ПОИСК



Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2008  N4(37)
КУЛЬТУРА
ИЗЗАТ КЛЫЧЕВ И МИР,
Народный художник Туркменистана, академик живописи, лауреат многочисленных государственных премий, живописец Иззат Назарович Клычев (1923-2006) – первый мастер, который вывел туркменское изобразительное искусство на мировой уровень.

Его картины экспонировались в крупнейших галереях планеты – от США до Японии. Персональные выставки мастера проходили в Англии, Италии, Германии, России, Польше, Эстонии, Азербайджане. Состоявшийся художник, он объехал полмира. На языке живописи Иззат Клычев рассказал своим согражданам о людях, красоте и величии Нового света, Европы, Азии, Африки. Миру – открыл свой родной Туркменистан.

Быт туркменских сел, богатая природа родного края – на полотнах Иззата Клычева, в первую очередь, фон. Художник смотрит на людей – простых ремесленников и выдающихся современников, всматривается в их открытые, задумчивые лица, читая в их глазах мудрость, достоинство и гармонию. Экспрессию на этих композиционно уравновешенных, зачастую статичных картинах создает своеобразная палитра мастера, ее яркие, карнавальные цвета, щедрые мазки кисти, четко обозначающей контуры, но не оставляющей слепящих бликов и глухих теней.

Одарив художника грандиозным талантом и уникальным внутренним зрением, судьба Иззата Клычева оказалась столь же щедра на трудности и лишения... Родившийся в 1923 году в селе Ялкым Байрам-Алийского района, уже в десять лет будущий большой живописец остался круглым сиротой. Заботу о трех братьях взял на себя старший Решид, который и отдал потом 17-летнего Иззата в Ашхабадское художественное училище.

В молодом студенте сразу увидела огромный потенциал его первая преподавательница живописи и рисунка Юлия Прокофьевна Данешвар. Художница помогла раскрытию способностей Иззата, уча, воспитывая и поддерживая его не только в работе над первыми холстами, но и потом, когда в 1942 году молодой парень уйдет на войну добровольцем. «Ты несешь в себе гордое чувство, которое мы называем любовью к искусству. И ничто не может его уничтожить: ни разрушения, ни зверства, ни смерть», – писала в одном из своих писем на фронт Юлия Данешвар.

Всю войну Иззат Клычев прошел с боями солдат отдельной роты связи, сражался под Воронежем, дважды участвовал в освобождении Харькова, форсировал вместе с однополчанами Вислу и Одер, встретил день победы в поверженном Берлине. Ордена Отечественной войны и Красной звезды, различные медали, в том числе «За отвагу»... После войны у художника остались не только многочисленные награды, но и тяжелые воспоминания, которые не могли не отразиться на всем творчестве Иззата Клычева. Впоследствии он напишет серию портретов ветеранов, изувеченных на фронте.

Война и мир – эта вечная тема будет прослеживаться на его полотнах и много позже. Взгляните на холст «Афганистан» (1988), написанный почти через полвека после Великой отечественной. Картина, на которой встречаются сразу три поколения, показалась бы идиллической… если бы не те ружья, которые держат в руках женщины, та пулеметная лента, которой играет младенец, те изуродованные снарядами стены домов. Средневосточное солнце ровно и щедро заливает полотно, оживляет цвета афганских национальных нарядов, ложится яркими пятнами на женские лица, и оставляет тусклым металл автомата. В оригинальной творческой манере Иззат Клычев указывает на этот явный диссонанс – война и материнство, ребенок и оружие в руках молодой женщины. Но сквозь это несоответствие звучат и ноты надежды, заключенной в твердом выражении лиц, в силе характера изображенных женщин, которые своей любовью и красотой способны спасти и сохранить мир. Говоря о войне, художник, по его собственным словам, всегда стремился «показать во всей остроте и боли то, что не должно повторяться никогда и ни при каких обстоятельствах».

После победы Клычев решил учиться дальше. В 1947 году он поступит в Ленинградский институт живописи имени И.Е.Репина, где была создана национальная студия для одаренной творческой молодежи из Средней Азии. Приходилось нелегко, Иззат учился в мастерской И.А.Серебряного, затем Б.В.Иогансона, а после института с ним занимался тогдашний президент Академии Художеств А.М.Герасимов. Под началом столь именитых учителей и в окружении великих полотен Эрмитажа и Русского музея, идеал казался неизмеримо далеким, и слишком много оставалось постичь.

При взгляде на картину «Ледоход на Неве» (1956) становится очевидно, что художник из Туркменистана принял и полюбил облачный Ленинград, пропустил через себя его серую, сырую весну. «Я являюсь воспитанником русской культуры, получал там образование и в зрелые годы дышал духовной атмосферой России, – говорил Иззат Клычев. – Но люблю Туркмению, люблю свои Каракумы. То и другое для меня неразрывно».

Именно Каракумы стали темой его дипломной работы. Чтобы выполнить ее, Клычев пошел простым рабочим в геодезическую экспедицию по Каракумам. Прокладывая все лето на пятидесятиградусной жаре трассу будущего Большого туркменского канала, художник находил время и силы делать наброски, эскизы. Через год после написания, дипломная картина «В пустыне Каракум» (1953) была экспонирована на Всесоюзной художественной выставке.

Полотна Иззата Клычева занимают одно из ведущих мест место в музее Изобразительных искусств Туркменистана. Мы видим здесь обилие портретов – как простых людей, безымянных сельчан и рабочих, так и выдающихся современников мастера – народных писателей Каюма Тангрыкулиева и Сейиднияза Атаева. Наиболее насыщенный на большинстве картин – красный цвет, он не только живописует ковровые узоры, национальные одежды, раскаленные пески и весенние цветы... Красной «дымкой» овеяны и лица людей, и горы, и небо, как, например, на представленных здесь холстах «Ветеран колхоза» (1971) и «Дальняя застава» (1977). Но красный здесь отнюдь не цвет войны, а скорее цвет яркого солнца, просвечивающего сквозь веки, горячего воздуха и горячих сердец. Красный цвет, преобладающий на полотнах «Радость семьи» (1987) и «Мальчики» (1976), утверждает любовь и согласие, символом которого становятся белые бумажные самолетики – самодельные «голуби мира» в детских руках.

Дженнет КАРАНОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005