ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2021  N11-12(200-201)
ИСКУССТВО
ОСЯЗАЕМАЯ ГРАЦИОЗНОСТЬ
Ее авторский почерк безошибочно узнаваем. Стоит взглянуть на любую ее работу и сразу чувствуешь руку великолепного мастера-керамиста. Народный художник Туркменистана Дурсунсолмаз Мухаммедова вот уже много лет восхищает любителей декоративной скульптуры своим непревзойденным искусством.
Великолепно чувствуя свой материал – глину, мастер подчинила ей форму изделий и живописное оформление. Колористическое решение никогда не кажется чужим, случайным в созданных ею произведениях. Форма и цвет сливаются в единый образ. Детально обдуманная и многократно проверенная форма моделей поражает своей элегантностью, прекрасно найденными пропорциями и логикой построения.
Работая над колоритом произведений, Дурсунсолмаз проводит множество экспериментов с цветными глазурями, умеет извлекать тонкие цветовые эффекты из сочетания глазури и глины. Но, учитывая способность глазурного слоя сглаживать рельеф, она применяет его только для фигур обтекаемой формы.
Каждая фигура, вышедшая из-под рук мастера, бережно и убедительно наполняется индивидуальным содержанием. В пластичных формах ее словно бы танцующих фигур угадываются отголоски национальной ритмики. Излюбленный мотив художника – образ женщины, так часто встречающийся в ее работах. Очертания женских фигур у нее чуть ли не в каждом новом пластическом решении – будь то ваза для цветов или силуэт птицы. В них автор отображает полную достоинства осанку молодой девушки-туркменки, подчеркивает ее самобытную красоту, передает с помощью деталей украшений удивительную емкость народного характера.
Преданная всем сердцем искусству, Дурсунсолмаз черпает свои сюжеты из туркменской литературы, музыки, танца. Потому произведения, созданные художницей, отличаются необыкновенным проникновением в характер народа и мир вещей, окружающих ее. Во всем ощущается сосредоточенность мысли, превращающая образы в сокровенное воплощение своего, высокодуховного понимания смысла жизни. Дурсунсолмаз не просто лепит, она вдыхает жизнь в свои произведения, чувствуя, как пахнет земля, как растут деревья, как цветут поля, как трепещут крылья птиц. Наблюдательность и вариативность течения мысли помогают ей избежать многословности и создать лаконичные образы, согретые теплотой и нежностью.
Дурсунсолмаз Мухаммедова полно и емко воспринимает жизнь, каждый штрих ее произведений оправдан любовью к бытию, к творчеству. Даже небольшие декоративные композиции пропитаны любовью художницы к окружающему миру. Можно заметить изящные черточки на сгибе лепестков, веток. Только очень чувствительный человек может столь филигранно обработать штрих и линию. Эти важные составляющие у автора постоянно находятся в состоянии пластического мышления и их утонченного исполнения. И именно поэтому с такой свободой она создает легкие по восприятию, но такие сложные по глубине мысли композиции. За этой видимой легкостью стоят упорный поиск, настойчивый труд.
Важная роль в произведениях Мухаммедовой отведена композиционной выразительности. Ее работы организованы со строго выверенной точностью и в то же время в них отсутствуют скованность и давящий рационализм. Искусство Мухаммедовой серьезно и вместе с тем изящно.
Керамика – доступный и очень красивый материал. Яркая, с отделкой разнообразных цветов, с лепными или живописными украшениями, она предоставляет автору яркую палитру средств самовыражения. Исходный материал позволяет автору обращаться как к глубоким философским обобщениям, так и к темам частной жизни, к правде и вымыслу, к вере и познанию, к мифологии и истории, к современности и будущему, то есть сочетает в себе и конкретные, и обобщенные элементы.
Именно этому учит Дурсунсолмаз Мухаммедова и своих студентов, являясь старшим преподавателем кафедры декоративно-прикладного искусства Государственной академии художеств Туркменистана. Педагог вкладывает в своих учеников не только теорию и практику ремесла, но и душу и сердце. Тонко чувствующая, горящая любовью к искусству натура учителя не могла оставить равнодушным ни одного из учеников творческой мастерской Дурсунсолмаз.
Поэтому и керамические композиции молодых авторов пронизаны теплом человеческих рук, трепетным отношением к выбранному делу, искренней любовью к своим персонажам. Необычная подача динамики керамических моделей, интересные сюжеты из народной жизни, тонко подмеченные и запечатленные в глине молодыми керамистами, теперь пополнили коллекцию фонда академии художеств и часто выставляются на вернисажах малой пластики.
У этой энергичной, красивой, жизнелюбивой женщины много гениальных идей и планов. Она неутомима, бодра и чрезвычайно трудолюбива, что сполна выражается в ее искрящемся творчестве, которое смело и ярко пополнило сокровищницу туркменского национального искусства.

Александрина ЕВСТИГНЕЕВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005