2022  N1-2(202-203)
НАСЛЕДИЕ
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
В ХХ веке, когда музейное строительство развернулось на всех континентах, Ашхабаду не везло. Музеи, конечно, создавались и в туркменской столице, но размещались они в случайных приспособленных помещениях, если не считать крошечное здание, построенное для Закаспийского областного музея и библиотеки в 1902 году – ровно 120 лет назад. Оно сильно пострадало во время землетрясения, после чего еще полвека музей кочевал по тесным перепрофилированным постройкам. Лишь на исходе столетия, 12 ноября 1998 года, открылось нынешнее монументальное здание Государственного музея Туркменистана, вместившее многочисленные коллекции в просторном хранилище.
Турецкий архитектор Джан Онай создал необычный проект, сочетающий современные формы с традиционными мотивами и образами. К главному входу ведет длинная эспланада, слева и справа охваченная многоколонными галереями, а в самом начале на них установлена пара позолоченных скульптур крылатых коней. Нет, это не древнегреческие Пегасы – символы поэтического вдохновения, это те легендарные небесные скакуны, которые считаются далекими предками ахалтекинской породы лошадей.
Войдя в здание музея, вы попадаете в огромный трехъярусный атриум, где пять высоких опор поддерживают купол. Каждая опора также состоит из пяти ребристых колонн, облицованных финским гранитом красно-коричневого цвета, с бронзовыми базами и капителями. Сквозь прозрачную крышу и витражи подкупольного барабана проходят солнечные лучи, отчего весь атриум в течение дня наполнен естественным светом. Интерьеры залов украшены гранитом, панелями из ценных пород древесины, покрытыми позолотой лепными карнизами и консолями, ажурными металлическими решетками и витражами из цветных стекол. В подвальной части здания – фондохранилища и хорошо оснащенные реставрационные мастерские. Научные сотрудники музея работают в удобных кабинетах, в их распоряжении архив и библиотека с большим собранием специальной литературы.
Почти четверть века Государственный музей Туркменистана гостеприимно открыт для всех, кто интересуется историей, археологией, этнографией туркмен, природными богатствами страны, его флорой и фауной. А начинался он в 1897 году, когда механик местного телеграфа и энтомолог-любитель Константин Ангер обратился с письмом к начальнику Закаспийской области генералу Алексею Куропаткину с предложением начать собирать коллекции для будущего зоологического музея. Инициатива была немедленно поддержана, и уже два года спустя стараниями Ангера и других таких же энтузиастов был создан маленький краеведческий музей, в который помимо богатой энтомологической коллекции вошли предметы быта туркмен, собранные для Всероссийской выставки 1896 года, проходившей в Нижнем Новгороде.
С приходом в музей зоолога и таксидермиста Станислава Билькевича к первоначальным коллекциям прибавились орнитологические, ихтиологические, герпетологические, ботанические и минералогические. Музей стал тесно сотрудничать с видными русскими учеными того времени, такими, как энтомолог Андрей Семенов-Тян-Шанский, орнитолог Николай Зарудный, академик Российской академии наук Николай Насонов.
Просторные залы нынешнего музея вмещают и ковер-гигант площадью 266 квадратных метров и весом в одну тонну, и тысячи других больших и малых предметов: от микроскопических статуэток каменного льва и золотого джейрана, сделанных около пяти тысяч лет назад в древней Маргиане, до космического пришельца – метеорита, одного из самых крупных в мире, упавшего в районе города Куня-Ургенч.
Наиболее популярная часть музейной экспозиции находится на втором этаже центрального корпуса: это залы археологии и истории. Здесь можно увидеть воочию то немногое, что сохранилось от первобытного мира, а в Туркменистане благодаря неустанным поискам нескольких поколений археологов в ХХ веке удалось обнаружить неизвестные мировой науке древние культуры – от прикаспийского мезолита (XII–VI тысячелетия до нашей эры) до поселений первых земледельцев эпохи неолита. В витринах выставлены каменные орудия труда (терки, ступки с пестиками, кремниевые скребки) и украшения (ожерелья из раковин).
Отдел древней Маргианы, пожалуй, самый впечатляющий в этом зале. Здесь представлены наиболее важные находки экспедиции, которую в течение сорока лет возглавлял выдающийся археолог академик Виктор Сарианиди. Это и загадочные ритуальные предметы, и очень тонкая керамическая и металлическая посуда, а также бронзовые и серебряные печати с таинственными знаками. Поражают изяществом и вкусом ювелирные изделия из серебра, золота и полудрагоценных камней. Три года назад многие предметы из сокровищ Маргианы совершили путешествие в Германию и демонстрировались на передвижной выставке в крупнейших музеях Берлина, Гамбурга и Мангейма.
Особую категорию маргианских находок составляют различные каменные изделия совершенно непонятного назначения, над которыми ломают голову ученые многих стран. До начала пандемии в 2020 году в музее работали петербургские специалисты из Института истории материальной культуры Российской академии наук под руководством доктора Натальи Скакун. Они тщательно изучили три группы этих каменных предметов – так называемые миниатюрные колонки, массивные диски и скипетры (посохи).
В следующем зале выставлены великолепные образцы эллинистического искусства, обнаруженные в середине прошлого века на раскопках парфянских крепостей Нисы, ныне входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Конечно, основное внимание здесь привлекает большая коллекция ритонов – рогообразных сосудов для ритуальных возлияний, чей возраст составляет около двух тысяч лет. В своем первозданном виде ритоны, скорее всего, были яркими, с позолоченными крыльями и раскрашенными скульптурными завершениями в виде животных или человеческих фигур. Венчики ритонов украшали вставки из цветных камней, стеклянной пасты.
Такие хрупкие и совершенно уникальные предметы требуют особой заботы музейщиков. Не случайно несколько лет назад для их дальнейшей консервации были привлечены эксперты из Италии, которые работали в составе туркмено-итальянской археологической экспедиции на Нисе, возглавляемой доктором Карло Липполисом.
Завершает археологическую часть музея зал Средневековья, где главенствует искусство сельджукского периода – бесспорно, самого яркого явления в исламском мире XI–XII веков.
Перейдя в соседний блок музейного комплекса, вы попадаете в зал природы. Внушительная коллекция минералов и окаменелостей, собранных на территории Туркменистана за многие годы, вряд ли кого оставит равнодушным. Нельзя пройти мимо такой палеонтологической редкости, как череп древнего слона, чьи фрагменты обнаружили в 2008 году на побережье Хазарского полуострова в Восточном Прикаспии. Специалисты музея реконструировали череп этого доисторического животного из искусственных материалов, но в него органично вошли подлинные окаменелые части.
Ботаническая коллекция музея в виде гербариев позволяет увидеть образцы краснокнижных растений-эндемиков, таких, как арча туркменская, саксаул черный, эфедра, мандрагора. Сполна представлен и животный мир Туркменистана. В зале много объемных диорам. За стеклом воссоздана естественная среда обитания млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, а также рыб, птиц, насекомых и других организмов. Теперь только здесь, в музее, можно увидеть исчезнувших животных – например, гепарда и тигра.
Завершается экскурсионный маршрут в зале этнографии. Экспозиция начинается с образцов холодного и огнестрельного оружия, которым пользовались туркмены. В отдельной витрине стоит манекен воина с копьем и в защитном снаряжении XVII–XIX веков. Эта кропотливая работа была проведена коллективом реставрационной мастерской. Кольчуга, щит, наручи и холодное оружие после тщательной очистки засверкали как новые. В зале также установлены оригинальные и реконструированные старинные маслобойня и водоподъемный механизм. Заняла свое место традиционная туркменская юрта со всеми принадлежностями внутреннего убранства. Элементы внешнего оформления и предметы быта здесь только подлинные, использовавшиеся в XIX–XX веках.
Ярким акцентом в этом зале является манекен коня, изготовленный в натуральную величину. На нем полный комплект конского снаряжения из серебра с позолотой и полудрагоценными камнями. В диорамах достоверно показаны сценки из сельской жизни. Можно буквально услышать звон молотка по наковальне, проходя мимо экспозиций кузнечной и ювелирной мастерских. Ювелирное искусство занимает особое место в туркменской культуре. В фондах музея хранится самая большая по количеству и самая разнообразная по видам коллекция серебряных украшений туркмен. В экспозиции представлена вся линейка продукции местных ювелиров. А рядом – национальная одежда, образцы самобытной ручной вышивки и, конечно, знаменитые туркменские ковры, традиционные ткацкие и красильные мастерские.
«Сегодня мы активно осваиваем просторы интернета, – рассказывает директор музея Меретгельды Чарыев, – проводятся международные онлайн-конференции и ведется переписка с коллегами из других государств. На сайте музея можно ознакомиться с новостями и выставками, прочитать об истории становления не только нашего, но и других музеев Туркменистана, скачать публикации научных сотрудников. Можно воспользоваться и виртуальной экскурсией, которая позволяет в 3D-формате совершать туры по залам с эффектом личного присутствия».
Несмотря на то что карантинные ограничения последних двух лет внесли паузу в обычный ритм жизни музея, его сотрудники осваивают новые формы работы и строят планы на будущее. Все ведь понимают: музей – это не просто собрание артефактов и природных редкостей. Это прежде всего островок знаний о стране, без которых для ее жителей понятие Родины будет неполным.

Алланазар СОПИЕВ