2021  N7-8(196-197)
ТРАДИЦИИ
УЗЕЛКИ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
Туркменская национальная вышивка – явление самобытное. Как и знаменитые туркменские ковры, она не только сохранилась в своем первозданном виде, но и получила развитие в новых тенденциях, став отличительным брендом современной туркменской индустрии моды.
Сегодня орнаментальная вышивка широко используется как в повседневной традиционной одежде, так и в европейских нарядах туркменских женщин. Несмотря на передовые технологии и оборудование, позволяющие быстро воспроизвести любой узор, нынешние модницы отдают предпочтение ручной работе, особенно ценя при этом реплики старинных образцов национальных орнаментов. К тому же кропотливая ручная работа включает в себя бесконечную серию вариаций и импровизаций, что придает изделию индивидуальность и «одухотворенность».
Рукоделие в Туркменистане всегда было и остается занятием лучших потомственных мастериц. Среди них есть и те, кто большое внимание уделяет сохранению старинных орнаментов, восстановлению утраченных узоров.
Вышивка, как и ковроткачество, заключает в себе своеобразное послание, в котором прочитываются настроение, мысли и чувства их создательниц. В старину вышивкой владели практически все женщины, так как она была связана с укладом жизни, обрядами и обычаями народа. Украшенные вышивкой наряды входили в приданое невесты, которое девушки начинали готовить с детства.
Вышитые тахья (головные уборы), рубашки и доны (халаты) также были в гардеробе детей, юношей и мужчин.
Археологические изыскания, проводимые на территории Туркменистана, подтверждают древность этого вида рукоделия, его многовековую историю. Во все времена вышивка была связана с природой, с трудом и бытом людей. Занимаясь вышиванием, рукодельницы использовали широко распространенные мотивы, положенные в основу традиционных национальных узоров. Характерной их особенностью является круг – символ солнца, внутри которого вышиваются лепестки цветов, листья...
Как правило, мастерицы использовали и определенный цветовой набор пряжи, не отличавшийся особым разнообразием, так как раньше использовали только растительные красители, а их число было весьма ограничено. В этой связи исследователи отмечают, что вышивки южных туркменских земель были богаче по своей цветовой гамме, чем вышивки северных регионов. Вместе с тем, природные красители отличались устойчивостью, вышивки не линяли, сохраняли свежесть, прочность и долговечность.
Для создания сюжетов (эскизов) для вышивания также обращались к природе, стараясь перенять у нее краски и формы цветов и растений. Но все же излюбленными мотивами были цветы – лотосы, тюльпаны, часто заключенные в круг или ромб, которые являлись как бы отправной точкой для построения композиции.
Рукоделие в туркменском стиле начиналось с изготовления натуральных тонких шелковых нитей. Они переплетались в три слоя и скручивались в одну нить, а затем выпрямлялись. Сама нить после скручивания трех слоев по отдельности приобретала некое подобие блеска.
Разнообразные приемы исполнения вышивок способствовали воплощению в орнаменте богатого художественно-образного мышления мастерицы. Каждый стежок и знак имел свое место, а определенные узоры символизировали любовь, дружбу, природу, силу… что позволяло рукодельнице передать широкую гамму чувств и настроений.
Особенно ярко декорировалась праздничная, в том числе свадебная, одежда женщин. Многим узорам придавали магическое значение, поэтому некоторые вышитые вещи являлись оберегами, которые защищали дом, людей от различных бед и болезней. Например, дерево символизировало долгую жизнь и взаимосвязь всего на земле, цветок считался символом красоты и непорочности, а красный цветок – символом земной любви. Круги олицетворяли материнство, плодородие и изобилие. Еще круг считался знаком женского начала в природе. Квадраты обозначали земледельцев и плодородие полей, волнистые линии – знаки воды, треугольники – человека.
Не менее символическое значение имел и цвет рисунка. В одежде туркменок, в том числе в ее декорировании вышивкой, до сих пор преобладают многочисленные оттенки красного. Этот излюбленный в туркменском народном творчестве цвет ассоциировался с животворящей силой природы, и ему приписывались магические свойства – способствовать благополучию, здоровью, деторождению, защищать от дурного глаза.
При вышивании каждая мастерица руководствовалась определенными правилами и традициями. Вышивкой люди пытались защитить самые уязвимые места от злых чар и болезней. Поэтому украшали перед платья, спину рубахи, ворот, борта, горловину, косой разрез, низ рукавов. Со временем обереговое значение вышивки забылось, осталась лишь традиция украшать одежду вышитыми узорами.
Ручная вышивка раскрывает также ее территориальную принадлежность. Несмотря на общность методики, в каждом населенном пункте вышивка, как и другие виды народного творчества, имела свои особенности. В любом из образцов можно обнаружить характерные для регионов орнаменты и цветовые предпочтения. С годами местные связи расширялись, и мастерицы учились друг у друга, перенимали опыт своих соседей, обогащая и улучшая собственные узоры.
В процессе передачи навыков опытные мастерицы, а часто это были старшие члены семьи, воспитывали девочек, прививая им ценящиеся на Востоке такие женские качества, как усидчивость, терпение, аккуратность, послушание, но вместе с тем и чувства цвета и гармонии. А полет фантазии каждой рукодельницы преображал работу, делая вышивку уникальной и «говорящей».
В процессе неформального общения передавались не только навыки и техника вышивания, но и велись повествования о предках, рассказывались легенды о любви, добре и мире, что способствовало выбору сюжета для рукоделия, а в большей степени – воспитанию патриотических чувств и эстетических представлений.
Постепенно домашнее рукоделие стало превращаться в ремесло: изделия с вышивкой начали продавать на базарах, а для большинства искусных мастериц вышивание стало профессией.
Многие старинные предметы одежды и быта, украшенные вышивкой, сохранились до наших дней. Эти своеобразные памятники минувших веков, наполненные бесконечной любовью к жизни и тонким эмоциональным видением красоты мира, бережно сохраняются в этнографических коллекциях музеев Туркменистана.
Большой интерес вызывают коллекции туркменской женской одежды. Это расшитые орнаментом наголовные халаты (курте, чырпы), женские платья (койнек), женские распашные халаты (чавыт, малдои дон, сарытахта дон). Любая вещь, к которой прикасались волшебные руки туркменских мастериц, становилась высокохудожественным и уникальным произведением прикладного искусства, отличающимся изумительной техникой, тонким вкусом и устойчивостью традиций.
Знатокам народного прикладного искусства они могут многое рассказать об истории, природе и климате страны, традициях и обычаях народа, талантах их создательниц. Благодаря тому, что искусство орнаментальных вышивок передается из поколения в поколение, многие древние узоры используются и сейчас, отражая глубину традиции и ее перспективность.
Современные рукодельницы изучают опыт мастериц прошлых веков и на этой основе создают новые изделия, выполненные в более легкой технике и отвечающие нынешним требованиям, когда национальная вышивка значительно расширила свое практическое применение и используется не только для декорирования одежды, но также для украшения предметов интерьера (салфеток, занавесок, скатертей, наволочек на диванные подушки, панно), полотенец. В современном дизайне она является украшением таких аксессуаров, как мужские галстуки, обувь, держатели для мобильных телефонов, а также косметичек, сумочек и кошельков, рюкзаков, головных уборов, шарфов…
Древнее рукодельное искусство туркмен как важная составляющая национального культурного наследия заслуживает глубокого изучения и популяризации, что явилось основанием для заявки на номинирование его в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Вопросы подготовки совместных предложений в этом направлении стали темой онлайн-встречи с представителями Кластерного офиса этого учреждения ООН в столице Ирана, которая прошла 1 февраля 2021 года в Министерстве культуры Туркменистана.
В ходе видеоконференции обсуждался мультиноминационный файл «Искусство вышивки» («Kesdecilik sungaty»). Представляющими государствами выступают Туркменистан и Иран. Причем в Иране это в основном вышивка костюмов туркменской этнической группы, проживающей на севере страны, и в настоящее время широко используемая многими иранцами.
Испокон веков ручная вышивка отражала самобытность национальных традиций туркмен, и признание ее значимости в мировом масштабе будет способствовать сохранению данного вида народного искусства, еще более укрепит связи между разными культурами.

Марал КАДЖАРОВА