ЖИВОПИСНАЯ ЭНЕРГЕТИКА ЛЮБВИ

В Музее изобразительных искусств Туркменистана с успехом прошла персональная выставка известного живописца, графика, заслуженного деятеля искусств Туркменистана Геннадия Федоровича Бабикова (1911–1993), посвященная 110-летнему юбилею мастера. Творческий почерк художника своеобразен и легко узнаваем на любой выставке, в любом соседстве, в любом жанре. Произведения Бабикова вошли в золотой фонд туркменского изобразительного искусства. Как художник, Геннадий Бабиков начал формироваться в 30-е годы прошлого столетия. Родился живописец 5 января 1911 года в небольшом городишке Ранненбурге Рязанской губернии в семье крестьянина. Детские годы художника прошли на Урале. Несомненно, сказочная природа Урала зародила в душе будущего художника любовь к пейзажу, которая осталась у него на всю жизнь и во многом определила характер его творчества как пейзажиста. После гибели отца мать с детьми переехала к родным в Ржев, где прошли его школьные годы. С детских лет Бабикова увлекало рисование. Учитель рисования, заметив тягу юноши к живописи, посоветовал ему заняться этим делом профессионально. В 1929 году Бабиков поступил в московскую Центральную студию ассоциации художников. Его учителями были прославленные художники Илья Машков и Петр Кончаловский, оказавшие существенное влияние на становление художественного видения живописца. Опытные наставники привили ему любовь к систематической работе с натуры, к внимательному изучению действительности. Осенью 1934 года художник с семьей переехал в Ашхабад на постоянное жительство. Здесь Бабиков занялся оформлением книг для книжного издательства. Солнечная и красочная туркменская земля пленила мастера. Его интересовало буквально всё: и пейзаж, и люди в своих национальных одеяниях, и история Туркменистана. В 1934 году он создает первую «туркменскую акварель» и серию этюдов, проникнутую этнографическим ощущением Востока – «Старый туркменский аул», «Мечеть Анау», «Кеши». Уже в 1937 году за активную творческую и общественную деятельность Геннадий Бабиков был принят в Союз художников ТССР. С началом Великой Отечественной войны художник записался добровольцем на фронт, сражался в рядах дивизии генерала Доватора, но даже здесь он не расставался с карандашом и блокнотом. Сделанные наспех рисунки отражали всё, что проходило перед его глазами: пейзажи прифронтовой полосы, разоренные фашистами селения, сценки из повседневной солдатской жизни. Интересны выполненные им в большом количестве портретные наброски товарищей по полку, которых награждали за боевые заслуги. Художник зарисовывал каждого бойца, ставил дату и указывал, за что присвоена награда. Более ста работ сохранилось до наших дней. По военным мотивам художником создано несколько серий работ – «Путь полка. Доваторцы» (1943), «Руины Ржева» (1945). По возвращении в Ашхабад Бабиков активно включился в жизнь страны, возглавил Союз художников Туркмении, участвовал во многих выставках. Начиная со второй половины 50-х годов, художник активно работает в жанре индустриального пейзажа, поэтому его по праву следует считать основателем этого жанра в туркменской живописи: «Челекен» (1953), «Челекенский озокерит» (1962), «Буровая на Каспии» (1954), «Ремонт. Безмеинский цементный завод» (1968). Он также увлекается морской тематикой, много пишет приморский город Красноводск, его окрестности, энергичную жизнь морского порта. Художник много путешествует, в Туркменистане нет ни одного уголка, который не был бы запечатлен на его полотнах. Природа в произведениях Бабикова – арена созидательной деятельности человека, она одушевлена его трудом, его мыслью, полетом его творческой фантазии. В индустриальных мотивах художник видит поэзию современности. В 60-е годы Бабиков увлеченно занимается линогравюрой, возвращается в ней к сюжетам 30-х годов. Работая в академической манере, художник экспериментирует с техникой акварели, участвует во всесоюзных выставках акварелистов. Его работы вызывали живой интерес у коллег, стремящихся понять секреты его мастерства. Огромным успехом у почитателей таланта Геннадия Федоровича пользовались его натюрморты. Стиль натюрморта, названный в Туркменистане «бабиковским», отличает особая материальность предмета, использование особого набора «антуража»: гранаты, персики, лимоны, черешня, сочные дыни – «Осень в Ашхабаде» (1983), «Летний натюрморт» (1985). Гамма сочная, импульсивная, с особым медовым свечением, достигаемым за счет определенных технических приемов виртуоза кисти. Автор умел передать всю полноту бытия, его кисть легка, колорит насыщен, письмо искусно. Художник не стремится к отходу от реализма, его натюрморты – гимн жизни, такой, какая она есть. Одна из основных заслуг Геннадия Бабикова – развитие редкого колористического дара сына, Станислава (1934–1977), живописца-новатора, находившегося вне узких «профильных» жанровых рамок советского искусствоведения 60–70-х годов прошлого столетия. Безвременная смерть сына стала трагедией для художника, что, безусловно, отразилось на живописи Бабикова: она наполнилась драматизмом. На протяжении десятков лет живописная культура талантливого мастера остается эталоном для туркменских художников. Произведения Геннадия Федоровича Бабикова, творчество которого явилось этапным в развитии национальной живописи, получили признание не только в Туркменистане, но и за рубежом – его живописные работы экспонируются во многих музеях мира. На юбилейной выставке зрителям были представлены неизвестные ранее работы мастера – «Осень», «Дорога в Арчман», «Озарение», которые поступили в музейную коллекцию недавно, при комплектовании фондов научными сотрудниками музея. Даже после ухода истинного художника его работы продолжают волновать зрителей, ведь в них живет частица души мастера, воспевшего в своих произведениях туркменскую землю, ставшую ему родной. И любовь к ней сквозит в каждом сюжете, в каждом герое картин Бабикова. Проходит время, а полотна Геннадия Федоровича продолжают удивлять своей положительной энергетикой, которой яркий художник щедро делился со зрителем.
|