2020  N9-10(186-187)
ЭКОНОМИКА
СТРАНА-СОЗИДАТЕЛЬ
Сегодня Туркменистан сравнивают с огромной строительной площадкой, где реализуются масштабные проекты общей стоимостью в десятки миллиардов долларов США. Возводимые объекты – промышленного, социального и культурного назначения. Большое внимание уделяется также строительству инфраструктурных объектов.
Выступая на заседании Халк Маслахаты Туркменистана 25 сентября 2020 года, Президент Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что в настоящее время в стране возводятся около 2,5 тысячи крупных объектов общей стоимостью более 37 миллиардов долларов США.
В ближайшей перспективе предстоит построить новый газохимический комплекс в Киянлы, газотурбинную электростанцию в Дашогузском велаяте, цех по производству фосфорного удобрения на Туркменабадском химическом заводе, приступить ко второму этапу промышленного освоения газового месторождения «Галкыныш», привел в качестве примеров глава государства.
Президент страны также напомнил, что в настоящее время реализуются проекты по созданию международных транспортных коридоров: строятся высокоскоростная автотрасса Ашхабад – Туркменабад, газопровод Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, осуществляются другие региональные проекты.
В последние годы большие объемы инвестиций вложены в создание новых мощностей по выпуску стекольной, железобетонной и другой продукции, в результате чего в несколько раз выросли объемы производства строительных материалов, отметил Президент.
В числе основных задач строительного комплекса глава государства назвал наращивание объемов производства, повышение качества и конкурентоспособности строительной продукции, безопасности строительных работ и услуг.
Эти задачи были обозначены еще 7 февраля 2020 года на заседании правительства, когда была реформирована структура управления строительной отраслью. Обосновывая эту необходимость, Президент подчеркнул, что в рамках государственной программы преобразования Туркменистана в индустриально развитое государство ведется масштабное строительство крупных поселков, административных центров и городов. Все это требует высокой организованности, умения управлять строительными работами и значительного увеличения производства стройматериалов.
На том же заседании правительства Президент подписал указ о создании нового Министерства промышленности и строительного производства, руководителем которого назначил Сердара Бердымухамедова, освободив его от должности хякима Ахалского велаята.
Президент поставил задачу обеспечить возводимые в стране объекты необходимыми стройматериалами, для чего следует увеличить объемы их производства. Это должно решаться как за счет модернизации действующих предприятий, так и сооружения новых заводов.
Уже в конце февраля Президент подписал постановление, поручив новому министерству обеспечить строительство ряда промышленных и производственных объектов в 2020–2023 годах и провести международные тендеры для отбора подрядчиков. Вскоре Министерство промышленности и строительного производства объявило о планах строительства 12 новых производственных объектов. Среди них – заводы по производству керамической плитки, водно-дисперсионных красителей, строительных смесей, напольного ламината и другой продукции. Также намечено построить вторую очередь цементных заводов в Ахалском и Лебапском велаятах, мощности каждого будут увеличены с 1 до 2 миллионов тонн в год.
Уже в июле по результатам международного тендера были определены подрядчики на возведение вторых очередей двух цементных заводов. Проекты, разработанные туркменскими компаниями «Beik-Bina» и «Trkmen Enjam», были названы наиболее оптимальными межведомственной комиссией. В том же месяце по контракту с профильным министерством они начали строительство и должны сдать в эксплуатацию обновленные предприятия в декабре 2022 года.
В числе масштабных инфраструктурных проектов, стартовавших в этом году, – начавшееся в апреле строительство практически с «нуля» нового города на 70 тысяч жителей, который станет административным центром Ахалского велаята. В феврале президент подписал постановление о выделении около 1,5 миллиарда долларов США для импорта оборудования и материалов, которые понадобятся для этого проекта.
Новый город разместится на площади 950 гектаров. В два этапа здесь планируется построить более 400 коттеджей и многоэтажных домов, десятки детских садов, школ, медицинских учреждений. Здесь также будут возведены дворец конгрессов, дом культуры, драмтеатр, библиотека, цирк и музей, два спорткомплекса, торгово-развлекательный центр и городской парк. Предусмотрено строительство международной высшей школы коневодства и научно-производственного центра данного профиля.
Примечательно, что реализация этой по-настоящему грандиозной стройки поручена местным строительным компаниям, которые уже накопили градостроительный опыт при возведении индустриальных комплексов, жилых массивов нового образца и поселков городского типа, полностью отвечающих современным требованиям международных стандартов. Новый город планируется построить за три-четыре года.
Также подготовлен к реализации еще один не менее масштабный проект по строительству нового города-спутника туркменской столицы. Рассчитанный на проживание более 107 тысяч жильцов, он уже получил неофициальное название «Ашхабад-сити». Общая площадь, отведенная под возведение этого грандиозного комплекса из более 200 зданий, составит 744 гектара. Здесь поднимутся 180 зданий высотой от 12 до 35 этажей, рассчитанных на 17 тысяч 836 квартир.
Среди объектов социально-бытовой инфраструктуры появятся многопрофильная поликлиника, дома здоровья, торгово-развлекательные центры, магазины и кафе, стадион и спортивный комплекс, центр торжеств, многоуровневые автостоянки. Проект «Ашхабад-сити» был подготовлен городским управлением Ашхабада, Министерством строительства и архитектуры, а также Туркменским государственным архитектурно-строительным институтом и Государственной академией художеств.
В перспективе, как предполагается, «Ашхабад-сити» и столицу свяжет ашхабадский метрополитен, идею строительства которого еще в 2014 году предложил Президент Гурбангулы Бердымухамедов. Разработку этого проекта осуществила украинская строительная ассоциация «Интербудмонтаж» в сотрудничестве с японской компанией «Сумитомо», Ассоциацией японского метро и германской консалтинговой группой «К2», которая проработала инженерные возможности метро в сейсмологической зоне. В мае 2020 года проект метрополитена был представлен в Ашхабаде. По задумке разработчиков, ашхабадский метрополитен станет современным, удобным и экологически чистым видом транспортного сообщения между Ашхабадом и его городом-спутником.
Еще одним инновационным строительным проектом в транспортной сфере станет автобан Ашхабад – Туркменабад протяженностью 600 километров, строительство которого ведется с января 2019 года. Под реализацию проекта правительство выделило льготный кредит в размере 2,3 миллиарда долларов США. Его реализация поручена местным строительным компаниям, в числе которых – хозяйственные общества «Алтын Несил», «Хызмат Меркези», «Огуз Ел», индивидуальное предприятие «Нусай Еллары» и десятки туркменских субподрядных организаций. В работах задействованы около 3500 строителей, более 2200 единиц специальной техники и автотранспорта.
Магистраль будет иметь восемь полос движения, ширина автодорожного полотна составит 35 метров. В рамках проекта будут возведены 4 моста через реки, 4 моста через железную дорогу, 22 моста на пересечении с другими автомагистралями, 76 подземных пешеходных переходов и специальный проход для животных, водные коллекторы над селевыми руслами, развязки и другие объекты.
Сдавать автотрассу к эксплуатации намечено в три этапа. На первом планируется завершить участок Ашхабад – Теджен в декабре 2020 года, на втором – участок Теджен – Мары в декабре 2022 года и на третьем этапе – участок Мары – Туркменабад в декабре 2023 года. Эта высокоскоростная автомагистраль даст возможность ускорить и нарастить объемы грузоперевозок, в том числе и транзитных, следующих через территорию Туркменистана.
Не случайно на сентябрьском заседании Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул, что Туркменистан – это мощное государство-созидатель. В соответствии с «Программой по социально-экономическому развитию страны на 2019–2025 годы» ведется масштабная работа по развитию городской и сельской среды, индустриализации, созданию транспортно-логистической инфраструктуры. Высокими темпами продолжается строительство нового крупного жилого комплекса в Ашхабаде, а также нового административного центра Ахалского велаята.
Только в рамках Национальной сельской программы по состоянию на 1 сентября этого года в стране освоено капиталовложений в объеме свыше 1,7 миллиарда манатов. За этот период построено и введено в эксплуатацию два Дома здоровья, 216 километров инженерных сетей и объектов, около 510 километров систем связи, жилых домов общей площадью 792,3 тысячи квадратных метров.
За восемь месяцев 2020 года объем инвестиций, направленных на развитие национальной экономики, составил 19,9 миллиарда манатов или 22,4 процента к ВВП. В 2021 году объем капиталовложений за счет всех источников финансирования еще больше увеличится и составит около 37 миллиардов манатов.
Отметив, что для ускоренного развития строительной отрасли необходимо прежде всего развивать промышленность, обеспечивающую оборудованием и средствами, Президент подчеркнул, что в этих целях в последние годы были вложены большие инвестиции для создания в стране новых производств по выпуску стекольной продукции, различных видов нерудных стройматериалов, железобетонных конструкций. В результате в стране в несколько раз повысились объемы производства строительных материалов.
Итоги 2019 года свидетельствуют о сохранении позитивных тенденций в инвестиционно-строительной деятельности. В прошлом году в строительную отрасль инвестировано около 35 миллиардов долларов США. В эксплуатацию были сданы более 1,7 тысячи объектов производственного и социально-культурного назначения на общую сумму около 10 миллиардов долларов США.
Сегодня строительный комплекс Туркменистана ориентирован на реализацию масштабных государственных программ по индустриализации, созданию современной транспортной и социальной инфраструктуры, новых мощностей по производству импортозамещающей продукции и экспортных товаров, жилищному строительству, всестороннему развитию регионов.
Программой социально-экономического развития Туркменистана на 2019–2025 годы предусмотрено, что доля строительства в общем объеме ВВП за семь лет возрастет до 11,5 процента. За этот период инвестиции в основной капитал составят 229,3 миллиарда манатов, будут введены в строй 289 объектов. Только в рамках Национальной сельской программы в регионах страны будет построено 13 больниц, 20 домов здоровья, 163 дошкольных учреждения, 201 школа, 16 домов культуры, 11 водоочистных сооружений, а также жилых домов общей площадью 1896,4 тысячи квадратных метров.
Немаловажно, что уже сегодня туркменские производители стройматериалов обеспечивают ими не только внутренний рынок, но и налаживают их экспорт. В 2019 году в Узбекистан и Афганистан экспортировано около 160 тыс. тонн цемента, произведенного Лебапским заводом. Кроме того, в Узбекистан для строительства объектов Ташкент-Сити, жилых домов в Бухаре, Самарканде и других городах отправлены десятки тысяч кубометров газобетонных блоков с Бахарденского завода газобетонных изделий.
В ближайшее время перед строителями стоят задачи улучшения качества и повышения объемов производимой продукции путем расширения и внедрения инновационных технологий на предприятиях отрасли. Для их решения правительство поручило ускорить внедрение цифровых технологий в управленческие и производственные процессы отрасли. Наращивать потенциал отрасли необходимо путем строительства новых производственных объектов на основе инноваций, разработанных ведущими мировыми производителями.
Используя инструменты государственной поддержки, включая льготное кредитование, необходимо стимулировать создание малых и средних предприятий по производству стройматериалов в регионах, шире практиковать создание совместных предприятий с ведущими зарубежными компаниями.
Актуальным направлением работы также является расширение сотрудничества с учеными Академии наук Туркменистана в сферах переработки местных сырьевых ресурсов, разработки технологий производства и создания новых видов строительных материалов.

Олег ЛУКИН