2021  N1-2(190-191)
ЭКОНОМИКА
ОТ ТЕПЛИЦЫ – ДО ПРИЛАВКА
Сегодня основная миссия агропромышленного комплекса Туркменистана заключается в обеспечении продовольственной безопасности страны, развитии производства импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции, использовании инновационных технологий.
Для успешного решения этих задач в последнее время в сельском хозяйстве Туркменистана высокими темпами укрупняются тепличные хозяйства, оснащенные современными технологиями. Сейчас общая площадь таких теплиц составляет 455 гектаров. Еще на двух тысячах гектаров ведется строительство новых тепличных хозяйств. В действующих теплицах выращивают огурцы, баклажаны, перец, клубнику, бананы, цветы. Однако более 90 процентов тепличных площадей отведено под томатную культуру. Такое предпочтение туркменских предпринимателей к томатам далеко не случайно.
Именно помидоры становятся главным экспортным товаром аграриев Туркменистана. В 2019 году члены Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана (СППТ) заработали на экспорте сельхозпродукции (а это овощи, фрукты, мед, яйца и прочее) в целом 39 млн долларов США. Но только на помидоры пришлась примерно половина от общей суммы экспорта.
При этом каждый год объем экспортированной предпринимателями сельхозпродукции удваивается. Так, в 2018 году за рубеж было отправлено продукции на 20 миллионов долларов США. Ожидалось, что в 2020 году показатели экспорта приблизятся к 100 миллионам долларов США, но из-за сложностей, связанных с мировой пандемией и карантинными мерами, объемы оказались скромнее.
В стране большая часть сельскохозяйственной продукции выращивается фермерскими хозяйствами и предпринимательскими структурами – членами СППТ. В 2020 году, по предварительным оценкам, ими было произведено около 30 тысяч тонн томатов, что намного больше, чем год назад. Из них до 23,5 тысячи тонн отправлено на экспорт.
Сейчас многие хозяйства стали выращивать томаты круглогодично в закрытом грунте, используя современные высокотехнологичное оборудование и инновационные методы ухода за растениями. За счет освоения новых орошаемых земель, расширения площади тепличных хозяйств, дополнительных посевов предприниматели не только полностью заполняют внутренний рынок, но и наращивают экспортные поставки. Туркменские аграрии выращивают различные высокоурожайные сорта томатов, широко применяемые в мировой практике.
С ростом площадей современных теплиц растет и число фермерских хозяйств, экспортирующих сельхозпродукцию. Если в 2019 году их было сорок, то в 2020 году число экспортеров достигло восьмидесяти. Немаловажно, что регулируемые государством правила скорректированы так, что выращенная продукция в первую очередь направляется на насыщение внутреннего рынка, и только излишки идут на экспорт. В настоящее время весь внутренний рынок томатов обеспечен местной продукцией, хотя еще пару лет назад помидоры импортировали из Турции и ряда соседних стран.
Одновременно с ростом объемов экспорта сельхозпродукции развивается логистическая вариативность экспорта. Сегодня наряду с автомобильным транспортом используются (при больших заказах) и железнодорожные перевозки, арендуются морские паромы на Каспии.
Предприниматели Туркменистана активно развивают и расширяют агробизнес с российскими партнерами. Если еще 2 – 3 года назад туркменские помидоры продавались только в московском Фудсити, то сейчас эта томатная продукция присутствует уже во многих российских регионах. Представители Торгового дома Туркменистана в РФ отмечают, что туркменская плодоовощная продукция, в том числе томаты и огурцы, пользуется большой популярностью у российских покупателей, поэтому с каждым годом растут объемы поставок в Россию, расширяется ассортимент экспортируемой продукции.
География экспорта туркменских помидоров включает также и другие страны, в том числе Казахстан, Кыргызстан, Афганистан. Одно из последних достижений: в 2019 году начались продажи премиум сортов туркменских томатов в Дубае. Потребители в Объединенных Арабских Эмиратах высоко оценили продукцию хозяйственного общества (ХО) «Йигит» под брендом «Махмал». Их стала реализовывать известная торговая сеть Carrefour в секциях Premium Vegetables. Эта французская компания имеет более 15 тысяч магазинов по всему миру, в том числе в ОАЭ.
В 2020 году ХО «Йигит» заключило сезонный контракт на поставку в ОАЭ до 100 тонн помидоров в месяц. Несмотря на то что на рынок Дубая помидоры доставляют из нескольких регионов, туркменский продукт выдерживает конкуренцию и пользуется высоким спросом. Сегодня компания «Йигит» поставляет свою продукцию также в Россию, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан.
Достоин внимания опыт работы ИП «Берк Биначи». Построенная в 2017 году теплица на площади 4 гектара полностью автоматизирована. Компьютеры контролируют весь производственный процесс, следят за тепловым режимом, открывают и закрывают термальный занавес для проветривания и поддержания необходимой температуры, подают по мере необходимости воду и питательные растворы. Ручной труд – только уход за кустами и непосредственно сбор томатов.
С учетом того, что помидоры всегда востребованы на международных рынках, у предпринимателей Туркменистана имеется большой потенциал для наращивания экспорта томатов. Дешевые газ, электричество, земля, рабочая сила, небольшой расход воды при капельном орошении – все это обеспечивает низкую себестоимость продукта, что делает его весьма конкурентным экспортным товаром на рынках многих стран.
В тепличных хозяйствах страны широко внедряются новые технологии: автоматический контроль ухода за растениями, капельное орошение, централизованные и линейные дождевальни и т.п. Это дает хорошие результаты: вода подается без передозировок, нет засоленности почвы, урожай любого тепличного продукта поднимается на 30–40 процентов и выше. При таком подходе обеспечивается экономия воды, как минимум, в 3 раза.
Еще одно полезное нововведение: туркменские фермеры для опыления растений в современных теплицах стали активно использовать калифорнийских пчел, импортированных из Европы. Они более эффективны, чем обычные пчелы, а урожай практически удваивается. С развитием собственного производства овощей с каждым годом уменьшается импорт сельхозпродукции. В настоящее время импортируются практически только цитрусовые, бананы и еще некоторые экзотические фрукты.
По мнению специалистов, повсеместное внедрение интенсивного овощеводства в Туркменистане имеет весьма оптимистичные перспективы. Эксперты агропрома утверждают, что за 3–5 лет нынешняя цифра годового экспорта овощной продукции (40 тысяч тонн) может быть увеличена в десять раз. Сегодня в туркменских тепличных хозяйствах, где внедрено интенсивное производство, с одного гектара собирают в среднем 200 тонн томатов в год. Таким образом, интенсивное овощеводство при малых ресурсах приносит неплохие урожаи.
В ближайшие годы в стране планируется наращивать масштабы интенсивного земледелия. Так, если в 2019 году было задействовано 350 гектаров томатных площадей, а в 2020 году строились новые теплицы еще на ста гектарах, то ко времени, когда закончится пандемия, под выращивание томатов планируется выделить по меньшей мере две тысячи гектаров защищенного грунта!
И если сейчас в Туркменистане уже сотни частных компаний занимаются производством сельхозпродукции, то через несколько лет их число возрастет многократно. А с учетом того, что в ближайшие годы в стране предстоит приватизация сельхозугодий, то перспективы роста получения агропродукции весьма впечатляющи.
Наряду со свежими томатами туркменские аграрии наладили массовое производство консервированной продукции и натурального томатного сока, которые заняли лидирующее место на внутреннем рынке и с успехом экспортируются в зарубежные страны.
Еще одно преимущество всей туркменской агропродукции – отсутствие генно-модифицированных культур. Выращивание таких растений в стране запрещено, поэтому вся продукция – чистая, что особенно ценится на мировых рынках.
Но не только томатами аграрии Туркменистана собираются увеличить экспортный потенциал своей страны. Специалисты подсчитали, что в Туркменистане можно выращивать и эффективно развивать производство примерно 45 видов сельхозпродуктов с возможностью их экспорта.
Один из таких перспективных продуктов – маш. В 2020 году по сравнению с предыдущим объемы его производства выросли в три раза. В Туркменистане выращивание маша называют не только бизнес-проектом, но еще и социальным и экопроектом.
Экологическая ценность маша в том, что почва, где он рос, обогащается ионизированным азотом и становится пригодной для других культур. Кроме того, стебли маша вдвое питательнее для животных, чем, например, клевер. Для человека маш, как продукт, имеет много плюсов. Главное – это растительный протеин, белок, не случайно вегетарианцы его употребляют вместо мяса.
Внутренний рынок Туркменистана предприниматели уже насытили машем, и теперь значительную часть выращиваемого продукта планируется направить на экспорт. Основные потребители маша – Афганистан, Пакистан, Индия, Китай и другие государства Южной Азии.

Олег ЛУКИН