CВЕТ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Прошло почти полвека с тех пор, как в пустыне Каракумы знаменитый ныне археолог Виктор Иванович Сарианиди (1929–2013) вместе с коллегами начал углубленные исследования оазисной цивилизации эпохи бронзы, которая некогда имела название Маргиана, или страна Маргуш. Созданная им Маргианская археологическая экспедиция (МАЭ) с 2001 года и по сей день является совместным проектом Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук и Национального управления по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры Министерства культуры Туркменистана в рамках программы российско-туркменской межправительственной комиссии. С 2014 года экспедицию возглавляет доктор исторических наук Надежда Анатольевна Дубова – многолетний друг и соратник Виктора Ивановича, унаследовавшая от него любовь к туркменской земле и ее народу. К настоящему времени издано уже семь томов трудов МАЭ, не говоря об отдельных книгах и статьях самого Сарианиди и его коллег. В них представлено достаточно доказательств того, что здесь, в сердце Азии, среди песков и пустынных равнин когда-то существовали не разрозненные поселения, а целая страна, ранее совершенно неизвестная. Каждый великий ученый не сразу приходит к своим открытиям, изменившим устоявшиеся взгляды в той области науки, которой он посвятил свою жизнь. У археологов этому предшествует многолетний полевой опыт, умноженный на весь накопленный багаж академических знаний. Но и без интуиции, профессионального чутья успеха не будет, поэтому любителям в археологии ждать совершенно нечего. Судьба Виктора Сарианиди, которого многие считали везунчиком, эдаким «джентльменом удачи», наглядно показывает, что за его яркими достижениями стоит упорный и тяжелый труд «полевика», эрудиция глубокого специалиста и несомненный природный дар, можно даже сказать – талант исследователя. До него считалось, что в безводных Каракумах люди никогда не жили и уж какие могли там быть города в далеком прошлом? Но оказалось, что не только жили, но и строили монументальные сооружения из глиняных кирпичей – как и везде на Древнем Востоке. О том, как был открыт Гонур – столичное поселение Маргианы, Виктор Иванович не раз рассказывал и журналистам, и нам – его постоянным сотрудникам. Вот запись одной из наших бесед, когда он вспоминал обстоятельства своего открытия: «Это было теперь уже в далеком 1972 году. Вместе с коллегой Какамурадом Курбансахатовым мы брели пешком по пустынному ландшафту примерно в 70 километрах севернее города Байрамали, когда увидели внушительных размеров холм, усеянный битой керамикой. Пастухи называли это место Гонур-депе. Поначалу мы не обнаружили ничего примечательного. Под ногами все те же бездарные, однотипные черепки и ничего более. И вот тут-то оно и произошло. Темный ноздреватый обломочек керамического шлака чем-то неуловимым вызвал к себе особое внимание. Я вернулся, поднял заинтересовавший меня кусочек и только тогда понял, чем он отличается от своих многочисленных собратьев. Сначала я ничего не мог разобрать в извилистых бороздках, образующих какой-то замысловатый узор, и лишь перевернув его на другую сторону, убедился, что это не игра природы и даже не моего воображения, а рисунок, выгравированный на стеатитовой пластине. На меня смотрел то ли бык, то ли овцебык в окружении змей и драконов! Мое состояние в тот момент может понять только тот, кто сам испытал эти захватывающие дух мгновения, ради которых, наверное, и живет археолог». Впоследствии, за годы раскопок Гонура и соседних с ним древних поселений страны Маргуш, были найдены сотни таких печатей-амулетов, каменных и бронзовых, самых разных конфигураций и с множеством любопытнейших сюжетов, которые удивительным образом напоминали те, что ранее Виктор Сарианиди находил в северных районах Афганистана, где работал в семидесятые годы. Стало очевидным, что эта историческая область, ныне именуемая древней Бактрией, когда-то составляла одно целое с древней Маргианой. И там, и тут жил один народ, говоривший на одном языке, исповедовавший одни и те же верования и, возможно, имевший какое-то общее управление, хотя об этом мы пока ничего не знаем. Остается лишь предполагать, что по аналогии с существовавшими в то же самое время хорошо известными науке царствами Египта и Месопотамии во главе этой загадочной страны стоял царь-жрец, то есть лидер, которому принадлежала как административная, так и религиозная власть. Одной только группы находок, впрочем, самой информативной, Виктору Ивановичу хватило на то, чтобы написать фундаментальный труд «Мифы древней Бактрии и Маргианы по их печатям и амулетам». Этот уникальный каталог давно уже стал библиографической редкостью, и сейчас в Германии выходит его второе, расширенное издание, подготовленное участницей Маргианской экспедиции доктором Сильвией Винкельман. А всего за свою долгую жизнь ученый опубликовал свыше тридцати книг – как строго научных, так и научно-популярных, увидевших свет на русском, английском, туркменском, греческом, немецком и других языках, изданных в Москве, Ашхабаде, Афинах, Берлине. В них он убедительно показал, каким был мир Центральной Азии в эпоху бронзы. Он также горячо отстаивал свои идеи относительно происхождения жившего там народа, его верований, в которых он усматривал предтечу зороастризма – одной из древнейших мировых религий. Благодаря работам Сарианиди стало понятно, что по крайней мере четыре тысячи лет назад современная река Мургаб протекала намного восточнее ее нынешнего русла. Истоки этой реки уходят в предгорья Афганистана. В пределах Туркменистана располагается только ее часть и конечный, дельтовый веер, щедро орошавший земли на территории не менее трех тысяч квадратных километров. Именно здесь, где давно нет воды и на поверхности не видно зримых следов человеческой деятельности, среди ныне безжизненных такыров и барханных дюн археологам и удалось обнаружить несколько сотен древних поселений. Виктор Иванович всегда с благодарностью вспоминал своих соратников, которые вместе с ним были первопроходцами древней Маргианы. Прежде всего, это Иминжан Масимов – замечательный археолог, открывший несколько оазисных центров вокруг Гонура. Безвременно ушедший из жизни, он успел оставить яркий след в археологии Туркменистана. Гонур-депе – самое большое из всех поселений бронзового века, обнаруженных в северной части дельты Мургаба. С конца III тысячелетия до середины II тысячелетия до нашей эры это был особый храмовый город, куда жители всех окружающих селений приходили молиться и совершать важные для их жизни ритуалы. Ныне почти полностью раскопанный, он расположен в трех часах езды от современного города Мары. Гонур занимает площадь около 55 гектаров и состоит из разных секторов: главного комплекса в его северной части, меньшего комплекса на юге и большого некрополя, который лежит к западу от главного комплекса. В центре северного комплекса стояла фортификационная цитадель, окруженная обширной укрепленной территорией, стены которой имели квадратные башни. Сарианиди называл часто ее кремлем. Весь этот ансамбль был возведен в центре огромного участка овальной формы с внешним обводом, внутри которого находились несколько водоемов, а также массивы мелких построек, соединенных в очень плотную ткань. К востоку от большого южного водохранилища были обнаружены многочисленные подземные склепы с очень ценными погребальными приношениями. Золотые, серебряные и бронзовые изделия, терракотовая пластика и резьба по кости, целые сервизы тонкой керамической посуды разнообразной формы, предметы из алебастра, хлорита и других видов камня воссоздают образ общества, занимавшегося как производством, так и коммерческой торговлей с другими крупными городскими общинами Ближнего и Среднего Востока, а также с Хараппой – цивилизацией долины реки Инд. Особую ценность представляют найденные в этих погребениях мозаичные композиции, украшавшие интерьеры мавзолеев местной знати. Среди них сохранились несколько сюжетных и орнаментальных панелей, находившихся как на стенах, так и на сундуках с погребальными приношениями. Все мозаики выполнены в смешанной технике: элементы цветной росписи дополнялись каменными вставками. Изображения создавались с использованием нескольких органических красителей: угля (черный цвет), ультрамарина, полученного из лазурита (ярко-синий цвет), киновари или охры (ярко-красный цвет). Самые важные детали – головы людей и животных, туловища и конечности, перья и лапы птиц, повторяющиеся элементы орнаментов – сделаны из камня. Реконструкция и консервация собранных мозаичных композиций осуществляется по сей день специалистами Государственного научно-исследовательского института реставрации Министерства культуры Российской Федерации Натальей Ковалевой и Галиной Вересоцкой при активном участии их коллег из музеев и вузов Туркменистана. Все найденные произведения искусства древней Маргианы обогатили коллекции трех туркменских музеев, а несколько предметов, найденных еще в советский период раскопок, переданы в Государственный музей Востока в Москве. Значительное число похожих предметов, происходящих из грабительских раскопок в Афганистане, рассеяно по многочисленным частным коллекциям Европы, Америки и Азии, включая такие крупные собрания древностей, как Лувр в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и японский Музей Михо. На Западе эта во многом уникальная культура бронзового века именуется Цивилизацией Окса – по древнегреческому названию реки Амударьи, которая протекала через Бактрию, но все-таки далековато от Маргианы. Поэтому Виктор Сарианиди присвоил ей гораздо более точное название: Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (БМАК). Теперь все чаще его называют не комплексом, а культурой при сохранении той же аббревиатуры. В совокупности все ставшие известными изделия древних мастеров, как и раскопанные в Маргиане сооружения, позволяют реконструировать не только мифологическую картину мира людей бронзового века, но также их социальную организацию, ремесла, степень развития архитектуры и инженерных навыков. Особую озабоченность ученого всегда вызывала сохранность раскопанных им памятников. Остатки их глинных стен, лишившись многовекового покрова из земли и песка, начинают быстро разрушаться под действием дождей и ветров, поэтому их постоянная консервация является сегодня одной из важнейших задач Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв». Надо ли говорить, как важно все это для сохранения культурного наследия и воссоздания подлинной истории туркменской земли! Неслучайно труд Виктора Ивановича был по достоинству оценен в этой стране. Ему присвоили звание лауреата Международной премии имени Махтумкули, он неоднократно получал высокие государственные награды, а в 2012 году Президент страны Гурбангулы Бердымухамедов вручил Виктору Сарианиди мантию и диплом почетного академика Академии наук Туркменистана. Не будет преувеличением сказать, что в Туркменистане он стал поистине национальным героем: его колоритную фигуру узнавали все – от школьников до старейшин. Его книги можно найти во всех книжных магазинах Ашхабада, других городов страны и, конечно, во всех библиотеках. Но самое главное – его экспедиция живет, расширяет поле поиска, а Гонур-депе превратился в популярнейшее место паломничества иностранных туристов и жителей Туркменистана, которые неравнодушны к истории. Остается добавить, что в год 90-летия со дня рождения Виктора Ивановича Сарианиди в Государственном музее Востока прошла первая в России выставка «Блистательная Маргиана», на которой были представлены экспонаты из архива ученого, антропологические реконструкции по костным останкам жителей эпохи бронзы, фотоматериалы об археологических раскопках в Туркменистане и Афганистане, а также о работе реставраторов над мозаиками из Гонур-депе. А перед открытием выставки в музее прошло заседание за круглым столом: друзья, коллеги, земляки – представители греческой общины Москвы поделились воспоминаниями об ученом, его жизни, открытиях, об их научном значении и, разумеется, о перспективах, потому что земля древней Маргианы хранит еще немало тайн.
|