ПОИСК



Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2009  N6(51)
КУЛЬТУРА
ДОРОГА К ХРАМУ
C тех пор, как 185 лет назад на левом берегу Мургаба возникло туркменское селение – предшественник современного города Мары, не было здесь постройки столь значительной во всех отношениях: и по масштабу, и по красоте, и по значению. Административный центр Марыйского велаята наконец-то обрел свою градостроительную доминанту, символ не только архитектурный, но и духовный, ведь речь идет о мечети, равной которой еще не видела земля Маргианы. Она почти вдвое превышает по габаритам самую известную постройку Древнего Мерва – мавзолей султана Санджара, долгое время остававшийся непревзойденным по своим конструктивным особенностям во всей мировой архитектуре.

Казалось бы, традиции мастеров далекого прошлого давно прервались, ведь XXI век диктует иные формы, другие строительные материалы и технологии. Но в независимом Туркменистане сполна проявилось обоюдное стремление и заказчиков, и потребителей архитектуры придать ей ярко выраженные восточные черты – прежде всего, таким знаковым постройкам, как мечети, дворцы, музеи и театры. Вот почему государство, провозгласившее национальное возрождение своей сверхзадачей, не просто поддерживает, но генерирует именно такую архитектуру, которая отвечает эстетическим ожиданиям своих граждан.

В этом смысле мечеть, построенная в Мары, может служить своего рода эталоном стиля, в котором современные конструкции, формы и детали гармонично сочетаются с важнейшими элементами традиционного исламского искусства и строительной культуры Туркменистана. Проект, который еще в 2001 году специально для Мары разработали опытные ашхабадские архитекторы Какаджан и Дурли Дурдыевы, сразу получил высокую оценку в профессиональных кругах. И это не удивительно: творческий дуэт четы Дурдыевых давно снискал заслуженный авторитет и признание, в свое время они получили Международную премию имени Махтумкули «за выдающийся вклад в сооружение мечети Сапармурата-хаджи в Геоктепе, ставшей символом единства, сплоченности и героизма туркменского народа и его славного исторического прошлого».

Учитывая современные темпы строительных работ, марыйская мечеть строилась долго. В какой-то момент из-за недостатка средств стройка и вовсе была заморожена. Но два года назад, на проходившем в Мары заседании Народного Совета к главе государства поступила просьба жителей долины Мургаба о содействии в строительстве храма. Тогда же, откликнувшись на просьбу марыйцев, Гурбангулы Бердымухамедов сообщил о решении выделить на эти цели один миллион американских долларов из благотворительного фонда президента Туркменистана. Подрядчиком строительных работ выступила турецкая фирма «Кылыч Иншаат». Наконец, нынешней весной соборная мечеть, которая по пожеланию верующих получила имя Гурбангулы-хаджи, распахнула свои врата. Президент сам приехал осмотреть мечеть, в комплексе с которой возведены зал на полторы тысячи человек для трапез по случаю жертвоприношений во имя Аллаха, здание для ритуальных обрядов, гостиница, а также блок питания и другие подсобные строения. На прилегающей территории разбит сад с фонтанами, установлены удобные скамейки для отдыха. Каскады фонтанов украшают и центральную лестницу мечети.

Но что представляет собой само здание? Об особенностях архитектурных решений говорит один из его авторов Какаджан Дурдыев:

– Здание состоит из большого купольного зала и четырех угловых минаретов. Высота каждого минарета – 63 метра. Диаметр окружности, проведенной по наружной части здания, тоже 63 метра: эта цифра соответствует возрасту пророка Мухаммеда. Молельный зал рассчитан на одновременное участие в молебне двух с половиной тысяч верующих. Верхний ярус, куда ведет отдельный вход, предназначен для женщин. Восемь мощных колонн держат купол пролетом 24 метра. Подкупольный барабан прорезан стрельчатыми окнами, через которые в зал попадает дневной свет, преломляясь в ажурных переплетениях витражей. Двухъярусные колоннады обогащают пространство интерьера, а самое роскошное убранство, конечно, у михраба. Это сердце мечети, ее важнейший элемент, к которому обращены взоры всех находящихся в зале. Во внутренней отделке обильно использован мрамор, а также цветная фаянсовая плитка, лепной гипс, высечка по камню, декоративная мозаика. Особое место в декоре мечети занимает рельефная эпиграфика, содержащая суры Корана и традиционные арабские каллиграммы с именем Аллаха. Они украшают не только интерьер, но и фасады, одетые в белый мрамор. Бирюзовые купола (кроме центрального есть еще четыре малых над михрабом, лестницей и кулуарами второго яруса) облицованы майоликой и увенчаны позолоченными полумесяцами.

Многие мировые информационные агентства, особенно в исламском мире, живо откликнулись на открытие марыйской мечети. Интернет-сайты отмечали, что ее строительство стало реальным воплощением в жизнь инициируемой туркменским лидером политики национального возрождения. Как известно, по завершении осмотра мечети в беседе с представителями духовенства президент подчеркнул, что туркменское государство гарантирует своим гражданам обеспечение прав и свобод, закрепленных в Конституции страны, в том числе свободы совести и вероисповедания. «Мы строим наш сегодняшний день и наше будущее по гуманным законам и высоким нравственным ориентирам, оставленным в наследство славными предками» – сказал Гурбангулы Бердымухамедов, отметив при этом возложенную на религиозных деятелей ответственность – нести людям свет истины, милосердия и добра.

Мечеть Гурбангулы-хаджи стала третьим монументальным сооружением эпохи независимости, украсившим центр города. Вместе с беломраморными зданиями Государственного драматического театра имени Кемине и дворца Рухыет она активно формирует обширную площадь, призванную стать центром общественной жизни Мары, своего рода городским форумом. Одновременно с мечетью этот областной центр обогатился еще несколькими крупными объектами. Это новый современный терминал аэропорта, школа на 600 ученических мест, отвечающая самым высоким образовательным стандартам, расположенный напротив школы детский сад, рассчитанный на 160 малышей, а также Центр охраны здоровья матери и ребенка «Эне Мяхри», выросший на берегу Мургаба, напротив возведенного ранее на другом берегу шестиэтажного здания медицинского диагностического центра.

Таким образом, радикально обновленный город получил сразу несколько важных сооружений, формирующих его современный облик и поддерживающих тот архитектурный стиль, который ныне прочно утвердился в Туркменистане. От мемориальной мечети в Геоктепе до построенной 15 лет спустя мечети в Мары тянется новая линия развития национальной архитектуры, отмеченная творческими поисками и достижениями архитекторов-проектировщиков, которым суждено воплощать в бетоне и мраморе идеи своего времени.

Руслан МУРАДОВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005