2020  N1-2(178-179)
ИСКУССТВО
ОБРЕТЕННОЕ ВДОХНОВЕНИЕ
Для многих художников туркменская земля являлась не просто средоточием экзотики и самобытности, но и местом, в котором сохранялись мудрое понимание основ жизни и связь с древней культурой. Они были заворожены красотой народного творчества, вечной, непреходящей. Здесь сияют необыкновенной синевой изразцы мечетей и минаретов, одежда впечатляет благородной красочностью, а лица людей – спокойствием и значительностью. Прекрасная действительность побуждала выдающихся российских живописцев рубежа веков создавать полотна, в которых воспевалась эта колоритная азиатская бытность. Жизнь и природа Туркмении производили на художников очень сильное впечатление как богатый источник для творчества.
Любовь к земле, людям, быту вдохновляла их на написание все новых и новых картин, посвященных Туркменистану. Приезжая в благословенный край, каждый из них оставлял здесь частицу своей души, а многие из художников оставались навсегда, работали, обучали молодежь, открывая ей дорогу в прекрасный мир искусства. Именитые мастера, получившие образование в лучших российских школах живописи, сыграли большую роль в становлении туркменского национального изобразительного искусства, в воспитании нескольких поколений художников, огранили много талантов, добавив природным способностям высокий профессионализм. А те, кто покидал сказочный край, увозили в своем сердце любовь к Туркменистану, оставаясь в душе преданными поклонниками этой земли, и в своих полотнах рассказывали о красоте, культуре, искусстве туркменского народа всему миру.
Выставка, прошедшая в 1934 году в Ашхабаде и посвященная 10-летию образования Туркменской республики, стала крупнейшим событием в истории изобразительного искусства страны. К участию в выставке была привлечена бригада российских художников: Константин Вялов, Иван Черинько, Павел Королев, Николай Терпсихоров, Мартирос Сарьян, Степан Дудник, Павел Радимов, Давид Штеренберг и другие. Вместе с туркменскими коллегами для сбора материалов к своим работам, отражающим жизнь молодой республики, они выезжали в творческие командировки во все уголки Туркменистана. Мощный творческий союз подарил туркменской национальной культуре произведения авангарда и реализма, напоенные цветом, светом и воздухом Востока.
В коллекции Туркменского государственного музея изобразительных искусств хранятся полотна художников, которые в разные годы работали в Туркменистане, и тех, для кого туркменская земля стала второй родиной. Многие картины входят в основную экспозицию музея, с творчеством других художников можно ознакомиться на тематических выставках, которые постоянно обновляются.
Истоки этой удивительной коллекции относятся к 1934 году, когда в Туркменистан приехала творческая бригада российских художников, увлеченная поисками восточной экзотики в новом социалистическом формате. Совместно с туркменскими художниками россияне работали над национальной темой и в начале 1935 года участвовали в выставке, приуроченной к открытию Всетуркменского съезда советов. В экспозиции было представлено около 200 произведений (картин, портретов, зарисовок и этюдов) от 27 московских и туркменских художников.
Русский художник Константин Александрович Вялов (1900–1976) вместе с бригадой московских коллег, изучая национальные традиции и быт, влюбился в местный колорит, что привело к появлению монументального полотна «Туркменка». На картине воплощены ярчайшие черты туркменской женщины – красота, статность, гордость, в которых читается восхищение мастера потомками амазонок. На фоне серо-голубого серебристого неба, на высоком холме в ярко-красном национальном одеянии и украшениях невесты изображена молодая женщина. Во взгляде туркменки – серьезность и сосредоточенность, принятие нового мира. Художник поднял статус женщины над обыденностью, поразившись творением рук женщины-туркменки, которые включают все разнообразие мира, всю вселенную – от традиционного уклада до уникального творения. Произведения Константина Вялова также находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других крупнейших музейных собраниях.
Одним из художников, оставивших заметный след в истории изобразительного искусства Туркменистана стал Павел Александрович Радимов (1887–1967). Им была создана серия живописных полотен, которые хранятся в фондах Туркменского государственного музея. А в постоянной экспозиции представлены произведения «Очистка арыков», «Трепало» и «Базар».
Художником сложным и многогранным, а подчас противоречивым вошел в историю мирового изобразительного искусства Мартирос Сарьян (1880–1972), чье творчество образует одно из наиболее ярких стилистических течений в мировой живописи. Пребывание Сарьяна в Туркменистане ограничилось Ашхабадом и его окрестностями, но за два месяца им были выполнены серия из пятнадцати пейзажей, большое панно «Сбор хлопка в Туркмении» и ряд рисунков. В одном из писем художник делился своими впечатлениями: «Самое интересное и неотразимое – это сами туркмены. Это все дети пустыни – страшной, но вместе с тем чарующей, узорной. Эта пустыня производит потрясающее впечатление». Даже без высказываний художника, по его работам можно заключить, что больше всего заинтересовало Сарьяна в Туркменистане. Это природа и люди или, точнее, люди в природе. Картины Мартироса Сарьяна, переданные в дар туркменскому народу, занимают достойное место среди шедевров живописной коллекции музея. Эти картины являют собой сюиты жанровых и пейзажных композиций на туркменские темы: «Капустники в Багире», «Сбор винограда в Багире», «Аннау» и «Багир», написанные в 1934 году.
Поездка в Туркменистан подарила множество впечатлений и представителю живописной эстетики Николаю Борисовичу Терпсихорову (1890–1960). Яркие краски туркменской земли значительно обогатили цветовую гамму его полотен. Незнакомый уклад жизни расширил запас жанровых впечатлений. Туркменские этюды легли в основу нескольких больших жанровых картин – «В селе Джемгыет», «Девушка-туркменка у окна», «Туркменка». К сожалению, несколько его работ – «Ткачихи», «Аул Кеши», «Ковровщицы» – погибли под завалами печально известного ашхабадского землетрясения 1948 года, но они остались во многих каталогах.
Приехав в Туркменистан и окунувшись в его необычайную колоритность, живописец Степан Ильич Дудник (1913–1996) создал ряд произведений портретного жанра именитых личностей начала XX века. Тонкое чутье художника и глубокое понимание людей помогли ему воспеть представителей разных профессий, но при всем этом сохраняя индивидуальность каждого своего героя. Полюбив Ашхабад, он многие годы прожил в нем, создав серию полотен, посвященных туркменскому народу. В 50-е годы он вернулся в Россию и до конца своей жизни возвращался к тематике Туркменистана в своих полотнах.
Давид Петрович Штеренберг (1881–1948) – одна из ключевых определяющих фигур русской живописи конца 1910 – начала 1930 годов. На переднем плане картины «В Багире» – небольшой аул, много зелени. За аулом – желтая равнина, переходящая в коричневые горы с сиренево-серыми извилинами долины на фоне светло-голубого неба. На полотне «Улица в ауле» – арык, наполненный водой. Слева, параллельно ему, виден ряд зданий, уходящих вдаль.
Впервые на юбилейной выставке 1934 года в Туркменистане выступил художник Иван Иванович Черинько (1908–1948). Творчество художника явилось значительным явлением в туркменской живописи.
Туркменская земля стала второй родиной для многих художников, приехавших сюда работать и оставшихся здесь на всю жизнь. Колоритные природные ландшафты, обилие солнца, искренность и добросердечие людей рождало любовь к этой древней земле и нежелание расставаться с ней. В 30-е годы прошлого столетия в Туркменистан приехали Геннадий Бабиков, Юлия и Мустафа Данешвар, Евгения Адамова и другие замечательные мастера, которые были выпускниками российских художественных школ и получили образование у известных русских мастеров. С их помощью зарождалась классика туркменского изобразительного искусства, в основе которого лежали традиции русского изобразительного искусства.
Творческие связи, соединившие турк-менский и русский народы много лет назад, не теряют своей актуальности и в наши дни. Обмениваясь идеями, опытом, участвуя в совместных выставочных и реставрационных проектах, специалисты двух стран продолжают обогащать культуры двух народов, следуя по пути, оставшемуся в наследство от великих мастеров прошлого.

Дженнет КАРАНОВА