ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2020  N3-4(180-181)
ЭКОНОМИКА
ОРИЕНТИРЫ ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ
В феврале 2020 года в структуре управления транспортными отраслями Туркменистана произошли знаковые перемены: агентства «Trkmendemirollary» («Туркменские железные дороги»), «Trkmenawtoulaglary» («Туркменские автодороги»), «Trkmenhowaollary» («Туркменское воздушное сообщение») и «Trkmendeizderaollary» («Туркменские морские и речные пути») переданы в прямое подчинение Кабинета министров Туркменистана.
Это решение подтверждает возросшую значимость для государства всей транспортной сферы, динамичному развитию которой сегодня придается приоритетное значение как в планах дальнейшего динамичного роста экономики страны, так и в масштабах межгосударственного сотрудничества в сфере транспорта.
До этого времени соответствующие транспортные агентства входили в состав созданного в начале 2019 года Министерства промышленности и коммуникации Туркменистана, в ведение которого были переданы в том числе министерства железнодорожного и автомобильного транспорта, Государственная служба морского и речного транспорта, а также служба «Trkmenhowaollary».
Ускоренное развитие транспортной и коммуникационной отраслей являются одним из основных направлений динамичной социально-экономической стратегии Туркменистана. За последние годы в стране реализованы и реализуется ряд крупных проектов в данной сфере. В Туркменистане активно развиваются все виды транспорта – железнодорожного, автомобильного, авиационного и морского. Транспортная сеть страны составляет более 3,8 тысячи километров магистральных железных дорог, около 13,8 тысячи километров автомобильных дорог, свыше 1 тысячи 120 километров внутренних судоходных путей.
По итогам 2019 года темп роста в сфере грузо- и пассажироперевозок по автомобильному, железнодорожному, воздушному и морскому транспорту составил, соответственно, 102,5 и 100,5 процента. Тем не менее Президент Гурбангулы Бердымухамедов ставит задачу обеспечить более динамичные темпы роста основных экономических показателей в этих отраслях, как и повышение качества услуг. Именно с целью успешного выполнения поставленных задач принято решение о создании транспортно-коммуникационного комплекса, подотчетного вице-премьерам.
Транспортно-транзитный потенциал Туркменистана постоянно возрастает. Важным вкладом в его увеличение по линии железнодорожного транспорта является сдача в эксплуатацию транснациональной железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран, ввод в строй железной дороги Керки – Ымамназар (Туркменистан) – Акина (Афганистан) и новой железнодорожной линии от туркменской границы к афганскому городу Тургунди. В последние несколько лет были осуществлены масштабные проекты по строительству и вводу в строй уникальных инженерно-транспортных сооружений в Лебапском велаяте. За 2009–2017 годы построены современные автомобильные мосты через Амударью Туркменабад – Фарап, Атамырат – Керкичи, Сейди – Эльджик и железнодорожные – Атамырат – Керкичи, Туркменабад – Фарап, а также понтонный мост Халач – Ходжамбаз.
На основе инновационных технологий и передового мирового опыта вводятся в эксплуатацию современные автомагистрали, ведется строительство высокоскоростных автомобильных дорог. Так, на новой трассе автобана Ашхабад – Туркменбаши будут построены около 60 больших и малых мостов и свыше 70 подземных переходов, утвержден проект автобана Ашхабад – Туркменабад.
Одним из приоритетов развития отрасли является модернизация технической базы автомобильного транспорта, доля которого является наиболее весомой в общем объеме перевозок грузов и пассажиров в стране. С этой целью регулярно пополняется грузовой и пассажирский парк автотранспорта.
Так, в марте 2020 года с южнокорейским заводом Hyundai Motor подписан контракт на поставку 400 новых автобусов Super Aero City на сумму $60 млн. Новые автобусы будут доставлены до 12 декабря 2020 года, когда в стране будет праздноваться 25-я годовщина нейтралитета. К слову, ранее за долгие годы сотрудничества корейская компания уже поставила в Туркменистан 1200 автобусов Hyundai.
Не менее масштабное партнерство налажено с российскими производителями автомобильной и авиационной техники. В декабре 2019 года в Туркменистан прибыла очередная партия из 110 автомобилей марки «КАМАЗ». Среди них большегрузные самосвалы, вахтовые автомобили, автозаправщики, автомобили-миксеры и другие виды техники, которая будет задействована в ведущих отраслях экономики страны.
Согласно договоренностям, Туркменистан поэтапно закупит около 2000 единиц автотехники «КАМАЗ». В 2019 году в распоряжение агентства «Туркменавтоулаглары» от российских партнеров поступило двести большегрузных автомобилей. До конца этого года прибудут еще двадцать единиц спецтехники. Туркменистан является одним из крупных и стабильных рынков сбыта продукции «КАМАЗ». За период с 2008 по 2018 год в страну было поставлено более 9000 единиц грузовых автомобилей и спецтехники «КАМАЗ». Эта техника широко используется в различных отраслях местной экономики. Дилерская сеть «КАМАЗ» действует в Ашхабаде, Балканабаде, Мары и Туркменабаде.
В марте 2020 года агентство «Trkmen-howaollary» подписало контракт с ПАО «Казанский вертолетный завод» Республики Татарстан (РФ) на поставку в Туркменистан двух вертолетов скорой медицинской помощи моделей «Mi-17-1W» и «ANSAT».
Как отметил Президент Гурбангулы Бердымухамедов, партнерские связи с Казанским вертолетным заводом налажены давно, авиатехника этого производителя успешно используется в народном хозяйстве Туркменистана. А модели вертолетов «ANSAT» и «Mi-17-lW», по словам главы государства, оснащены современной медицинской аппаратурой и адаптированы к условиям Туркменистана.
В настоящее время приоритетной задачей для транспортных отраслей, как, впрочем, и для других сфер экономики страны, является широкое внедрение цифровых технологий. Глава государства потребовал ускорить темпы их внедрения в железнодорожную отрасль, активизировать работу по электрификации и автоматизации железных дорог для бесперебойного курсирования высокоскоростных поездов.
Агентству «Trkmendemirollary» («Туркменские железные дороги»), Президент поручил в соответствии с программой социально-экономического развития страны на 2019–2025 годы провести реконструкцию и электрификацию железной дороги Туркменабад – Туркменбаши.
«Следует совершенствовать логистический потенциал страны, задействовав возможности туркменского участка международной железной дороги Узень – Гызылгая-Берекет – Этрек – Горган (Казахстан – Туркменистан – Иран), увеличить транзитный грузооборот. Также необходимо ускорить темпы работ по реконструкции внутренних железных дорог страны», – сказал Президент на заседании правительства.
Глава государства также ставит задачу наладить на полную мощность работу Туркменбашинского международного морского порта. Порт в Туркменбаши, введенный в эксплуатацию в мае 2018 года, призван стать ключевым логистическим узлом региона. Руководству агентства «Trkmendeizderaollary» («Туркменские морские пути») Президент поручил ввести в порту Туркменбаши электронный учет прибытия и отбытия грузов, а также его автоматическую погрузку и разгрузку. Также поручено эффективнее задействовать возможности Балканского судостроительного завода по строительству и ремонту судов.
Важной составляющей масштабных реформ в транспортной сфере является модернизация инфраструктуры и техническое переоснащение гражданской авиации. Агентству «Trkmenhowaollary» глава государства поручил провести работу по вступлению в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), продолжить подготовку высококвалифицированных специалистов. Используя новейшие достижения науки и техники, широко внедрять в деятельность агентства цифровые технологии. Президент также поручил уделить особое внимание развитию системы аэронавигации, повышению качества обслуживания пассажиров, совершенствованию транзитного грузооборота.
Постоянно обновляется парк авиатехники: на смену самолетам, выработавшим свой ресурс, закупаются комфортабельные лайнеры нового по­коления – «Боинг 737-700» и «Боинг 737-800», которыми к 2020 году будет полностью переоснащен воздушный парк страны.
Интенсивно развивается и наземная инфраструктура авиаперевозок. Два терминала Международного аэропорта Ашхабада позволяют обслуживать около 2 тысяч пассажиров в час. Через полностью механизированный грузовой терминал может проходить до 200 тысяч тонн грузов. Аэровокзальные комплексы в Балканабаде, Дашогузе, Мары, Туркменабаде и Туркменбаши обладают пропускной способностью от 500 до 800 пассажиров в час и также позволяют принимать международные рейсы. Помимо этого, предусматривается восстановление аэропортов в малых городах – Атамырате, Магданлы, Газачаке, Куняургенче, Хазаре и других.
Главный авиаперевозчик – АООТ «Авиакомпания „Туркменистан“» выполняет полеты в 18 пунктов назначения за рубежом и по 11 воздушным линиям внутри страны. Интенсификация Туркменистаном грузовых и пассажирских перевозок рассматривается в качестве важного условия полномасштабной интеграции центральноазиатских и прикаспийских стран в систему мировых экономических связей.
Как заявил Президент Туркменистана, «использование автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов развитие транспортной системы по направлениям Север – Юг, Запад – Восток имеет широкие перспективы, позволяя соединить большое пространство, простирающееся от Тихого океана до Каспийского и Черного морей, от севера Европы до Индийского океана». С этой целью претворяются в жизнь масштабные международные проекты. Одним из наглядных примеров является ввод в эксплуатацию стальной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран по линии Север – Юг.
В начале этого года дан старт строительству современных автовокзалов в Балканском, Дашогузском, Лебапском и Марыйском велаятах. Управление новыми автовокзалами будет осуществляться на основе передовых технологий и цифровой системы.
Большую значимость как для активизации международного сотрудничества и формирования транзитных коридоров, так и для создания слаженного сообщения между пассажирскими автовокзалами велаятов и столицы будет иметь ввод в эксплуатацию строящегося силами туркменских компаний высокоскоростного автобана Ашхабад – Туркменабад.
Туркменистан, являясь важным транспортно-логистическим и транзитным узлом региона, уделяет пристальное внимание строительству транспортных магистралей международного значения. Это выступает ключевым условием обеспечения слаженного пассажирского сообщения между регионами и создания важного участка транспортно-транзитного коридора международного значения. Последние изменения в транспортной отрасли Туркменистана заметно повысили его связь с соседними странами.
В частности, Международный морской порт Туркменбаши на Каспийском море и железнодорожная линия, связывающая Казахстан с Ираном через Туркменистан, упрощают использование региональных торговых потоков.
Транспортный коридор Афганистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция представляет собой мультимодальный проект, ориентированный на железные и автодороги между пятью странами, включая Туркменистан, и входит в число крупнейших планируемых инвестиционных проектов в стране. Он повысит, как ожидается, региональную интеграцию и увеличит торговлю с другими странами.
Другие трансграничные проекты включают пограничную железную дорогу Берекет – Этрек – Туркменистан – Иран и модернизацию железных дорог коридоров ЦАРЭС (Туркменабад – Мары). Как ожидается, их реализация будет стимулировать экономический рост в регионе.
В целом, проекты в сфере транспортной инфраструктуры имеют важное значение для Туркменистана. Они помогут упростить перевозку крупных грузов, нефти и нефтепродуктов, минерального сырья, сельскохозяйственной продукции между странами.
В финансировании важных трансграничных транспортных проектов принимают участие зарубежные банковские структуры. Например, Азиатский банк развития (АБР) много лет оказывает поддержку Туркменистану в развитии эффективной интегрированной железнодорожной системы для повышения связности с соседним Казахстаном, странами Персидского залива, Российской Федерацией и Южной Азией.
С учетом выгодного геоэкономического положения страны в Туркменистане придается большое значение развитию сферы морского и речного транспорта. Ведется комплексная работа по совершенствованию перевозок пассажиров, а также грузов народнохозяйственного назначения, развитию портов и портовых пунктов. Туркменистан присоединился к основным международным конвенциям, регулирующим морские торговые рейсы.
По заказу Туркменистана на судоверфи Хорватии были построены два парома класса RO-PAX, предназначенные для перевозки пассажиров, грузовых автомобилей и других транспортных средств в регионе Каспийского моря.
Помимо паромов, для перевозки нефтяных продуктов были приобретены и введены в эксплуатацию танкеры «Sumbar», «Hazar», «Jehun», «Bitarap», «Etrek», «Kenar», «Alaja», соответствующие мировым стандартам. В настоящее время эти танкеры, выполняя рейсы между прикаспийскими портами, достойно представляют страну на международном рынке морских перевозок.
В последние годы в Туркменистане продолжалась реконструкция старых и строительство новых автодорог. В стране была полностью реконструирована сеть магистральных автодорог, построены новые скоростные шоссе со всей необходимой дорожной инфраструктурой. На автомагистралях Ашхабад – Туркменбаши и Ашхабад – Мары были построены дополнительно 78 автомобильных мостов. При сооружении автомагистралей одновременно строятся десятки инженерных объектов – транспортные развязки, мосты и эстакады, которые позволят снизить загруженность автострад, обеспечить противоселевую защиту и безопасность движения.
На строительство автобана Ашхабад – Туркменабад протяженностью около 600 километров, стартовавшее в январе 2019 года, правительство выделило льготный валютный кредит в размере 2,3 млрд. долларов. Реализация этого масштабного проекта доверена акционерному обществу «Туркмен Автобан» – члену Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана. На первом этапе планируется завершить участок Ашхабад – Теджен в декабре 2020 года, на втором – участок Теджен – Мары в декабре 2022 года, и на третьем этапе – участок Мары – Туркменабад в декабре 2023 года.
Эксперты отмечают, что новая автомагистраль востребована задачами диверсификации транзитно-логистической сети, экономического комплекса страны, бизнеса и всей системы международных отношений Туркменского государства.
Таким образом, развитие транспортного комплекса Туркменистана происходит с нарастающей интенсивностью, а эффективная государственная политика является основой превращения Туркменистана в крупнейший транспортно-транзитный коридор международного значения.

Олег ЛУКИН


©Международный журнал "Туркменистан", 2005