ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2021  N1-2(190-191)
ПОЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТ УВАЖЕНИЯ И МИРОЛЮБИЯ
Как показала международная практика последних лет, туркменская модель нейтралитета стала убедительным способом для конструктивного взаимодействия в международных отношениях, в создании условий для решения вопросов обеспечения региональной безопасности.
Важнейшей составной частью современной договорно-правовой системы укрепления безопасности и стабильности в Центрально-Азиатском регионе остаются алгоритмы совместного управления водными ресурсами. В этом ключевом для всего региона вопросе Туркменистан, основываясь на принципах нейтралитета в своей внешней политике, выработал четкую стратегию действий на долгосрочную перспективу, известную как водная дипломатия Туркменистана.
Вопросы, связанные с водоразделом для центральноазиатских государств, возникли не сегодня и даже не вчера. Для более полного понимания ситуации попытаемся обозначить суть современной водной проблемы региона. Почти вся используемая в регионе вода поступает из двух главных рек – Сырдарьи и Амударьи, формирующихся в Таджикистане и Кыргызстане, что позволяет этим странам совмещать сельскохозяйственные и гидротехнические аспекты водопользования с гидроэнергетическими. Расположенные в низовье этих рек территории Туркменистана, Узбекистана и Казахстана являются главными пользователями крупных трансграничных водных артерий для орошаемого земледелия.
Если рассматривать Центральную Азию в целом, то в регионе нет недостатка в воде. Проблема кроется в справедливом и равномерном распределении водных ресурсов между пятью государствами, а также – в низкой эффективности существующих координационных механизмов. Создающийся в этой связи дефицит воды и снижение качества речного стока ограничивают решение социально-экономических и экологических проблем, что вызывает определенные разногласия в межгосударственных отношениях.
Причем речь идет не просто о нехватке воды для сельхозугодий. Эта проблема существовала всегда и главным образом в форме инженерной задачи: как доставить воду в нужное место. Можно сказать, что история водных отношений до недавнего времени была историей ирригации.
По мере интенсификации водопользования водная проблема все больше предстает еще и как экологическая, что впервые делает ее предметом международного права и международных отношений. Для Туркменского региона символом этого этапа стала проблема Аральского моря. Таким образом, начиная с последней четверти двадцатого столетия, сущность и характер водных отношений начинают резко и кардинально меняться. Главным их содержанием становится вопрос о собственности на воду.
Приобретя независимость, страны региона все эти годы стремятся сформировать определенную систему и механизмы регионального сотрудничества в этой сфере. Но о накопленном опыте высказываются прямо противоположные мнения. Образование новых суверенных государств в Центральной Азии вызвало необходимость обсуждать различные вопросы трансграничного характера и наиболее сложным оказался вопрос распределения водных ресурсов.
Отправной точкой переговорного процесса между центральноазиатскими государствами в сфере использования водных ресурсов трансграничных рек стало Ташкентское заявление, сделанное в 1991 году, о совместном использовании водных ресурсов на общих принципах, с учетом интересов всех сторон. В 1992 году в Алма-Ате (Казахстан) было подписано соглашение «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников», согласно которому была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК). В ее задачу входило осуществление сотрудничества в сфере совместного управления водными ресурсами. Затем к решению имеющихся вопросов подключились международные и региональные организации – ООН, ОБСЕ, СНГ, Международный фонд спасения Арала.
Но несмотря на все принятые соглашения в этой области, вопросы, связанные с водой, с повестки дня не снимаются. Соответственно, выработка механизма, учитывающего интересы всех стран Центральной Азии, в том числе с использованием водно-энергетического потенциала, остается в числе приоритетов центральноазиатских государств. Для Туркменистана, в частности, важным является вопрос совместного с Узбекистаном управления, рационального использования и учета водных ресурсов реки Амударьи.
Туркменистан на протяжении всех лет своего независимого развития выступает за объединение усилий стран региона в целях сохранения и рационального использования водных ресурсов. Позиция Туркменистана в этом вопросе хорошо известна и остается неизменной – решать проблемы водопользования на основе общепризнанных норм международного права, взаимного уважения и учета интересов всех государств региона при участии специализированных международных организаций. Водная дипломатия как политико-дипломатическая форма многостороннего международного диалога является для нейтрального Туркменистана ключевым инструментом в этой области.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов говорил по этому поводу: «Мы должны объединить наши усилия на общей мировоззренческой платформе, принципах обеспечения равного и справедливого доступа к водным ресурсам как обязанности каждого государства. Второстепенные, локальные интересы должны уступить место пониманию общерегиональных целей и приоритетов и выработке на этой основе единой стратегии действий на долгосрочную перспективу».
С трибун представительных международных форумов Президент Туркменистана регулярно выступает с инициативами, направленными на консолидацию усилий государств в водном сегменте устойчивого развития. На конференции РИО+20 Президент Туркменистана предложил выделить аральскую проблематику в отдельное направление деятельности ООН, назвав его Специальной программой ООН для стран бассейна Аральского моря.
На VII Всемирном водном форуме в городе Тэгу (Республика Корея) глава Туркменского государства выступил с предложением разработать долгосрочную специализированную программу ООН по водным вопросам, а в связи с последствиями изменения климата для Центральной Азии создать под эгидой и при активном участии ООН региональный центр по технологиям, связанным с изменением климата. Отдельным направлением деятельности этого центра могла бы стать водная проблематика. Тогда же был поставлен вопрос о создании нового направления в дипломатической деятельности – водной дипломатии. Главной целью этой идеи является налаживание широкого международного диалога по водным вопросам.
На международной конференции высокого уровня по международному десятилетию действий «Вода для устойчивого развития» Президент Туркменистана предложил государствам Центрально-Азиатского региона и Секретариату ООН предметно рассмотреть предложение об учреждении специализированной структуры ООН по водным вопросам для Центральной Азии. Определяющими критериями в отношениях между странами в вопросах водопользования, по твердому убеждению Гурбангулы Бердымухамедова, должны быть уважительность, ответственность, равноправие, учет интересов каждой страны.
В контексте последовательной реализации водной дипломатии Туркменистан выступил инициатором принятия Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2018 года и в мае 2019 года резолюций «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Международным фондом спасения Арала». Эти документы создают правовую базу для взаимодействия ООН и МФСА на системной основе. В частности, для изучения возможностей создания специальной программы ООН для Арала. Непосредственно усилению партнерства Туркменистана с ООН служит то, что Туркменистан стал стороной, присоединившейся к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
Как следует из сказанного, приоритеты стратегии водной дипломатии Туркменистана в полной мере отвечают глобальной повестке дня на период до 2030 года, принятой мировым сообществом и сформулированной в Целях устойчивого развития. Направленная на консолидацию общих усилий и полезный взаимообмен опытом водная дипломатия Туркменистана привносит новые важные приоритеты в работу ООН и служит процветанию и прогрессу в национальном, региональном и глобальном измерениях. Политическая воля и решимость Президента Туркменистана позволяют в полной мере реализовать созидательный потенциал водной дипломатии. Это констатируют и главы государств, и руководители международных организаций.
Вопросы сохранения и рационального использования каждой капли воды являются важнейшим приоритетом государственной политики, суть которой четко сформулировал Президент Гурбангулы Бердымухамедов: «В условиях ограниченных водных ресурсов мы должны рационально использовать их для полива сельскохозяйственных культур, научиться разумно расходовать каждую каплю воды, внедрять водосберегающие технологии, уметь при минимальных затратах воды получать максимальные урожаи. Мы должны исключить расточительное использование воды, улучшить мелиоративное состояние посевных площадей, техническое состояние и качество водохозяйственного строительства».
Обозначенные лидером нации приоритеты государственной политики в области сохранения и рационального использования водных ресурсов получили правовое закрепление в законодательстве Туркменистана и находят воплощение в реализуемых на практике соответствующих проектах и программах. Так, например, Президентом Туркменистана была утверждена «Программа работ на 2015 – 2020 гг. по рациональному использованию водных ресурсов в Туркменистане и увеличению пропускной способности Каракум-реки». Кроме того, в Центральных Каракумах продолжается сооружение туркменского озера Алтын Асыр. Это рукотворное озеро, как крупнейшее гидротехническое сооружение, играет важную роль в улучшении экологической обстановки Центрально-Азиатского региона, способствует предотвращению загрязнений нижнего течения Амударьи коллекторно-дренажными водами.
В стране активно внедряются современные водосберегающие технологии в орошаемом земледелии, строительстве и эксплуатации промышленных и гидротехнических сооружений. Особенное внимание уделяется обеспечению населения чистой питьевой водой. По поручению Президента была принята специальная программа, в соответствии с которой повсеместно построены заводы по производству питьевой воды. На побережье Каспия построены опреснительные установки. На поддержание и развитие экологической среды и различных экологических и водных проектов Туркменистан ежегодно тратит более полумиллиарда долларов.
Для туркменской водной дипломатии характерна предельная прозрачность намерений и действий. Информация по водным ресурсам Туркменистана отражается во всех государственных программах развития водного хозяйства.
Уважая сложившуюся структуру и принципы распределения водных ресурсов межгосударственных водных источников, независимые государства Туркменистан и Узбекистан в январе 1996 года подписали соглашение по разделению воды реки Амударьи по приведенному стоку гидропоста Керки по принципу 50/50, которое стало основой для подписания в марте 2017 года соглашения между Министерствами сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и Министерством сельского и водного хозяйства Туркменистана о сотрудничестве по водохозяйственным вопросам, а также других соглашений, касающихся совместного использования водных ресурсов в низовьях Амударьи и водохозяйственных объектов, ремонтно-восстановительных работ и обмена опытом.
Туркменистан последователен в своей водной дипломатии и в том, что касается конкретных предложений. Как известно, сейчас на фоне пандемии ситуация в Приаралье обостряется и необходима большая предметность, конкретная практическая помощь и поддержка живущим там людям. Развивая деятельность по созданию международно-правовых основ решения аральской проблематики, в частности, создания Специальной программы ООН для стран бассейна Аральского моря, в мае 2021 года в рамках очередной сессии Экономической и Социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) Туркменистан готов представить первоначальный проект концепции и структуры будущей специальной программы по Аралу и призывает все государства и заинтересованные международные организации к обсуждению этих документов.
Туркменистан последовательно настаивает на необходимости консолидации усилий, направленных на укрепление роли международного права, многосторонних правовых инструментов существующей системы глобальной безопасности, неукоснительное соблюдение всеми странами общепризнанных норм, вытекающих из Устава ООН. И одним из путей достижения этой цели считает восстановление доверия в международной политике, утверждение культуры уважительного диалога. В этом плане Туркменистан рассчитывает на те возможности, которые открывает объявление 2021 года Международным годом мира и доверия. Это была инициатива Туркменистана, которая нашла поддержку в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
В свете выполнения положений этого документа Туркменистан выступил с инициативой проведения в 2021 году международного форума мира и доверия. Президент Туркменистана заявил в этом контексте: «Убеждены, что он будет способен дать мощный импульс конструктивному и уважительному многостороннему диалогу по самым актуальным темам современной глобальной повестки».
Столь важный инструмент диалога, как доверие, – это непременное условие для решения в том числе и водных проблем. Ведь водные ресурсы трансграничных рек Центральной Азии являются общим достоянием и благом народов, и во многом от их разумного и справедливого использования зависят стабильность и благополучие всего региона. На основе мирного и конструктивного диалога и взаимного доверия необходимо сохранять эффективный и рациональный подход, ответственное отношение и совместные действия в рамках регионального сотрудничества в сфере управления водными ресурсами и их сбережения.

Гурбан ХОММАДОВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005