2020  N7-8(184-185)
ПОЛИТИКА
ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МИРОТВОРЧЕСТВА
На фоне разрастающейся в мире политической нестабильности, эскалации международных, региональных и внутренних конфликтов особую востребованность и актуальность приобретают меры по их раннему предупреждению и нейтрализации. В этом контексте, когда традиционные схемы урегулирования в режиме post-factum зачастую не дают желаемого результата, на первый план выходит такой пока еще не до конца оцененный фактор международной политики, как превентивная дипломатия. Туркменистан уже не первый год настойчиво и последовательно предлагает его использование в качестве важного, действующего на опережение политико-дипломатического инструмента. В Центральной Азии эту роль призван сыграть Региональной центр ООН по превентивной дипломатии – орган во многом уникальный по специфике и спектру поставленных перед ним задач.
17 ноября 2017 года в Нью-Йорке на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций единогласно была принята инициированная Туркменистаном резолюция «Роль Регионального центра Организации Объединенных Наций по превентивной дипломатии для Центральной Азии». Соавторами документа стали 57 государств, представляющие все континенты.
Резолюция подтверждает важность превентивной дипломатии в деле поддержки усилий ООН по оказанию помощи в мирном урегулировании споров, признает роль Регионального центра в оказании содействия государствам Центральной Азии в рамках расширения регионального сотрудничества, в целях противодействия транснациональным угрозам миру и поддержки устойчивого развития.
Инициатива создания центра целиком принадлежит Туркменистану, который еще с начала 2000-х годов настойчиво предлагал мировому сообществу предметно и системно подойти к вопросам обеспечения мира и безопасности в Центрально-Азиатском регионе. По мнению Ашхабада, одним из важнейших условий для этого могло бы стать эффективное использование инструментов превентивной дипломатии, мер раннего предупреждения конфликтных ситуаций. Идея постепенно обретала международное понимание и поддержку, в первую очередь, со стороны государств региона. В мае 2007 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и председатель Совета Безопасности американский дипломат Залман Халилзад обменялись письмами, в которых было выражено обоюдное согласие о целесообразности учреждения в Центральной Азии специализированной структуры, которая занималась бы мониторингом ситуации в регионе и выработкой превентивных мер по предупреждению и своевременной нейтрализации потенциальных конфликтов. А уже в конце декабря того же года Генеральная Ассамблея одобрила решение о создании такой структуры со штаб-квартирой в Ашхабаде. Через несколько недель над выделенным туркменским правительством для работы центра зданием взвился голубой флаг Организации Объединенных Наций.
С точки зрения оценки прошедшего периода стало очевидным, что принятое решение о создании Регионального центра, единогласно утвержденное Генеральной Ассамблеей и поддержанное всеми странами Центральной Азии, оказалось правильным, своевременным и стратегически обоснованным.
Все эти годы деятельность Регионального центра осуществлялась в строгом соответствии с заявленными целями и задачами, основывалась на принципах Устава ООН. С самого начала им был взят курс на тесное и конструктивное сотрудничество с правительствами государств региона, отдельными министерствами и ведомствами, общественными организациями, исследовательскими и образовательными учреждениями, другими национальными структурами, дипломатическими миссиями и представительствами международных организаций, аккредитованными в Туркменистане и государствах-соседях. Это позволило наладить хорошее взаимодействие, предметно вникнуть в национальную и региональную специфику, и сегодня эта структура является эффективным связующим звеном между Организацией Объединенных Наций и странами Центральной Азии в решении многих возникающих вопросов. Главным из них, конечно, является работа по предотвращению и нейтрализации угроз и вызовов, с которыми сталкивается регион, утверждению здесь прочной основы для мира, безопасности и стратегической стабильности. Не случайно, что в ходе своего заседания в августе 2012 года Совет Безопасности ООН, отметив важное значение превентивной дипломатии и раннего урегулирования споров, поддержал в этой связи усилия Регионального центра по превентивной дипломатии для Центральной Азии.
За прошедшие годы Региональный центр установил конструктивные рабочие связи с другими международными структурами и региональными организациями – ОБСЕ, Европейским союзом, Шанхайской организацией сотрудничества, Содружеством Независимых Государств и другими. В процессе его деятельности вырабатываются общие подходы к таким актуальным проблемам, как транснациональные угрозы, терроризм, экстремизм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, экологическая деградация и управление трансграничными водно-энергетическими ресурсами, региональная безопасность в контексте ситуации в Афганистане.
В середине 2010 года центр открыл свои представительства во всех государствах региона. Данный шаг существенно расширил возможности для организации двусторонних и многосторонних консультаций, проведения мероприятий различного формата для регулярного обмена мнениями. Так, центр провел серию международных семинаров по международному водному праву и переговоры по водным соглашениям в Центральной Азии. С целью усиления сотрудничества в сфере противодействия терроризму был организован ряд экспертных и ведомственных встреч, посвященных реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Такие мероприятия способствовали принятию совместного плана действий и совместной декларации, которые стали важными инструментами консолидации усилий международного сообщества в этом направлении. Безусловно полезными являются регулярно проводимые тренинги по превентивной дипломатии для молодых специалистов.
Очевидно, что за минувшие годы было сделано немало. Но время не стоит на месте, возникают новые явления, новые факторы, которые реально влияют на ситуацию – как на глобальном, так и на региональном уровнях. Они требуют своего осмысления, вдумчивого анализа и адекватного реагирования. И здесь появляются широкие возможности для применения инструментов превентивной дипломатии, поиска и использования современных переговорных механизмов, новаторских моделей взаимодействия. Для государств Центральной Азии, международных организаций объективно открываются большие перспективы для конструктивного влияния на региональные процессы, перевода их в позитивное русло, встраивания в контекст сотрудничества на крепкой и долгосрочной основе. Региональному центру ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии суждено сыграть в этом далеко не последнюю роль.
Потенциал центра будет востребован в таком важнейшем направлении, как энергетическая безопасность. В рамках своего мандата он призван принять меры по налаживанию общерегионального энергетического диалога. Туркменистан всегда заявлял о своей готовности оказывать центру всяческое содействие и необходимую поддержку в этой работе. Очевидно также, что он будет особенно востребован в том числе с учетом строительства газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, который способен оказать серьезное позитивное влияние на упрочение безопасности, стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в Афганистане и регионе в целом.
Потенциал центра может быть с успехом использован и в таком важнейшем аспекте регионального взаимодействия, как транспорт и коммуникации. Центр мог бы использовать дипломатические инструменты для активизации работы в этом направлении, провести анализ перспектив создания современной региональной транспортной и транзитной инфраструктуры с точки зрения ее влияния на общеполитическую обстановку, укрепления межгосударственного сотрудничества. Сегодня политика и экономика неотделимы друг от друга, и, как показывает практика, совместные экономические, торговые, инвестиционные проекты способны сгладить и нейтрализовать самые острые внешнеполитические противоречия, выступать в качестве эффективных мер превентивной дипломатии.
Один из самых острых вопросов, затрагивающих жизненные интересы всех государств Центральной Азии и соседних регионов, – экологическая безопасность. Она состоит из многих аспектов, и пути ее обеспечения лежат, в том числе, в дипломатической плоскости. Туркменистан настаивает, что экология не должна быть яблоком раздора, заложницей различных производственных, экономических интересов государств. Напротив, именно в сотрудничестве в экологической сфере, через внедрение передовых технологий «зеленой экономики» в Ашхабаде видят сегодня ключ к решению многих вопросов устойчивого развития Центральной Азии, улучшению социально-экономических условий жизни людей. И здесь позитивную роль может сыграть Региональный центр, выступив в качестве одного из координаторов многостороннего взаимодействия с участием специализированных международных и национальных структур. Речь в первую очередь идет о сохранении уникальных природных богатств Каспийского моря и спасении Арала.
Одним из важных направлений деятельности Регионального центра по превентивной дипломатии для Центральной Азии является афганская проблематика. Центр ведет большую работу по отслеживанию ситуации в этой стране, принимает участие в различных международных мероприятиях, посвященных этой теме. Его рекомендации и оценки выступают важным компонентом при планировании действий и шагов мирового сообщества по урегулированию обстановки в Афганистане.
Сегодня требуется предельная концентрация усилий по обеспечению долгосрочного мира, стабильности и безопасности в этой стране, еще более тесная международная координация, направленная на урегулирование внутриафганских противоречий мирными, политическими средствами, восстановление экономики и социальной сферы, решение гуманитарных вопросов. В этом контексте объективно возрастают роль и ответственность превентивной дипломатии, а значит, и Регионального центра.
Упрочение системы безопасности в регионе напрямую связано с наращиванием совместных усилий в сфере разоружения. Здесь необходимо системное многостороннее взаимодействие государств и авторитетных международных организаций, с тем чтобы придать процессам разоружения последовательный и необратимый характер. По сути, речь идет о формировании в этой части земного шара принципиально нового политико-психологического фона, благоприятствующего утверждению и упрочению в отношениях между государствами неконфронтационного мировоззрения, осознанного неприятия ими военной силы как инструмента решения существующих проблем или спорных вопросов. Именно такой подход, по мнению Туркменистана, является важнейшим условием для выстраивания подлинно добрососедских отношений на пространстве Центральной Азии и Каспийского бассейна, открывает целый пласт новых возможностей для сотрудничества, развития, повышения качества и уровня жизни людей, успешного интегрирования в общемировые процессы как региона, свободного от рисков конфликтов и конфронтаций, и потому привлекательного для внешних инвестиций и долгосрочных международных проектов в самых разных сферах. В этом контексте разоруженческая проблематика должна также оставаться в ряду главных приоритетов деятельности Регионального центра.
Происходящие сегодня в различных частях мира события стремительно меняют его геополитическую картину, трансформируют взгляды на ход и содержание региональных и глобальных процессов. Тем большую ценность и важность в международных делах приобретает твердая приверженность принципам и целям, лежащим в основе деятельности Организации Объединенных Наций, следование ее высоким гуманистическим идеалам, доказавшим свою жизнеспособность и универсальность.
Поддержка деятельности в Центральной Азии специализированной структуры – Регионального центра по превентивной дипломатии, – являясь отражением решимости международного сообщества последовательно отстаивать эти идеалы, сегодня особенно необходима.

Сердар ДУРДЫЕВ