ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2021  N1-2(190-191)
КУЛЬТУРА
АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
В 2020 году впервые в фотографической истории Туркменистана был проведен международный фотосалон. Инициатором проведения интернационального смотра достижений мастеров съемки стал ашхабадский фотоклуб «Ферула». Право проведения международного салона необходимо было заслужить постоянной творческой активностью. Работы участников «Ферулы» в предыдущие годы экспонировались на выставках в двенадцати странах и не раз были отмечены престижными наградами. Это обстоятельство дало клубу право быть принятым в члены Международной федерации фотографического искусства при ЮНЕСКО (FIAP – от французского F'ed'eration Internationale de l’Art Photographique), состоящей из национальных фотообъединений разных стран. Сейчас эта организация насчитывает более 85 национальных ассоциаций со всех пяти континентов Земли.
В 2020 году фотоклуб «Ферула» получил официальное разрешение на проведение международного фотосалона под патронатом FIAP и PSA (Photographic Society of America – Фотографического общества Америки). В подготовке и проведении столь масштабного мероприятия оказал содействие интернациональный фотоклуб (IS – International Salons), который помогает проводить фотосалоны на постсоветском пространстве и в других странах, содействуя в приеме и регистрации участников и их работ, изготовлении памятных знаков, подборе жюри и предоставлении компьютерных программ для судейства онлайн в условиях пандемии.
19 августа 2020 года, во Всемирный день фотографии, было объявлено о начале приема фоторабот на первый международный фотоконкурс, проводимый в Туркменистане. Работы принимались в четырех номинациях: «Свободная цветная фотография», «Свободная черно-белая фотография», «Путешествия» и «Уличное фото». Для каждой категории были учреждены золотые, серебряные, бронзовые медали FIAP, PSA, IS и фотоклуба «Ферула», а также почетные ленты. В числе наград – три специальные золотые медали жюри: каждый член жюри мог присудить награду одной понравившейся работе, независимо от мнения других членов жюри. А главный приз – голубой значок FIAP присуждался лучшему автору, представившему работы во всех номинациях.
Свое желание принять участие в первом туркменском международном фотосалоне выразили 314 конкурсантов из 38 стран (Австрии, Бельгии, Германии, Индии, России, Израиля, Турции, Финляндии, США и др.), приславших 4738 работ. Столь высокий уровень представительства обеспечивал чрезвычайно увлекательное соперничество, но в то же время добавлял сложностей в работу жюри. В состав судейской коллегии вошли высококвалифицированные фотографы с многолетней практикой и имеющие звания «Выдающийся мастер ФИАП» (EFIAP): Сергей Майоров (комиссар FIAP по России, Москва), Вячеслав Саркисян (Ашхабад), Сергей Анисимов (Пенза). В связи с пандемией члены жюри оценивали работы онлайн.
Отметим, что впервые в международном конкурсе приняли участие сразу 11 мастеров из Туркменистана, заявивших в конкурсные программы 112 своих работ. Несколько авторов из страны-организатора вышли в финальную часть конкурса, где в итоге получили 3 медали и 4 приза (почетные ленты).
В течение трех дней были просмотрены 4738 фотографий и отобраны в каждой номинации 100 лучших работ. Каждая номинация предусматривала присуждение 17 наград различного уровня по линии FIAP, PSA, IS. Ашхабадский клуб «Ферула» учредил собственные награды: 4 золотые, 4 серебряные и 4 бронзовые медали.
Абсолютным триумфатором фотосалона стал мастер из Гонконга Чинг Чинг Чан, который получил титул «Лучший автор» (в четырех номинациях были приняты 16 его работ) и главный приз – синий значок FIAP.
Двум авторам, представлявшим Туркменистан, вручили золотые медали PSA. Кроме того, Алина Толстихина была удостоена почетной ленты FIAP. Почетная лента FIAP присуждена также Светлане Крупской, почетная лента IS – Сулейману Чарыеву и почетная лента PSA – Ахмету Халлыеву.
Уникальность произошедшего события заставляет нас более пристально взглянуть на творчество авторов, представлявших Туркменистан на международном фотоконкурсе. Уже сегодня не осталось сомнений в зрелости и самобытности их мастерства. Не удивительно, если их имена мы увидим в ближайшем будущем в числе победителей и призеров самых авторитетных конкурсов и салонов. Знакомимся…
Владимир Полянский – один из ветеранов ашхабадского фотографического цеха. В молодости активно занимался альпинизмом и горным туризмом, обойдя пешком множество заповедных мест Туркменистана. Реализацию своей любви к красотам родной природы нашел в пристрастии к фотографии. В будничных ситуациях, как вдумчивый фотохудожник, умеет находить глубокие философские обобщения.
Светлана Крупская, прежде чем попасть в мир «серьезной» фотографии, получила художественное и архитектурное образование, что оказало огромное влияние на ее видение мира. Много путешествовала, изучала быт и культуру различных народов, активно пользуясь фотокамерой. В какой-то момент стала понимать, что ей не хватает технических знаний и навыков, и тогда она прошла курс профессиональной фотографии. Сейчас много времени уделяет жанру уличной фотографии, пейзажу, концептуальным, художественным снимкам.
Ахмет Халлыев по образованию художник-живописец, член Союза художников Туркменистана. В фотоискусстве его вдохновляют портретный жанр, натюрморт, пейзаж, увлекают репортаж, постановка композиции. Его натюрморты можно сравнить с живописными полотнами, где вместо красок и кисти мастерски использован фотоаппарат. Он небезуспешно принимал участие во многих фотовыставках, как локальных, так и международных. Активный автор международного журнала «Туркменистан».
Сулейман Чарыев уже в школьные годы начал фиксировать на камеру яркие моменты из жизни своей семьи и друзей. Умение привносить настроение и динамику в кадр пригодились Сулейману как во время учебы в Туркменском государственном институте культуры, так и на профессиональной стезе фотокорреспондента Государственного информационного агентства Туркменистана. Сегодня его работы широко представлены в периодических изданиях, иллюстрируют книжные страницы и журнальные публикации. Дважды, в 2009 и 2016 годах, он становился лауреатом творческой премии Президента Туркменистана «Золотой век туркмен». Постоянный автор международного журнала «Туркменистан».
Ахмет Тангрыкулиев с детства занимался изобразительным искусством и даже окончил художественное училище по специальности художник-педагог. Однако главной способ творческой самореализации нашел не в рисунке, а в фотографии. В 1982 году он сменил статус любителя на профессионала и принял приглашение стать фотокорреспондентом Государственного информационного агентства Туркменистана. Работая в информационном агентстве, он объездил всю страну, в его фотоархиве – изображения хлопкоробов и ковровщиц, нефтяников и рыбаков Каспия. Сейчас он работает в журнале «Дияр», иллюстрируя публикации. Любимые темы – фольклор, национальное культурное наследие. Активный автор международного журнала «Туркменистан».
Алина Толстихина несколько лет назад стремительно ворвалась в мир мастеров художественной фотографии. Начав свою профессиональную деятельность в Ашхабадской фотостудии «A-Studio» в качестве художника-ретушера цифровых файлов фотографов студии, со временем и сама занялась фотосъемкой. Первое же участие в самом крупном международном фотосалоне под патронатом FIAP в Австрии было успешным: Алина получила золотую медаль. Следующий успех был на престижном конкурсе профессиональных фотографов в США – International Photography Awards (IPA), где ее работы получили 4 награды в номинациях «Реклама», «Мода», «Портрет» и «Люди». Сейчас воспитанница туркменской фотографической школы продолжает совершенствовать свое мастерство, посещает мастер-классы и работает в Нью-Йорке.
Нуры Ниязов увлекся фотографией, будучи артистом театра оперы и балета. Этим обстоятельством во многом определяется его творческое кредо в искусстве фотографии. Никогда не позиционировал себя в качестве профессионального фотографа, но его всегда можно увидеть с камерой на концертах и в репетиционных залах, на праздничных музыкальных и фольклорных мероприятиях. Самыми удачными он считает те снимки, где слышно музыку, где виден танец, где наиболее ярко выражено настроение.
Сергей Мирзоев пристрастился к фотографии с детства. Долгое время фотография оставалась просто увлечением, но скоро стала и его профессией. Сегодня он руководит фотостудией, выполняя многочисленные заказы в разнообразных стилях, где есть место и портрету, и пейзажу, и художественному снимку, и репортажу. Сергей – призер нескольких фотоконкурсов, проводившихся в стране. Он автор многочисленных снимков в журналах и фотоальбомах о Туркменистане.
Собрать воедино работы столь разных мастеров, чтобы представить их в ярком ряду туркменского фотографического искусства на первом международном конкурсе, удалось ашхабадскому фотоклубу «Ферула». По итогам проведенной работы фотоклуб «Ферула» получил приглашение принять участие в пятнадцатом чемпионате мира FIAP среди клубов.

Вячеслав САРКИСЯН


©Международный журнал "Туркменистан", 2005