ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2022  N3-4(204-205)
ИСКУССТВО
ВЛАСТЕЛИН ЧАРУЮЩИХ ЗВУКОВ
О человеке творческом, щедро одаренном талантом, можно больше узнать из его произведений, они – его настоящая духовная биография, его жизнь. Это в полной мере относится к народному артисту Туркменистана, лауреату Государственной премии имени Махтумкули композитору Реджепу Реджепову (1944–2021).
Особенно это было ощутимо на концерте-посвящении, состоявшемся минувшей весной в Туркменской национальной консерватории имени Маи Кулиевой. Для встречи с киномузыкой композитора собрались его коллеги, ученики, друзья, родные.
В концертной программе наряду с популярными в народе песнями и мелодиями к туркменским кинофильмам прозвучали и произведения, ранее не известные слушателям. Это огромный музыкальный материал, не вошедший в киноленты. Бесценное богатство вдова композитора открыла главному дирижеру и художественному руководителю Государственного симфонического оркестра Туркменистана Расулу Клычеву. Ученик Реджепа Реджепова талантливо распорядился этим наследием, приоткрыв дверь в бесценную художественную кладовую гармонии чувств и мыслей своего учителя и старшего друга. Неповторимый по своей красоте и мелодической выразительности язык произведений Реджепова возвращал слушателей в замечательные годы, отмеченные небывалым подъемом туркменского музыкального искусства и киноискусства. Из этой музыки вырисовывался и сам образ композитора и музыканта, чья жизнь всецело была посвящена искусству.
Еще в раннем детстве Реджеп Реджепов выбрал этот путь, настояв, чтобы родители дали ему музыкальное образование. Родился будущий композитор в 1944 году в семье потомственных мастеров коврового дела в городе Кизил-Арвате (нынешнем Сердаре). Эти края издревле и по сей день славятся замечательными туркменскими коврами. Отец – Джума и мама – Аннатач познакомились еще до Великой Отечественной войны. С фронта Джума был демобилизован по тяжелому ранению. Вернувшись в родные края, он стал профессионально заниматься созданием ковровой росписи и прославился в этом деле. Особенно известны его великолепные ковровые портреты.
Старший сын, проявляя большие способности к изобразительному искусству, тем не менее тяготел к музыке. На самостоятельное решение мальчика стать музыкантом повлияло многое: и творческая атмосфера, царившая в доме, и услышанная в раннем детстве музыкальная классика. Семья жила небогато, но в статьях о композиторе часто упоминается о наличии в доме патефона – настоящей роскоши для того времени. Вероятно, об этом когда-то рассказал сам композитор, с юных лет пристрастившийся к коллекционированию виниловых пластинок и собравший замечательную фонотеку, которую бережно хранит его сестра – искусствовед Аджап Байриева.
На одной стороне первой и долгое время единственной в доме пластинки, вспоминал Реджепов, была увертюра к опере «Кармен» Жоржа Бизе, на другой – «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Дивная музыка рисовала в воображении разные фантазии…
Заметив, как искусно играет сын на самодельной дудочке, подбирая на слух мелодии, отец первым оценил его талант и отвез сына в Ашхабад в Республиканскую музыкальную школу-интернат (РМШ). Это был 1956 год. В скором времени и вся семья переехала в столицу, родители трудились в ковровой артели, а затем на ковровой фабрике, рядом с которой жили многие годы.
Воспитанники РМШ не только учились, но и жили в интернате, а летние каникулы проводили в местечке Фирюза под Ашхабадом. Таким образом, Реджеп уже в детстве был весьма самостоятельным человеком. При этом особенно сильна была его связь с мамой, которая выделяла его из детей как своего помощника, как надежду, гордилась им. А он боготворил мать, до конца ее долгой жизни трогательно заботился о ней и воспевал в многочисленных песенных посвящениях.
В интернате Реджеп учился на отделении духовых инструментов по классу трубы, великолепно овладев игрой на сложном инструменте. Его педагог – талантливый и известный в стране музыкант Дурды Нурыев, заметив тягу мальчика к сочинению музыки, давал ему полезные советы. Реджеп по направлению от РМШ поступил в Туркменское государственное музыкальное училище имени Данатара Овезова (ныне – Туркменская государственная специальная музыкальная школа им. Д. Овезова при Туркменской национальной консерватории). Здесь его наставником стал основоположник национальной композиторской школы, дирижер, педагог, народный артист СССР и Туркменистана, профессор Ашир Кулиев.
Занимаясь по классу трубы, Реджеп успешно осваивает фортепиано и даже сочиняет несколько фортепианных пьес. Одновременно начал работать в оркестре Театра оперы и балета имени Махтумкули, где не только оттачивался его талант музыканта, но и состоялось настоящее приобщение к профессии. Образцом самозабвенного служения искусству стали для него знаменитые туркменские вокалисты Мая Кулиева, Аннагуль Аннакулиева, Ходжа Аннаев, дирижер Хыдыр Аллануров, композитор Нуры Мухатов. Годы спустя Реджепов вспоминал, как помимо своей работы часами задерживался на репетициях оперных спектаклей, знал их наизусть.
Окончив с отличием музыкальное училище, начинающий композитор отправляется на учебу в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского по классу композиции. Для 60–70-х годов прошлого века это был весьма традиционный путь для талантливой туркменской молодежи. Многие выдающиеся представители туркменского музыкального искусства получали путевку в жизнь в стенах Московской консерватории – главной музыкальной кузнице талантов.
В Москве складывались замечательные творческие союзы, зарождались дружеские отношения, которые на долгие годы определяли судьбы поколений шестидесятников. Судьба щедро наградила Реджепа Реджепова, подарив ему возможность пересекаться с гениальными соотечественниками, дружить с ними, учиться у них. Именно в Москве произошло его знакомство с Нуры Халмамедовым, который к моменту поступления Реджепа Реджепова в консерваторию уже завершал обучение композиторскому искусству.
Сочиняя музыку к кинофильму «Состязание», Нуры Халмамедов приглашал студента Реджепова на записи его мелодий к этому фильму, а тот был буквально потрясен этой музыкой, влюблен в нее.
В Москве состоялось и его собственное приобщение к киномузыке. Известный кинорежиссер Булат Мансуров, услышав романс Реджепа Реджепова на стихи Махтумкули, который произвел на него очень сильное впечатление, отыскал в консерватории студента-четверокурсника. «Мы обязательно будем сотрудничать», – пообещал Булат Мансуров и сдержал слово.
Действительно, Реджеп Реджепов стал композитором в двух кинолентах Булата Мансурова – «Утоление жажды» по роману Юрия Трифонова и «Рабыня» по рассказу Андрея Платонова. Именно в «Утолении жажды» в 1966 году состоялся его дебют в качестве автора киномузыки.
Попав в эту творческую среду, Реджепов во многом определился со своим композиторским предназначением, а музыкальное дарование способствовало развитию тех черт характера, которые отличали в нем человека живого ума, интеллигентного, культурного, глубоко тактичного и тонко чувствующего.
Каждый приезд Реджепа домой в Ашхабад, вспоминает сестра Аджап, был настоящим праздником для всей семьи. Дом наполнялся московскими гостинцами, а главное – необыкновенными гостями – музыкантами и композиторами, певцами и поэтами, режиссерами и актерами. «К нам приходили Нуры Халмамедов, Курбанназар Эзизов, Аман Агаджиков, Чары Нурымов, Реджеп Аллаяров, Булат Мансуров... Молодые, красивые, талантливые, полные творческих планов. В доме звучала музыка, песни».
Реджеп Реджепов ворвался в музыкальную жизнь Туркменистана в 70-е годы прошлого столетия, когда на туркменских площадках произошел всплеск композиторских талантов. Он общался со своими знаменитыми современниками, дружил, сотрудничал и до конца своих дней хранил в памяти их светлые образы, с удовольствием вспоминал о незабываемых встречах, которые подарила ему судьба. Своим учителем и духовным наставником Реджеп Реджепов считал Нуры Халмамедова. Памяти Нуры Халмамедова Реджеп Реджепов посвятил квинтет-поэму для струнного квартета и фортепиано.
Перу Реджепова принадлежит музыка к 59 кинофильмам, в том числе вошедшим в золотой фонд туркменского кино: «Человек за бортом», «Песня бегущей воды», «Невестка», «Когда женщина оседлает коня», «Белая мгла», «Умей сказать нет», «Похищение скакуна», «Дерево Джамал», «Утренние всадники», «Люди моего аула»…
Только после глубокого проникновения в сюжет и драматургию киноленты Реджепов начинал создавать музыку. И это вне зависимости от того, был ли это киноэпизод, документальный фильм, или музыка, сопровождавшая всю киноленту. Композитор проживал ее, наполнял глубоким содержанием. Он обладал талантом мастерски выстраивать эмоциональный подтекст даже внутри непродолжительного музыкального фрагмента.
Партитуры, значительная часть которых осталась в архиве композитора, в полной мере раскрывают «кинематографичность» музыкального дарования Реджепа Реджепова, его природное чутье в понимании и проникновении в секреты и закономерности киножанра. Булат Мансуров, Халмамед Какабаев и другие прославленные в Туркменистане и за его пределами режиссеры, с которыми работал композитор, высоко ценили эти свойства его таланта, проявившиеся также в умении афористично высказываться в музыке.
Композитора всегда привлекала музыка, связанная со сценическим действием, наиболее ярко и выпукло отображающая конкретные образы и события, воздействуя так на эмоции слушателей. Эти возможности предоставляла опера. Реджепов – автор двух опер – «Героглы» и «Сказки каракумского ветра», с каждой из них связана своя история. К опере по героическому эпосу Героглы обращались Данатар Овезов и Нуры Халмамедов, но не успели осуществить свои замыслы. И тогда Реджеп Реджепов дал себе слово довести мечту дорогих ему композиторов до воплощения. В 1999 году опера «Героглы» была поставлена на сцене Театра оперы и балета имени Махтумкули (сегодня – Национальный музыкально-драматический театр имени Махтумкули).
Также Реджепов вспоминал, как пришел к замыслу создания оперы для детей «Яртыгулак». «Перед сном я давал детям послушать пластинку со сказкой «Али-Баба и 40 разбойников» в инсценировке Вениамина Смехова, и однажды родилась идея, а что если сделать такую же инсценировку на туркменскую сказку «Яртыгулак». Нужно было либретто, и я обратился к актеру Смехову. Он не сразу согласился, однако окунувшись в материал, создал прекрасное либретто туркменской сказки на русском языке». Также воодушевленно работал и сам композитор над музыкой, но поставить оперу не удалось. Сегодня эту идею вынашивает его ученик Расул Клычев.
Творческий мир Реджепова поистине многогранен. Разножанровый, полисемантичный, наполненный глубоким доверительным содержанием, тонким юмором и открытый всему по-настоящему талантливому. Не случайно диапазон музыкальных пристрастий композитора был весьма широк. Его привлекали старинные марши, гавоты, волновали проникновенные лирические романсы и джаз, латиноамериканские мелодии и музыка «Битлз»…
Вместе с тем Реджепов вдохновлялся неисчерпаемыми богатствами туркменского фольклора, традициями искусства родного народа, широко использовал в своих симфонических произведениях национальные инструменты, прежде всего дутар. Многие песни композитора ушли в народ, и автор очень гордился этим, считая наивысшей оценкой своего творчества.
В конце ноября 2020 года, менее чем за два месяца до ухода из жизни выдающегося композитора Реджепа Джумаевича Реджепова, был организован концерт, посвященный его 75-летнему юбилею. В тот вечер в консерватории звучали произведения юбиляра в исполнении Государственного симфонического оркестра Туркменистана, Государственного хора, хора консерватории, а также лучших вокалистов. В концертной программе исполнили все три части «Концерта для гобоя с оркестром» – произведения, вошедшего в золотой фонд мирового композиторского мастерства. Впервые прозвучали два оркестровых произведения – «Детская сюита» и «Сюита в старинном стиле». В финале концерта юбиляр вышел на сцену, поблагодарил всех, кто организовал концерт, и тех, кто пришел разделить с ним это радостное событие, поделился планами на будущее… К сожалению, немногим из планов удалось воплотиться в жизнь.
Произведения выдающегося туркменского композитора – симфонии, оперы, хоровые произведения, песни и романсы – входят сегодня в репертуар известных вокалистов, ансамблей и оркестров. В Туркменской национальной консерватории, где многие годы преподавал Реджеп Реджепов, на кафедре теоретической музыки подробно изучается музыкальная драматургия его произведений. Сегодня сотни начинающих музыкантов пользуются его богатейшим творческим наследием.
Вне сомнения, талантливый человек приходит в этот мир, чтобы поведать о чем-то очень важном, чтобы оставить это важное в копилке ценностей, которые поддерживают гармонию Вселенной. Эта благая миссия была дарована и Реджепу Джумаевичу Реджепову. Его музыка продолжает жить, рассказывая о своем творце гораздо больше того, что мы о нем знали.

Марал КАДЖАРОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005