ПРАЗДНИК ВО СЛАВУ ДУТАРА

В начале года в Туркменистан из ЮНЕСКО поступил оригинал сертификата о внесении ремесла изготовления дутара, исполнительского музыкального искусства на нем и искусства бахши в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Решение об этом было принято ранее, в ходе 16-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в Париже в декабре 2021 года. Официальное подтверждение данного факта явилось поводом для организации многочисленных мероприятий, посвященных знаменательному событию. Традиционно стартовав в туркменской столице, они своеобразной праздничной волной прошли по всем регионам Туркменистана. Программа мероприятий включила в себя театральные постановки, кино- и телепремьеры, концертные программы, тематические «круглые столы» и конференции, выставки, которые прошли в концертных залах, Домах культуры, профильных вузах и школах, музеях и библиотеках городов и сел страны. Праздничная программа во славу дутара всколыхнула интерес к истории искусства бахши, выдающимся народным музыкантам, способствовала дальнейшей популяризации традиционной музыкальной культуры туркмен, ярким символом которой является дутар. Формировавшееся и, что не менее важно, сохраняющееся в своем первозданном виде на протяжении веков искусство бахши словно соткано из многовековых художественных традиций, получающих развитие в живой исполнительской практике. Туркменский народ по сей день хранит в памяти имена выдающихся народных музыкантов, слагает о них легенды и песни, а непременным атрибутом всех празднеств в Туркменистане являются выступления туркменских бахши – певцов, аккомпанирующих себе на дутаре. В пример особого почитания древнего искусства народных музыкантов и сказителей можно привести немало фактов. Так, в Туркменистане как национальный праздник отмечается День бахши. В числе государственных отличий – звания «Народный бахши Туркменистана» и «Народный мастер художественного творчества». В Дашогузском велаяте, откуда родом многие легендарные исполнители древних дестанов, действует музей бахши, его экспозиция посвящена творчеству известных мастеров-виртуозов, популяризаторов туркменской народной музыки и классической поэзии. За три десятилетия здесь собрана богатая коллекция народных музыкальных инструментов, а в фондах хранятся записи выступлений прославленных бахши, многочисленные исторические свидетельства, а также фотодокументы и книги, подборки статей из газет и журналов, рассказывающие о жизни и творчестве выдающихся исполнителей. В последние годы собрание музея пополнилось новыми фотодокументами и записями выступлений популярных исполнителей туркменских эпосов и дестанов, песен на стихи поэтов Махтумкули Фраги, Сейди, Зелили, Кемине, Молланепеса, вошедших в золотой фонд национальной музыкальной культуры. В этих же краях находятся мавзолей святого покровителя певцов и музыкантов Востока Ашик Айдын Пира и мечеть, воздвигнутая в его честь – место паломничества творческих людей. Данью огромного почитания искусства бахши стало провозглашение в текущем году нового творческого конкурса Calsana, bagsy! («Играй, бахши!»), нацеленного на патриотическое и эстетическое воспитание молодежи, широкую популяризацию в мире ремесла изготовления дутара и искусства бахши, укрепление традиций наставничества и выявление новых талантов. В этом ряду и торжества по случаю признания общечеловеческой ценности дутара и искусства бахши. Центральными из них стали конференция и выставка, состоявшиеся во Дворце мукамов Государственного культурного центра. В них приняли участие члены правительства, руководители и представители сферы культуры, общественных организаций, средств массовой информации, профильных вузов, а также творческая интеллигенция страны. В торжественной обстановке объявили имена шести мастеров из Ашхабада и регионов, особо отличившихся в изготовлении дутара, удостоенных звания «Народный мастер художественного творчества», которым были вручены соответствующие удостоверения. Мастера по изготовлению дутаров по праву разделяют славу бахши. Издревле они пользовались не меньшим почетом, чем исполнители, а их работа ценилась очень высоко. За хороший дутар давали породистого коня. Ремесло дутарных дел мастеров передавалось по наследству, из поколения в поколение. И сегодня бахши могут назвать имена мастеров, которые жили и делали прекрасные инструменты сто и более лет назад. Выступления участников конференции перемежались с музыкальными номерами, исполненными солистами и коллективами бахши – музыкантами, иллюстрировавшими живую связь времен, сохранение народных традиций. Свое мастерство и преемственность лучших традиций музыкального искусства демонстрировали юные исполнители, а также женщины-бахши. Известно немало народных преданий о выдающихся способностях туркменских женщин в пении и игре на дутаре, в которых они нередко превосходили знаменитых исполнителей-мужчин. Участники торжества получили возможность насладиться великолепным спектаклем, где воедино слились оригинальные музыкальные особенности регионов страны, услышать чарующие звуки старинных инструментов. Своеобразным продолжением торжественной конференции стала выставка, развернутая в фойе Дворца мукамов. В ее экспозиции, посвященной развитию многогранного мира народного музыкального искусства, демонстрировались инструменты, ковры и полотна художников, а также изделия ювелиров и ремесленников на тему дутара. На выставке были представлены фотографии, книжная продукция, рассказывающие о творчестве знаменитых туркменских бахши, ремесленников и мастеров-виртуозов, популяризаторов туркменской народной музыки, а также аудио- и видеоматериалы с записями их выступлений. Традиции преемственности и наставничества отражали выступления бахши и прославленные мастера, демонстрировавшие процесс изготовления дутара. Уходящее в глубь веков искусство пения и игры на дутаре пользовалось в Туркменистане во все времена особым почетом и уважением, ибо в нем отражалась сама жизнь народа, заключался правдивый и взволнованный рассказ о его счастье и невзгодах, радостях и страданиях, красоте души и чувств. Издревле считалось, что музыка дутара, передающая звуки живой природы: движение песков, течение горной реки, разбивающейся о скалы, полет птиц, лечит человека от ран и обид, успокаивает и вливает в него жизненные силы и энергию. Покровителями музыкальных инструментов и певческого искусства туркмен считаются святые – вышеупомянутый Ашик Айдын Пир, а также Баба Гамбар, чей культ жив и сегодня. По преданию, Баба Гамбар, служивший конюхом у четвертого праведного халифа Али, смастерил первый дутар. В инструментальной музыке бахши кристаллизировались наиболее яркие черты стиля национального музыкального искусства, а если взять шире, то творческого мышления туркменского народа. Об этом, в частности, свидетельствуют и некоторые артефакты, найденные археологами в стране Маргуш или, как ее еще называют, древней Маргиане, располагавшейся в старой дельте реки Мургаб. Имена туркменских музыкантов упоминаются в трудах ученых-историков прошлого, рассказывающих о знаменитых людях, оставивших глубокий след в различных областях науки и культуры средневекового Востока. Так, в одном из них говорится, что из Мерва «происходит много великих людей и мудрецов» и среди них называется имя лютниста и певца Барбада. По сведениям разных авторов, Барбад был ведущим музыкантом при дворе Сасанидского царя Хосрова II (конец VI – начало VII вв.) и создавал величавые гимны, героические песни, исторические сказы, а также песни, посвященные народным празднествам, красотам природы. Родом из Серахса был видный ученый XIX века Ахмед бин Мухаммед бин Мерван ас-Серахси. Его перу принадлежит ряд трудов по математике, логике, астрономии, философии и музыке, в том числе «Введение в науку о музыке», «Большая книга о музыке», «Малая книга о музыке». В одном из его трактатов сообщается о знаменитом музыканте Средневековья Устаде Али из Мерва, оставившем «много музыкальных произведений, подобных которым не имеет никто из мастеров». Примечательно, что археологические изыскания в Мервском оазисе также свидетельствуют о древнем происхождении музыкальных инструментов туркмен и прежде всего струнных. Сведения о бахши конца XIII века оставил нам и знаменитый венецианский путешественник Марко Поло. О бахши писали многие ученые, востоковеды, в том числе и академик Василий Бартольд, отмечавший, что у многих народов это слово обозначает «знахарь, шаман, лекарь, колдун» и только у туркмен «профессиональный певец и музыкант». В свою очередь известный русский исследователь Виктор Беляев высоко оценивал туркменскую музыку, характеризуя ее как «искусство, стоящее на определенно высокой ступени совершенства» и ценное тем, что «представляет собой ту эпоху, которая не сохранена в живом виде другими народами». «Музыка туркмен, – замечал он, – абсолютно лишена какой-либо бравурности и для неопытного слуха может показаться монотонной и однообразной. Но для тех, кто даст себе труд глубже в нее вникнуть, она открывает глубины переживаний и настроений. Недаром же она способна повергать туркмена в разнообразные и интенсивные чувства – от настроения глубокой печали до подъема и настоящего экстаза». Покоряющую силу воздействия искусство бахши не утратило и по сей день. Туркменские народные инструменты звучат в составе различных оркестров, а дутар по-прежнему занимает ведущее положение в национальной музыке, отражающей многообразие фольклорных традиций всех регионов страны. Расширился и репертуар современных дутаристов, которые стали исполнять не только туркменскую музыку, но и музыку других народов мира, русскую и европейскую классику, внося неповторимое своеобразие в концертные программы. Работа по сохранению и популяризации богатейшего национального музыкального наследия приносит свои плоды, расширяя его границы и значение как неотъемлемой части общечеловеческой цивилизации. Но главное – радостно и проникновенно продолжает звучать чудесная музыка дутара в современных домах туркменистанцев и над бескрайними просторами древней туркменской земли, славя ее красоту и вечную молодость и рассказывая о неисчерпаемости родника народных талантов.
|