ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2019  N11-12(176-177)
КУЛЬТУРА
СОДРУЖЕСТВО ТАЛАНТОВ
В конце 2019 года в Туркменистане состоялся III Международный театральный фестиваль, объединивший 14 коллективов из 12 государств мира. Значительную часть участников смотра сценического искусства составили лучшие творческие силы Содружества Независимых Государств, что вполне объяснимо с учетом председательства Туркменистана в СНГ в 2019 году.
Площадки международного форума со звучным названием «Театральное искусство эпохи счастья» стали местом развития гуманитарного диалога, начатого еще в дни XIV Форума творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ. Напомним, что к этому событию была приурочена премьера Главного драматического театра Туркменистана – яркий музыкальный спектакль «Звуки дутара», поставленный по мотивам книги Президента Гурбангулы Бердымухамедова «Музыка мира, музыка дружбы и братства» и посвященный созидающей силе искусства.
Именно эта сила спустя полгода вновь объединила в главном драмтеатре страны служителей Мельпомены, которые подарили туркменистанцам и, конечно же, друг другу пять замечательных дней, наполненных творческим и человеческим общением. А увертюрой этого праздника стала яркая церемония открытия фестиваля.
Колоритное представление развернулось на театральной площади в самом центре Ашхабада. Артисты приветствовали гостей в знаковых для туркменского народа образах Огузхана, Горкут ата, Героглы и Махтумкули, тем самым подчеркивая историческую преемственность духовных традиций, заложенных в идею проведения международного театрального смотра.
Исполненные профессиональным и детским танцевальным коллективами зажигательная музыкально-хореографическая композиция «с дутарами» и древний туркменский танец куштдепди, признанный культурным достоянием человечества, продолжили экскурс в национальные традиции.
Этот творческий посыл был подхвачен всеми участниками фестиваля. В ярком шествии, в национальных костюмах под флагами своих государств, они проследовали в театральный зал, на сцене которого состоялись презентации их творческих возможностей – заявка на многожанровость и стилевое разнообразие фестивальной программы, включившей драму и комедию, оперу и мюзикл, театр теней и одного актера, эпические и сказочные повествования, кукольные представления.
В фестивальную программу органично вошла одна из лучших работ Главного драматического театра Туркменистана – спектакль «Довлет гуши» («Птица счастья»). Поставленный по одноименному произведению Президента Гурбангулы Бердымухамедова, он обращает зрителя к годам военного лихолетья и рассказывает о полных драматизма и героизма страницах общей для стран Содружества истории. И это особенно актуально в преддверии важной даты – 75-летия Великой Победы.
В числе постановок, показанных хозяевами фестиваля, – насыщенные реалиями туркменского быта, неповторимым фольклорным колоритом спектакли, дающие представление о ценностных ориентирах, менталитете, национальных корнях, обычаях и нравах туркменского народа, его устремлениях и мечтах. Сегодня в Туркменистане действует 10 государственных театров, в том числе 6 столичных и четыре велаятских. Отечественное театральное искусство органично соединяет в своем репертуаре богатейший мир национальной и мировой культуры.
Каждый фестивальный день был использован для обмена опытом, идеями, планами. В этих целях проводились встречи и мастер-классы в театрах и творческих вузах туркменской столицы, горячие обсуждения фестивальных постановок: игры актеров, сюжетов, сценических приемов.
Коллеги по творческому цеху понимали друг друга и без слов – за них говорило их искусство, которое щедро дарилось зрителю. А о его высокой оценке можно было судить по аншлагам, которые сопровождали театральные показы. Заядлые театралы сетовали, что фестивальная программа была настолько насыщена, что не позволила посетить все спектакли.
Зрителей очаровала игра коллектива «Жастар» («Молодежь») из столицы Казахстана. Театр существует 12 лет, за эти годы он приобрел популярность далеко за пределами своей страны. «Жастар» отличается разносторонностью и новаторством, смелыми экспериментами в создании колоритных спектаклей с использованием возможностей разных видов искусства. В Ашхабад артисты привезли современную, выразительную интерпретацию казахской лирико-эпической поэмы «Кыз-Жибек», отличающуюся органичным сочетанием народного и современного вокала, хореографии, пластики, изобилующую яркими находками в сценографии.
В представленном казахстанской труппой мюзикле «Жибек» пронзительно звучала тема вечного противоборства любви и коварства. Она же вдохновила коллектив Студенческого театра имени Молланепеса, вынесшего на суд зрительской аудитории свой новый оригинальный спектакль по мотивам известного дестана «Лейли и Меджнун», представивший в противовес канонам пластическое прочтение образов.
Постановкой «Падаркуш» («Отцеубийца») заявил о себе коллектив Государственного театра сатиры Республики Узбекистан. Незамысловатый сюжет трагедии, написанной более ста лет назад и рассказывающей о пользе просвещения, продолжает оставаться актуальным и сегодня, что отлично продемонстрировали артисты узбекского театра сатиры. Первое, что бросается в глаза в спектакле, свойственная этому театру зрелищная сатирическая подача событий и образов, позволяющая импровизировать с помощью жестов, мимики, пластических движений, использования музыкальных решений для передачи атмосферы происходящего, объяснения состояния того или иного персонажа.
А самой популярной площадкой фестиваля стал Государственный театр кукол, на сцене которого для зрителей от мала до велика прошел парад кукольных коллективов разных стран. Сами участники форума объясняли этот факт активно развивающимся сотрудничеством кукольных театров стран Содружества, которые за последние годы не раз встречались на площадках международных фестивальных смотров.
Приглашение участвовать в ашхабадском сценическом форуме приняли Брянский областной театр кукол и Татарский государственный театр кукол «Экият» (Российская Федерация), Государственный республиканский театр кукол Таджикистана, Киевский академический театр кукол.
Наши спектакли, говорили «кукольники», рассчитаны на зрителей разного возраста, однако основной аудиторией являются дети, за которыми, как известно, будущее. Внимание руководства Туркменистана к творческим поискам театров для юных зрителей – важный показатель отношения к воспитанию и образованию детей, которые потрясли нас своей чуткостью, отзывчивостью, умением слушать, воспринимать и сопереживать.
Татарский театр кукол, отметивший в текущем году 85-летний юбилей, показал один из лучших своих спектаклей «Коза и овца» по сказке великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Это детский кукольный мюзикл, в котором торжествует добро.
Спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» представили актеры Брянского областного театра кукол. Театр с данной постановкой стал одним из лауреатов фестиваля «Славянские театральные встречи», получил приз на театральном конкурсе «Успех», отмечен за «Лучшую режиссерскую работу» и «Лучшую сценографию». Знакомое произведение прозвучало совершенно по-новому. В спектакле прекрасно уживаются персонажи из разных произведений Пушкина. Знакомые эпизоды сказки перемежаются с совершенно новыми. Зрителям запомнились и полюбились интереснейшие куклы – сказочные герои, главные из которых Старик и Рыбка.
Для юных туркменских театралов Киевский академический театр кукол привез свою сценическую работу «Гуси-лебеди». Благодаря интерактивной форме спектакля, где звучали украинские песни, проводились народные игры со зрителями, никто не остался в стороне.
Эта же энергетика отличала спектакль для взрослых «Кто виноват?» Государственного республиканского театра кукол Таджикистана – одного из старейших театральных коллективов страны, лауреата многочисленных престижных международных форумов. Театр черпает вдохновение из самобытного традиционного кукольного искусства древних таджиков (масхарабозов). Спектакль «Кто виноват?» создан по произведению русского драматурга Льва Кожевникова и полон ярких сцен.
На взрослую аудиторию рассчитана и постановка «Сюита для воробья со скрипкой», представленная в Ашхабаде петербургским Независимым театром теней. Этот коллектив, созданный в культурной столице России всего лишь два года назад, уже имеет в своем арсенале три выразительных спектакля с оригинальной драматургической концепцией образов. Жанр «Сюиты для воробья со скрипкой» – теневая фантазия на тему бесценности жизни. В спектакле нет слов – только прекрасная музыка Вивальди.
Трио петербургских артисток также продемонстрировало особенности избранного ими жанра в Туркменском государственном институте культуры, где действует, пока на кружковом уровне, свой «Театр теней». И потому мастер-класс от профессионалов вызвал огромный интерес у студентов.
Премьерным показом спектакля «Вечные легенды» отметил свое участие в фестивале Государственный театр кукол Туркменистана. В основу спектакля, отличающегося национальным колоритом, легли сюжеты из произведений Президента Туркменистана. Три истории-легенды о материнстве, возникновении мечети Джамал ад-Дина, а также о храбрости, силе и смекалке туркменских алабаев на первый взгляд не связаны общим сюжетом. Но их объединяет духовная общность, которая освещает всю архитектонику постановки, в которой органично соединены традиционные действия с куклами – мудрыми и обаятельными персонажами и различные новаторские приемы, позволяющие очаровывать зрителя чудесными превращениями и волшебными перемещениями во времени.
Завершающим аккордом театрального смотра стал спектакль «Домрул» – обновленная версия известной работы коллектива Главного драматического театра Туркменистана, созданной по мотивам эпоса «Горкут ата». Смысловая доминанта спектакля – ценность человеческой жизни, он тяготеет к вечным и понятным на любом языке темам – чести и долга, нравственной чистоты и достоинства человека, поиска смысла жизни.
Постановка, проникнутая любовью и уважением к многовековым традициям туркменского народа, оставила незабываемые впечатления в сердцах многочисленных поклонников Мельпомены и получила высокую оценку коллег из разных стран мира, отметивших высокопрофессиональную режиссерскую и отличную актерскую работу.
Такие спектакли свидетельствуют о процветании театрального искусства в Туркменистане, говорили участники фестиваля, которые сразу после показа постановки «Домрул» провели рабочее совещание, подвели итоги театрального смотра и обсудили дальнейшие тенденции в развитии межтеатрального диалога.
«Равнодушных не было, не было и скучных спектаклей, которые не нашли бы отклик у зрителей, а это означает, что сегодня идет процесс возвращения к живому искусству, каковым на протяжении веков является театр», – подытожил пятидневный театральный марафон руководитель и главный режиссер Главного драматического театра народный артист Туркменистана Какаджан Аширов.
В качестве ведущего завершающего мероприятия форума, он предоставил слово всем участникам ашхабадского смотра, которые с благодарностью отозвались о проведенном театральном фестивале, отметили высокий уровень его организации. Звучали слова искренней признательности в адрес Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, чьим попечением получают свое развитие культура и искусство страны, растет ее авторитет в международных культурных кругах.
Представители театральных коллективов выступали с единодушным пожеланием продолжить сложившуюся в Туркменистане традицию межкультурного диалога, встречаться чаще, чтобы расти профессионально, обмениваться опытом, духовно обогащать друг друга.
Художественный руководитель и главный режиссер театра «Жастар» заслуженный деятель Республики Казахстан Нурканат Жакыпбай констатировал, что нынешняя встреча коллег значительно расширила рамки профессиональных контактов представителей разных культур. Самое ценное, чем запомнился фестиваль, – это дух единения, образный язык искусства, на котором шло заинтересованное и искреннее общение представителей разных культур. «Встреча с творческими коллективами театров из многих стран показала, что у нас больше общего, чем отличий», – подчеркнул Нурканат Жакыпбай.
Директор театра кукол «Экият» Роза Яппарова, рассказывая о развитии кукольных театров в Татарстане, где сегодня насчитывается 19 таких коллективов, привела слова Габдулы Тукая: «Театр – и зрелище, и школа для народа. Будить сердца людей – вот в чем его природа».
«Классное название у нашего фестиваля, – заметила в своем эмоциональном выступлении представитель Брянского театра кукол Екатерина Вишневская: – «Пусть эпоха счастья не заканчивается!».
Об этом пелось и в музыкальном гимне III Международного фестиваля на церемонии его закрытия, состоявшейся в Национальном музыкально-драматическом театре имени Махтумкули. Всем участникам были вручены кубки, дипломы, памятные подарки. Ашхабадский театральный форум, явившись одним из ярких мероприятий 2019 года – года председательства Туркменистана в Содружестве Независимых Государств, вновь продемонстрировал желание развивать межкультурный диалог, продвигать философию «Мир театра – мир добра».

Марал КАДЖАРОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005