ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2019  N11-12(176-177)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ
Разнообразие мнений, стремление к нахождению общей концептуальной диалоговой платформы – именно это отличало панельную дискуссию «Туркменистан – сердце Великого Шелкового пути», состоявшуюся в рамках XIV Форума творческой и научной интеллигенции стран Содружества в Ашхабаде.
Предметный разговор, дополнивший повестку дня форума – «Общее гуманитарное пространство Содружества: диалог в сфере культуры, науки, образования», – привлек участников из разных стран. Говорили о том, что Великий Шелковый путь, который веками содействовал не только развитию торговли, но и взаимному проникновению культур, может послужить показательной моделью для межнационального общения и в XXI веке.
Модератор дискуссии Михаил Швыдкой подчеркнул, что заявленная тема важна для всего евразийского пространства: «Проблема Великого Шелкового пути охватывает много аспектов. Сегодня создание транспортной артерии между Востоком и Западом, между Китаем, Дальним Востоком и Европой – одна из серьезных экономических задач, которая по-разному решается в разных странах».
Экскурс в историю древней магистрали провел Александр Кадырбаев из Института востоковедения Российской академии наук: «Упоминания о Шелковом пути датируются вторым веком до нашей эры; первые сведения о нем содержатся в китайских источниках. В то время обострилась борьба китайцев с кочевыми народами, и император из династии Хань отправил своего посла Чжан Цяня далеко на Запад. Благодаря его открытиям китайцы узнали о народах западного края, Центральной Азии».
О Шелковом пути на территории нынешнего Кыргызстана рассказала Людмила Ставская, заведующая кафедрой Кыргызско-Российского славянского университета:
– На Иссык-Куле произошла встреча двух дорог, с Запада и с Востока. Случилось это в городе Чугу, столице государства усуней. Отсюда разбежались трассы Великого Шелкового пути. Для народов, живших на данной территории, это имело огромное значение. Многие средневековые города, которые сформировались на территории Кыргызстана в VI веке, были основаны согдийскими купцами. Побуждаемые экономическими стимулами, торговцы двигались со своих исконных территорий навстречу караванам».
На таджикской земле, щедрой на всякого рода ценные артефакты, также активно ведутся раскопки. В Саразме, городе с историей в пять с половиной тысяч лет, работают археологи из России, Германии, Франции. Фарход Рахими, президент Академии наук Республики Таджикистан, предложил ученым из стран-соседей присоединиться к проекту, чтобы вместе узнавать общую историю.
Поговорить о новом Шелковом пути как прообразе возможного мирового порядка предложил Ильхам Маммедзаде, директор Института философии Национальной академии наук Азербайджана: «Для того чтобы Шелковый путь состоялся, надо перестать предъявлять друг другу территориальные, культурные и языковые претензии. Особо острые моменты необходимо рассматривать вместе. Важно понять, как страны бывшего Союза, нынешнего СНГ, будут участвовать в новом Шелковом пути: единым, многообразным, но общим интегративным потоком или каждое государство отдельно от других. Это один из ключевых моментов».
Говоря об экономическом и культурном потенциале Шелкового пути, не стоит упускать из виду и такую важную составляющую, как туристическая индустрия. Ее выверенная стратегия может стать инструментом, способным повлиять на культурно-гуманитарный потенциал и экономическое развитие регионов. Об этом напомнила Светлана Дихтяр, директор российской некоммерческой организации «Туризм и гостеприимство в современном мире»: «Разговор о наследии Шелкового пути в туризме начался задолго до китайской инициативы «Один пояс, один путь». Так, в 1994 году Всемирная туристская организация приняла Самаркандскую декларацию, объединившую страны, по которым проходил этот древний маршрут. В настоящее время в проекте по возрождению туризма на Великом Шелковом пути под эгидой Всемирной туристской организации участвуют 34 страны, в том числе большинство стран СНГ».
Светлана Дихтяр привела показательные цифры: в мире о бренде «Шелковый путь» знают более 80 процентов путешественников, 60 процентов опрошенных хотели бы осмотреть древние города на маршруте, около 50 процентов туристов интересуются памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО и почти половину (более 45 процентов) привлекает гастрономия. Вопрос лишь в том, насколько туристские предложения отвечают требованиям современного путешественника.
Научный сотрудник Института археологии и этнографии Национальной академии наук Армении Гамлет Мелкумян поделился своими впечатлениями от дискуссии: «Впервые темы Шелкового пути я коснулся еще студентом – выиграл конкурс китайского посольства. Написал эссе о Шелковом пути как способе межкультурных проникновений. Думал, этим все и закончится. Но три года назад мы начали большой научный проект, в котором участвовали Германия, государства Центральной Азии, Грузия и Армения. Исследовали торговые отношения и пути в Евразию. Итогом изысканий стала недавно опубликованная книга. На самом деле обычные люди по своей инициативе создают новый Шелковый путь, к этому толкают кризисные экономические ситуации. Данный процесс активно начался в 90-е годы и ускорился в начале XXI века. Но сегодня это в большей степени путешествие вещей. Нынешний Шелковый путь не только сухопутный, но и воздушный, новые маршруты могут и не соответствовать в точности историческим. Хотя часть старинного отрезка того пути, через Араратскую долину, и сегодня используется в Армении как международная трасса».
Мухаммеддурды Маммедов, руководитель Национального управления по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры Туркменистана, со-модератор дискуссии, напомнил, что значимые трассы древнего пути проходили и по нынешней туркменской территории. Об этом свидетельствуют античные и средневековые авторы, а также богатый археологический материал. Именно эти данные стали научным фундаментом книги Президента Гурбангулы Бердымухамедова «Туркменистан – сердце Великого Шелкового пути». В настоящее время совместно с соседними странами ведется работа по номинации трасс древней магистрали в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Находки, сделанные в древней дельте Мургаба, подтвердили, что на этой территории была монументальная архитектура, развитые искусства и ремесла, совершенные инженерные сооружения. Все пути, как торговые, так и культурные, пересекались на этой территории уже в эпоху бронзы», – отметила Надежда Дубова, руководитель Российско-туркменской Маргианской археологической экспедиции.
Таким образом внимание участников дискуссии было привлечено к неоспоримому факту, что именно Туркменистан оставался во все времена условным «золотым звеном» древнего трансконтинентального маршрута. А фундаментальный труд Президента Гурбангулы Бердымухамедова стал предметом пристального изучения участников ашхабадского форума.

Людмила ДЕНИСЕНКО


©Международный журнал "Туркменистан", 2005