ПОИСК



Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2009  N1-2(46-47)
ПРЕВЕНТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ НАБИРАЕТ ОПЫТ
В минувшем декабре исполнился год с момента открытия в столице Туркменистана принципиально новой структуры Организации объединенных наций – Центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии. Возглавил региональный Центр представитель Генерального секретаря ООН господин Мирослав ЕНЧА. Он любезно согласился ответить на вопросы журнала «Туркменистан»:

– Уважаемый господин Енча, существуют различные виды и формы дипломатической работы, одной из которых является превентивная дипломатия. Скажите, чем она отличается от других форм и в чем ее преимущества?

– Впервые идею превентивной дипломатии озвучил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Даг Хаммаршельд на XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Позднее, в 1992 году, концепция превентивной дипломатии в целостном виде была изложена в широко известном докладе Генерального секретаря ООН Бутроса Гали «Повестка дня для мира».

Превентивная дипломатия отличается от обычной дипломатии в общепринятом значении этого понятия тем, что представляет собой комплекс политических мер, направленных на выявление ситуаций, способствующих возникновению конфликтов, и ликвидацию источников потенциальных угроз на самой ранней из возможных стадий.

Сегодня превентивная дипломатия используется правительствами, международными и неправительственными организациями, а также отдельными политиками. Многие политологи и эксперты считают превентивную дипломатию весьма востребованным инструментом предотвращения конфликтов в современных условиях. Однако превентивная дипломатия не является единственным способом решения существующих и потенциальных проблем. Политическая воля государств остается определяющим фактором эффективности применения превентивной дипломатии.

– Расскажите, пожалуйста, историю создания регионального Центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии, и почему именно этот регион привлек внимание мирового сообщества для создания этой структуры ООН.

– Региональный Центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии является специальной политической миссией ООН, созданной по инициативе пяти государств региона – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Выдвигая предложение о создании подобного Центра, правительства стран региона приняли во внимание многочисленные угрозы, с которыми сталкивается данный регион, – такие, как международный терроризм и экстремизм, наркотрафик, организованная преступность, ухудшение состояния окружающей среды.

7 мая 2007 года Генеральный секретарь ООН обратился с письмом к Совету безопасности, в котором сообщил о намерении учредить Центр по превентивной дипломатии для Центральной Азии. И полгода спустя, в декабре 2007 года, состоялось официальное открытие Центра в Ашхабаде.

Роль Центра, прежде всего, состоит в содействии диалогу правительств стран Центральной Азии в поиске решений возникающих проблем и снятии потенциальных угроз; поддержке регулярных контактов с международными организациями, действующими в регионе, в поощрении их миротворческих усилий и инициатив; координации и обмене информацией о совместных усилиях по предотвращению конфликтов; сотрудничестве с другими Агентствами ООН, работающими в области обеспечения устойчивого развития и предотвращения конфликтов.

– Штаб-квартира регионального Центра находится в Ашхабаде. Хотелось бы узнать, почему выбор пал именно на туркменскую столицу, а также о том, как вас приняли на туркменской земле и как решались Центром первостепенные задачи в рамках мандата ООН?

– Решение об открытии регионального Центра по превентивной дипломатии в Ашхабаде было достигнуто путем консенсуса глав пяти центральноазиатских государств. Особо подчеркну, что правительство Туркменистана создало прекрасные условия для работы Центра, предоставив в его распоряжение замечательное здание, где расположены не только офисные помещения, но и просторный конференц-зал.

– Что было сделано Центром за первый год своего существования и как осуществлялось практическое взаимодействие вашей организации с правительствами центрально-азиатских государств.

– За небольшой промежуток времени с момента прибытия в Ашхабад в июне 2008 года я посетил все страны Центральной Азии и Афганистан. Центр превентивной дипломатии установил тесные рабочие контакты с лидерами стран региона, учреждениями ООН, работающими в Центральной Азии, а также при активном участии министерств иностранных дел государств Центральной Азии разработал план действий на 2009-2011 годы. Налажено тесное сотрудничество с такими региональными организациями, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Содружество независимых государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и другими региональными структурами.

В сентябре 2008 года была организована встреча представителей министерств иностранных дел стран Центрально-азиатского региона, региональных организаций и учреждений ООН, работающих в Центральной Азии. Хотел бы особо выделить предоставленную мне по инициативе президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова возможность принять участие во встрече глав государств Центральной Азии по водно-энергетическим вопросам, состоявшейся в октябре прошлого года в рамках саммита СНГ в Бишкеке. Рассматриваю это как признание роли ООН и, в частности, регионального Центра, в поиске решений самых насущных региональных проблем.

– Туркменистан, как известно, нейтральное государство. Приемы и методы, применяемые в превентивной дипломатии, внутренними нитями связаны с принципами нейтралитета. Скажите, насколько это помогает Центру эффективно сотрудничать с правительством Туркменистана?

– Постоянный нейтралитет Туркменистана был признан Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1995 года. Я полагаю, что статус нейтрального государства имеет особое значение в контексте работы нашего Центра, поскольку данный статус позволяет использовать потенциал Туркменистана как нейтрального посредника в поиске решений существующих проблем и предотвращении потенциальных конфликтных ситуаций. В связи со сказанным повторю: далеко не случайно то, что именно столица Туркменистана была выбрана в качестве штаб-квартиры регионального Центра ООН.

– Не так давно в Совбезе ООН состоялось слушание вашего отчета как Спецпредставителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по Центральной Азии...

– Да, действительно, 10 декабря 2008 года я выступил с докладом о деятельности и планах регионального Центра перед Советом безопасности ООН. Совет безопасности поддержал основные направления деятельности регионального Центра и приветствовал его сотрудничество с правительствами стран Центральной Азии и региональными организациями по вопросам, относящимся к сфере превентивной дипломатии. Я также встречался в Нью-Йорке с Генеральным секретарем ООН г-ном Пан Ги Муном и другими высокопоставленными представителями Секретариата ООН для обсуждения дальнейших практических шагов регионального Центра по реализации своей программы действий.

– Господин Енча, хотелось бы узнать и о перспективных направлениях деятельности Центра, планируемых проектах на ближайшее будущее...

– В соответствии с нашим планом действий, который получил принципиальную поддержку со стороны центральноазиатских государств, мы планируем проведение ряда конкретных мероприятий по приоритетным направлениям, а именно вопросам, связанным с борьбой с организованной преступностью и торговлей наркотиками, рациональным использованием водных и энергетических ресурсов, с ситуацией в Афганистане.

В ближайшем будущем Центр планирует реализацию ряда проектов, в том числе по вопросам, имеющим отношение к водно-энергетическому сектору, подготовке национальных кадров центральноазиатских государств по проблематике превентивной дипломатии. Совместная работа с национальными институтами стратегических исследований, политологами и экспертами будет также одним из важных направлений в деятельности регионального Центра.

– Региональный Центр по превентивной дипломатии пока еще не имеет аналогов в мире. Создание этой структуры ООН, уже год действующей в нашем регионе, по большому счету является экспериментом, от которого зависит судьба будущих подобных центров, которые планируется открыть в различных уголках планеты. Если подвести первые итоги – оправдывает ли себя то, что мы условно называем центрально-азиатским экспериментом?

– Наверное, еще рано подводить итоги. На мой взгляд, оценивать эффективность деятельности Центра могут только государства, по инициативе которых данный Центр был создан.

Со своей стороны, могу сказать, что уровень взаимодействия, установленный между региональным Центром по превентивной дипломатии и правительствами стран Центральной Азии, свидетельствует о том, что потенциал нашего дальнейшего сотрудничества весьма высок. А к вопросу об итогах, как вы называете, «центрально-азиатского эксперимента», я думаю, следует вернуться позднее.

Центр по превентивной дипломатии для Центральной Азии – это один из пяти региональных центров, которые Секретариат ООН имеет намерение создать в будущем. Как представляется, опыт работы нашего Центра нельзя будет напрямую использовать в качестве универсальной модели для других регионов, в которых планируется открытие подобных офисов, ибо каждый регион является уникальным по своим историческим и культурным характеристикам. И подход к решению проблем в других регионах будет всегда индивидуальным с учетом конкретных особенностей того или иного региона.

– В заключение нашей беседы разрешите пожелать успехов в столь важной для региона деятельности.

Беседу вел Бекдурды АМАНСАРЫЕВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005