ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2018  N5-6(158-159)
КУЛЬТУРА
ТРАДИЦИИ ЦИРКОВОГО СОДРУЖЕСТВА
В мировой культуре цирк – явление особого порядка, само содержание этого в прямом смысле слова живого и адресованного широкой публике искусства создает его притягательность и жизнестойкость. Цирк интернационален по своей сути. Зародившись столетия назад, цирковые труппы изначально представляли собой особое сообщество людей, демонстрирующих неисчерпаемые возможности человеческого тела и духа.
Содружество цирковых артистов сопутствовало и развитию туркменского цирка, история которого насчитывает более ста лет.
В дождливый апрельский день в Ашхабаде завершались гастроли труппы, заявленной в афише как Московский цирк Carnelly. В лучших цирковых традициях она «кочует» по странам Центральной Азии. Прибыв из Казахстана, в течение месяца коллектив, состоящий преимущественно из российских цирковых артистов, радовал жителей Туркменистана насыщенной программой.
Замечательным поводом для посещения прощальной гастроли послужило приглашение начинающего клоуна из Самары, с которым случайно разговорились на автобусной остановке. Его амплуа угадывалось без представления – открытый, солнечный, по-детски непосредственный. За несколько минут он поведал о программе, с которой коллектив выступал в Ашхабаде, совместном с отцом номере и своих планах, в которых – стать «Рыжим». «Это тот жизнерадостный и находчивый весельчак, у которого все получается», – добавил молодой человек. Его солнечная энергия вселяла оптимизм и укрепила в желании посмотреть парня на манеже и, конечно же, не только его.
За последние годы здание туркменского цирка на столичном проспекте Махтумкули, открытое после коренной реконструкции в 2010 году, стало притягательным для цирковых коллективов из многих стран. Вместе с тем, традиции циркового братства были заложены почти столетие назад, в самом начале истории туркменского цирка, когда на его арене блистали известные артисты, в том числе представители российских цирковых династий.
И сейчас для жителей туркменской столицы и ее гостей, нередко специально приезжающих из регионов страны чтобы попасть на представление в цирк, стали традиционными новогодние гастроли и другие выступления популярных российских цирковых артистов.
Зачастую в труппу входят представители разных стран Содружества, но, как правило, в Ашхабаде говорят: «Приехал Московский цирк». И в этом словосочетании заключен целый спектр эмоций, ведь представление на арене – коктейль веселья, чудесный мир, где торжествует смелость, ловкость, грация, мужество, красота, изящество и волшебство. «Московский» не столько географическая принадлежность, сколько своего рода марка высокого профессионализма. Именно эта особенность притягивает зрителей и стимулирует представителей национального циркового искусства к развитию и новым достижениям. Нередко в таких профессиональных контактах зарождаются планы совместных творческих проектов.
При полном аншлаге проходят в Туркменистане выступления гастролирующих цирковых коллективов. В текущем году под куполом Государственного цирка Туркменистана состоялся ряд ярких спектаклей с участием представителей российского манежа.
В январе под куполом Ашхабадского цирка шла увлекательная праздничная программа «Салют, лауреаты!», полностью соответствующая своему названию, ибо участвовали в ней профессионалы, мастера своего дела. Среди них – короли манежа, обладатели высоких цирковых наград, лауреаты и конкурсанты международных и всероссийских конкурсов циркового искусства. По словам художественного руководителя программы заслуженного артиста РФ Александра Ананьева, каждый участник представления уникален, а все они были настроены доставить удовольствие зрителям, порадовать их, показав захватывающее праздничное шоу. И это им удалось.
Цирковое представление «лауреатов» включило самые разнообразные по жанрам номера. Это феерические воздушные акробатика и гимнастика на ремнях, завораживающая эквилибристика, жонглирование, трюки велофигуриста, клоунада, дрессура с участием четвероногих артистов. Один из коронных номеров программы – дрессированные экзотические животные Марины Руденко. Отважная укротительница сумела объединить леопардов, крокодилов и питонов.
С забавными и смышлеными дрессированными собачками выходила на арену туркменского цирка Гражина Забукайте. С особым восторгом принимали юные зрители цирковую интерпретацию известной детской сказки «Волк и семеро козлят», наполненную забавными сценами с участием дрессированных животных.
Безусловно, тон программе задавал акробатический ансамбль «Русичи» и акробаты-эксцентрики «Спасатели» под руководством заслуженного артиста России Игоря Майорова. В экстремальном шоу под куполом цирка демонстрировали ловкость, гибкость и бесстрашие воздушные гимнасты. Чудеса ловкости и атлетизма показал зрителям силовой жонглер Сергей Жбанов, играющий тяжелыми гирями как легкими мячиками.
Веселыми репризами и фокусами развлекал публику клоунский дуэт – Александр Ананьев и Александр Бриллиантов, а также ведущий праздничного шоу – заслуженный артист РФ Владимир Стариков, не раз выступавший под куполом туркменского цирка в клоунском амплуа.
В марте гастролировал в Ашхабаде и вышеупомянутый Московский цирк Carnelly, в программе которого были заявлены выступления призеров различных мировых фестивалей циркового искусства.
Зрители рукоплескали феерическим выступлениям Гугкаевых «На полотнах», эквилибристке Нике Монгуш, дрессировщице и наезднице Елене Павлович, акробатке Татьяне Бутовой, ловкости канатоходцев, умелым жонглерам, номеру «Иллюзион» Марии Кох-Кутис. И, конечно же, дружными аплодисментами были награждены веселые клоуны – отец и сын Котянины, дрессировщики со своими подопечными – собаками, козами, обезьянами, лошадьми.
Не случайно многие из цирковых артистов с удовольствием возвращаются с гастролями в Ашхабад, где неизменно находят не только благодарного зрителя, но и поле для сотрудничества, обмена опытом с коллегами по творческому цеху. А иногда находят друзей через много-много лет. Так было и в ходе гастролей Carnelly, подаривших встречу давним друзьям – заслуженному артисту России воздушному гимнасту и дрессировщику Руслану Гугкаеву и заслуженному деятелю культуры Туркменистана, руководителю группы «Галкыныш» Пыгы Байрамдурдыеву. Руслан Гугкаев с удовольствием вспоминал о том времени, когда начинал цирковую карьеру наездником и какое-то время работал вместе с туркменским коллегой.
Делясь впечатлениями о туркменских цирковых артистах, гости искренне восхищались их упорством, бесстрашием и работоспособностью, которая, как известно, составляет значительную часть успеха циркового представления.
Сегодня на манеже туркменского цирка преимущественно выпускники циркового отделения Туркменского государственного института культуры. Но об их растущем мастерстве свидетельствуют победы на международных конкурсах и фестивалях. В числе которых серебряная и золотая медали воздушных гимнастов на IX и X Международном фестивале циркового искусства «Эхо Азии» в Астане (Казахстан). В планах Госцирка Туркменистана – продолжить участие в этом форуме и в текущем году.
Сегодня цирк занимает свою нишу в многообразной палитре культурной жизни Туркменистана и стремительно развивающейся индустрии развлечений. В лучших национальных традициях на его арене блистают прославленные на весь мир туркменские наездники, рождаются артистические династии. Примечательно, что с нынешнего года Государственный цирк Туркменистана и просмотр выступлений туркменских джигитов на ахалтекинских скакунах стали включаться в список достопримечательностей, рекомендованных для посещения зарубежным гостям.
Вместе с тем, развиваются профессиональные контакты, среди которых сотрудничество с российским цирком, обладающим собственными уникальными традициями. Ему принадлежат многие художественные открытия, трюковые ноу-хау, авторские разработки, получившие признание и распространение в мировом цирке и, безусловно, представляющие интерес для молодых туркменских артистов, которым доверена важная миссия популяризации через цирковое искусство богатейшего национального культурного наследия.
И в этом плане особо отличаются далеко известные за пределами страны коллективы национальных конноспортивных игр «Галкыныш» и «Туркмен джигитлери», завоевавшие за последние годы немало призов всемирных цирковых фестивалей и престижных международных конкурсов.
Действительно, на счету туркменских конников – «Золотой идол» Всемирного фестиваля циркового искусства, приз СМИ «Бронзовый манеж» и специальный приз за исполнительское мастерство от Центра циркового искусства в Вероне, специальный приз международного циркового фестиваля в Монте-Карло.
Молодые коллективы продолжают замечательные традиции. Напомним, что национальное цирковое искусство в Туркменистане начало формироваться в 1924 году и было представлено в основном конниками. Джигитовка впервые была введена в цирк туркменскими артистами, взявшими все лучшее из национального искусства наездничества. А «Джигиты солнечной Туркмении», «Ансамбль джигитов Аннаевых» с неизменным успехом гастролировали по городам Советского Союза.
И сегодня наездники на ахалтекинских скакунах – основа и гордость туркменского цирка, визитная карточка страны. Их выступления неизменно наполняют представления на манеже атмосферой праздничной феерии, экспрессии, придают им самобытный национальный колорит. А ведь всего несколько лет назад путевкой в международную цирковую жизнь для туркменских конников стало участие во Всемирном фестивале циркового искусства «Идол», который проходил на арене одного из крупнейших цирков в мире – Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского.
Туркменские джигиты буквально на всем скаку ворвались в элиту мирового циркового искусства, продемонстрировав удивительно свежую и оригинальную трактовку конного представления, покорив строгое профессиональное жюри и искушенную публику. Члены жюри – генеральный директор, художественный руководитель Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин и вице-президент Международного циркового фестиваля в Монте-Карло Урс Пилс не скрывали своих симпатий по отношению к туркменским джигитам.
«По моему мнению, – отметил тогда Максим Никулин, – в единой мировой многонациональной семье артистов цирка долгое время недоставало ярких представителей Туркменистана. С огромной радостью я несколько лет назад встретил известие из Ашхабада о возрождении национального цирка, с готовностью принял первые предложения о сотрудничестве и был уверен, что не за горами час триумфа туркменских артистов. И вот этот час настал».
В 2013 году обладателей главного приза Всемирного фестиваля циркового искусства «Золотой идол» встретили на Родине как национальных героев. Затем были триумфальные гастроли в Беларуси и Турции, Италии, России, Украине, Китае и других странах. И... взлет к чаше огня Азиады-2017.
Туркменские конники блестяще выступили на церемонии открытия впервые проходивших в стране V Азиатских игр в закрытых помещениях и по боевым искусствам, а руководителю национальной конноспортивной группы «Галкыныш» было доверено право зажечь огонь Игр «Ашхабад-2017».
В нынешнем сезоне цирковые артисты радуют зрителей новой программой, в которой органично соединяются вековые традиции этого полного волшебства и чудес искусства с оригинальными новациями, характерными для современного циркового представления. Но неизменно «гвоздем» программы остается знаменитая джигитовка на ахалтекинских скакунах. Зрителей завораживают красота и стремительность статных ахалтекинцев, этих поистине «райских» коней, а также четкость отточенных движений и лихость наездников, в том числе девушек, выполняющих на полном скаку сложнейшие трюки и разнообразные приемы вольтижировки, доставшиеся туркменским артистам в наследство от их талантливых предков.
Один из оригинальных номеров новой программы – «Молодая поступь», в котором представлены дебютанты – восемь жеребят ахалтекинской породы. Лихие джигиты на высокой скорости демонстрируют разнообразные элементы – две «свечи» на одном коне, «вертушки», двойные и тройные пирамиды, показывая, насколько тесным и гармоничным может быть единение всадника с конем. И это – истинное совершенство мастерства и артистизма. Эффектные элементы джигитовки исполняют и бесстрашные наездницы – прекрасные амазонки. Неизменно шквал аплодисментов вызывает яркий номер руководителя группы заслуженного деятеля культуры Туркменистана Пыгы Байрамдурдыева на красавце ахалтекинце.
Примером успешного продолжения туркмено-российского сотрудничества на ниве циркового искусства явилось приглашение группы «Галкыныш» с аттракционом «Конные национальные игры» к участию в международном фестивале, приуроченном к 100-летию Росгосцирка. Мероприятие впервые прошло в Санкт-Петербурге в Большом государственном цирке северной столицы России. Шоу «На Фонтанке» объединило выступления цирковых артистов из двадцати стран, в том числе Туркменистана. Ведущим фестиваля выступил директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, народный артист России Эдгард Запашный. Напомним, что в 2013 году Эдгард Запашный, главный организатор и ведущий фестиваля «Идол», подводя итог выступлению туркменских артистов, отметил, что их успех логичен и закономерен, выразив готовность поддерживать и развивать взаимообогащающие связи между российскими и туркменскими деятелями циркового искусства.
Очевидна плодотворность международных контактов, открывающих новые возможности и горизонты для совершенствования мастерства, профессионального роста цирковых артистов, обмена опытом и постижения всего лучшего, что есть в мировой художественной культуре и искусстве.

Марал КАДЖАРОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005