорог, Международной морской организацией. О том, насколько в настоящее время возросло значение международной транспортной кооперации, можно судить из того, какое внимание сейчас уделяет руководство Туркменистана этим вопросам, и прежде всего, на международной арене. Так, в ходе своих первых официальных зарубежных визитов в качестве Президента Туркменистана в Россию и Иран Сердар Бердымухамедов обозначил в числе приоритетных направлений двустороннего сотрудничества активизацию партнерства именно в транспортной сфере. Как было отмечено на встрече 10 июня в Москве с Президентом Владимиром Путиным, успешно осуществляется целый ряд крупных совместных проектов, в том числе в сфере транспорта. Среди них – строительство для Туркменистана «Объединенной судостроительной корпорацией» многоцелевого сухогруза, двух скоростных пассажирских теплоходов, в планах – строительство грузопассажирских паромов. Российский «Трансмашхолдинг» изготовил для железных дорог Туркменистана два тепловоза, в марте заключен контракт еще на пять таких машин. Расширяются поставки на туркменский рынок продукции «КАМАЗ». В прошлом году поставлено порядка двух тысяч грузовиков, открыт новый учебный центр компании в городе Туркменбаши. В «Декларации об углублении стратегического партнерства между Туркменистаном и Российской Федерацией», подписанной главами двух стран по итогам визита в Москву Сердара Бердымухамедова, зафиксировано, что Туркменистан и Россия будут расширять сотрудничество в области транспорта. Также отмечается, что стороны приветствуют конструктивное взаимодействие Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете министров Туркменистана и Министерства транспорта РФ. Страны будут сотрудничать в сфере гражданской авиации, в области международного автомобильного сообщения в целях создания благоприятных условий для национальных перевозчиков. Позднее, 16 июня, на переговорах в Тегеране с Президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси Сердар Бердымухамедов назвал стратегической перспективой двустороннего сотрудничества транспортное взаимодействие на Каспии, роль которого как международного узла товаропотоков будет повышаться. В этой связи Сердар Бердымухамедов высказал необходимость совершенствования правовой основы транспортного взаимодействия на Каспии. По итогам переговоров в Иране были подписаны Совместное заявление и девять документов, в том числе Комплексный меморандум о взаимопонимании по развитию транспортно-транзитного сотрудничества. В Совместном заявлении лидеров Туркменистана и Ирана была подчеркнута «важность практической реализации крупных проектов в области транспорта, в том числе Соглашения между правительствами Ирана, Омана, Катара, Туркменистана и Узбекистана о создании Международного транспортно-транзитного коридора от 25 апреля 2011 года». О необходимости активизировать региональное сотрудничество прикаспийских стран в сфере транспорта Сердар Бердымухамедов заявил и на недавнем VI Каспийском саммите глав государств, который состоялся 29 июня в Ашхабаде. Безусловным приоритетом сотрудничества на Каспии Президент назвал экономическую сферу, включая транспорт, логистику, коммуникации и энергетику. Эти же темы нашли отражение и в принятом коммюнике VI Каспийского саммита, в котором закреплены принципы свободы и безопасности мореплавания, права на свободный доступ с Каспийского моря к другим морям и Мировому океану, транзита в целях расширения международной торговли и экономического развития; свободы полетов гражданских воздушных судов в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации. Президенты «каспийской пятерки» приветствовали вступление в силу Соглашения между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта, подписанного в Актау 12 августа 2018 года. Туркменистан также обозначил транспортную сферу приоритетным направлением взаимодействия в рамках СНГ и Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС). В мае этого года на полях проходящего в Тегеране саммита ОЭС представители МИД Туркменистана и Ирана обсудили вопросы расширения экономического сотрудничества в сферах энергетики, транспорта и транзита. Представитель Туркменистана отметил, что Ашхабад выступает за наращивание объемов взаимной торговли и экономических связей между двумя странами и в контексте региональной интеграции. Иранский дипломат также подчеркнул готовность его страны к наращиванию сотрудничества в области грузоперевозок по коридору Север – Юг. О том, что Туркменистан видит сотрудничество в энергетической и транспортной сферах в качестве стратегических направлений интеграции в рамках СНГ, заявил министр финансов и экономики Туркменистана Мухамметгелди Сердаров, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне этого года. «Эффективная интеграция в рамках СНГ может стать мощным импульсом развития в новых реалиях в качестве пространства, на котором осуществляются крупнейшие транспортные и энергетические проекты», – подчеркнул Сердаров. В качестве примера реализации таких проектов он назвал железную дорогу Казахстан – Туркменистан – Иран, которая открывает хорошие перспективы для расширения торгово-экономического взаимодействия государств СНГ на Евразийском континенте. Примечательно, что российская сторона в настоящее время рассматривает Международный порт Туркменбаши как основной пункт в направлении Центральной Азии. Об этом в начале июня 2022 года заявил исполняющий обязанности министра промышленности и природных ресурсов Астраханской области Илья Волынский на видеоконференции, посвященной сотрудничеству в области транспорта и логистики, проведенной с туркменскими партнерами. В ходе переговоров участники обсудили транспортно-логистические возможности. Так, морской торговый порт Оля готов реализовывать совместные проекты по развитию паромной линии. В свою очередь, «Транспортно-логистический центр Туркменистана» и Международный морской порт Туркменбаши располагают необходимой инфраструктурой для наращивания грузооборота между Астраханской областью и Туркменистаном. Агентство транспорта и коммуникаций Туркменистана готово задействовать свои суда для налаживания регулярной паромной линии Оля – Туркменбаши при росте грузооборота. Также были обсуждены вопросы взаимодействия в судостроительной сфере. Безусловно, чтобы на равных участвовать в международных транспортных проектах, Туркменистан стремится обеспечить высокий уровень развития и оснащения всех видов транспорта, а также адаптировать законодательно-тарифную базу к региональным и международным стандартам, регламентирующим взаимовыгодные условия транзита грузопотоков. Стоит напомнить, что за 30 лет независимости страны в Туркменистане были проложены железные дороги Теджен – Серахс – Мешхед, Ашхабад – Дашогуз, Казахстан – Туркменистан – Иран, Туркменабад – Керки, железнодорожные ветки в соседний Афганистан Керки – Имамназар – Акина – Андхой, а также железнодорожные и автомобильные мосты через Амударью. Построены новые автовокзальные терминалы в столице и других городах страны, продолжается строительство автобанов, соединяющих Ашхабад с Туркменабадом и Туркменбаши, а также автодороги в Казахстан в Балканском велаяте (области). В 2018 году на побережье Каспия был возведен Международный морской порт Туркменбаши, который можно назвать главными морскими воротами не только Туркменистана, но и всей Центральной Азии. Его общая пропускная способность составляет около 17 млн тонн грузов в год, без учета нефтепродуктов, 300 тыс. пассажиров, 75 тыс. грузовых автомобилей, 400 тыс. контейнеров. Одновременно порт может принимать до 17 судов. В настоящее время работа по модернизации транспортных отраслей продолжается. В 2022 году планируется направить миллиарды манатов в технологическую модернизацию ключевых отраслей экономики, в том числе транспортной сферы, и в частности, в развитие морского и железнодорожного транспорта. Ставится задача добиться эксплуатации Международного морского порта на его полную мощность и прорабатывать создание транспортно-логистических центров. Только в 2021 году введены в строй 30-километровая железная дорога между станциями Акина – Андхой (Афганистан), построен международный аэропорт в городе Керки Лебапского велаята (области), осуществлена закладка Международного аэропорта в Джебеле Балканского велаята (каждый пропускной способностью 100 пассажиров в час), проложен участок дороги Ашхабад – Теджен автобана Ашхабад – Туркменабад. В июне этого года дан старт проекту по строительству автомобильного моста через залив Кара-Богаз-Гол, который будет введен в строй к середине 2024 года. Он станет частью логистической системы, выстраиваемой на западе Туркменистана. Через него будет проходить автомобильная трасса Туркменбаши – Карабогаз – граница Казахстана, которая станет продолжением мультимодального шоссе Ашхабад – Туркменбаши и свяжет Туркменистан и Казахстан, что даст возможность увеличить транспортный поток и объемы товарооборота между двумя странами. Туркменистан также продолжает укреплять правовую и логистическую базу транспортно-транзитных коридоров. В частности, речь идет о транзитных коридорах «Lapis-Lazuli» (Афганистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция), Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман, транспортных артериях в рамках инициативы двух морей «Каспийское море – Черное море» и других межрегиональных транспортных мостах по направлениям «Восток – Запад» и «Север – Юг». Используя свое выгодное географическое положение, Туркменистан нацелен стать крупным транспортно-логистическим хабом на пространстве Европы и Азии. О том, что планы начинают воплощаться в реальности, говорят итоги 2021 года, за который перевозка транзитных грузов через территорию страны возросла в 3,5 раза! А если учесть, что этот результат достигнут в период глобальной пандемии, его значимость становится еще более ценной. | ||